Вагоны-самосвалы (думпкары) в зависимости от грузоподъемности и нагрузок от оси на рельс имеют двухосные, трехосные и четырехосные тележки. Основным назначением тележек является смягчение вертикальных и горизонтальных динамических усилий при движении вагона, а также обеспечение их вписывания в кривые участки пути. Вагоны на тележках лучше вписываются в кривые малого радиуса, оказывают меньшее сопротивление движению, испытывают меньшее влияние неровности пути.
Воздействие внешних сил на конструкцию вагона снижает рессорное подвешивание. Конструкция свободного соединения тележки с нижней рамой вагона-самосвала через пятник и боковые сколь-зуны улучшает прохождение кривых участков пути. С учетом особенностей железных дорог открытых горных разработок (наличие большого числа кривых малого радиуса, подъемов и спусков, временных железнодорожных путей на отвалах и в карьерах) перечисленное имеет большое значение для улучшения эксплуатации вагонов-самосвалов.
Применение многоосных тележек (трехосных и четырехосных) при существующих нагрузках от оси вагона на рельсы до 295 кН (30 000 кгс), а в перспективе до 342 кН (35 000 кгс) позволяет создавать вагоны-самосвалы повышенной грузоподъемности.
Тележки различают по числу осей, типу рессорного подвешивания, передаче нагрузки от кузова вагона на раму тележки и от рамы тележки к колесным парам. По числу колесных пар тележки делят на двухосные, трехосные и четырехосные, а по рессорному подвешиванию — на тележки с буксовым и с центральным рессорным подвешиванием. Нагрузка от кузова на раму тележки передается через среднюю поперечную балку рамы тележки, жестко связанную с ее боковыми рамами (в тележках с буксовым рессорным подвешиванием), или через балку, свободно опертую своими концами на рессоры, расположенные на раме тележки (в тележках с центральным рессорным подвешиванием).
Нагрузка от кузова на надрессорную балку передается центрально от пятника кузова на подпятник тележки. Такая передача нагрузки обеспечивает свободный поворот тележек под кузовом вагона. Нагрузки от рамы колесным парам тележки передаются или непосредственно (при центральном подвешивании), или через рессорный комплект (при буксовом подвешивании).
В последние годы тележки для вагонов-самосвалов выпускают только с центральным рессорным подвешиванием. Рамы тележек изготовляют с литыми и поясными боковинами. Последние применяют на вагонах-самосвалах узкой колеи.
⇐Восьмиосные вагоны-самосвалы 2ВС-180 грузоподъемностью 180 т | Вагоны-самосвалы | Тележки вагонов-самосвалов узкой колеи⇒