Тележка с поясными боковинами вагона-самосвала колеи 750 мм.
Вагоны-самосвалы УВС-20 колеи 750 мм оборудованы тележками (рис. 77), которые состоят из двух сборных боковин, надрессорной балки, поперечной связи, двух рессорных комплектов, двух колесных пар 7 с буксами на подшипниках скольжения 6 и тормозной рычажной передачей.
Каждая боковина такой тележки состоит из трех отдельных поясов — верхнего 1, среднего 2 и нижнего 3, соединенных в средней части двумя распорными стальными литыми колонками 4, через которые проходят болты 5, стягивающие все три пояса. Колонки служат также направляющими для надрессорной балки 9 при вертикальном ее перемещении и имеют отлитые кронштейны, к которым прикреплены подвески тормозных башмаков рычажной передачи. Между колонками поперек тележки расположена подрессорная балка 8, которая связывает боковины тележки. По концам подрессорной балки установлено по комплекту рессор 11, на которые опирается надрессорная балка. На надрессорной балке установлены подпятник со шкворнем 10. Рессорный комплект состоит из четырех пружин и эллиптической рессоры (комбинированный рессорный комплект)
Диаметр витка в мм…………. 19
Диаметр пружины средний в мм…… 75
Число витков……………..7,5
Статический прогиб в мм………..19,5
Эллиптическая рессора состоит из восьми наборных листов сечением 76 у 10 мм. Жесткость рессоры 1436 кгс/см; жесткость рессорного комплекта 3412 кгс/см.
Надрессорная балка поясной тележки сварной или литой конструкции. Каждая надрессорная балка имеет в средней части подпятник. На равном расстоянии от подпятника по обе стороны на балке установлены скользуны. Между скользунами нижней рамы вагона-самосвала и тележки обязательно должен быть зазор от 2 до 12 мм для лучшего вписывания вагона-самосвала в кривые участки пути.
Буксы укреплены буксовыми болтами, проходящими через верхний, средний и нижний пояса и через соответствующие приливы (ушки) в корпусе буксы.
Тележка с литыми боковыми рамами колеи 750 мм. При эксплуатации тележек с поясными боковинами происходят следующие нежелательные явления: возникновение трещин в поясах боковин; ослабление болтов колонок и букс и утеря гаек, приводящие к изломам поясов в местах изгибов (нижнем и верхнем); разработка отверстий для болтов; выработка и обрывы болтов колонок и букс; изломы надрессорных балок; трещины и изломы в поперечных связях.
В связи с этим Алтайским вагоностроительным заводом была разработана конструкция тележки (рис. 78) с литыми боковыми рамами и литой надрессорной балкой для вагонов колеи 750 мм с нагрузкой от оси на рельсы 73 кН (7500 кТс). Такими тележками оборудованы новые вагоны-самосвалы УВС-22 колеи 750 мм грузоподъемностью 22 т.
Боковая рама тележки (рис. 79) выполнена в виде одной отливки. В средней части боковой рамы имеется проем 3 для рессорного комплекта, а по концам — проемы для букс. С внутренней стороны ка-
Рис. 78. Тележка с литыми боковыми рамами вагонов-самосвалов УВС-22
колеи 750 мм
Рис. 79. Боковая рама тележки вагона-самосвала УВС-22 колеи 750 мм
ждой боковой рамы размещены полки 4, служащие опорой для наконечников триангеля в случае обрыва подвесок, при помощи которых триангели подвешены к боковым рамам. Буксовые проемы в верхней части имеют приливы, которыми рама опирается на буксы, а по бокам — боковые челюсти 1. Сбоку имеются кронштейны 5 для крепления подвесок тормозных башмаков. Средний проем по бокам имеет направляющие, а внизу поддон для установки рессорного комплекта. Сечения наклонных поясов и колонок боковой рамы имеют корытообразную форму. Балки с таким профилем хорошо сопротивляются изгибу и кручению.
На нижнем наклонном поясе расположено пять шишек 2, которые служат для подбора боковых рам при сварке тележек. В тележке должны быть боковые рамы одного номера, чтобы расстояния между центрами шеек осей колесных пар с двух сторон тележки имели наименьшую разность размеров и оси в плане располагались параллельно. Такое положение осей колесных пар снижает сопротивление движению и исключает постоянное набегание одной из колесных пар гребнем колеса на рельс, что имеет место при непараллельном положении колесных пар в тележке. На каждой боковой раме отлиты марка завода, номер плавки, год отливки или клеймо приемки.
Надрессорная балка литой тележки вагона-самосвала колеи 750 мм (рис. 80) выполнена в виде целой отливки вместе с подпятником 1 и опорами 2 для скользунов. По концам надрессорная балка имеет выступы 3 для ее установки на боковой балке. В средней части надрессорной балки имеются ребра жесткости и поддон для опоры шкворня тележки. Надрессорную балку отливают, так же как и боковую раму, из мартеновской стали или электростали с содержанием углерода не более 0,27% (если углерода более 0,27%, то на боковой раме отливают букву С).
Рессорный комплект тележки комбинированный; он аналогичен рессорному комплекту поясной тележки. Колесная пара тележки
Рис. 80. Надрессорная балка тележки вагона-самосвала УВС-22 колеи 750 мм
имеет буксы на подшипниках скольжения. Диаметр колеса равен 610 мм. Ось колесной пары пятого * типа. Диаметр шейки оси равен 100 мм. Массы (в кг) узлов литой тележки вагона-самосвала колеи 750 мм следующие:
Надрессорная балка…………..155,5
Боковина……………….137,5
Рессорный комплект…… 21,25
Ось………………….125
Тележка в сборе……………1870
Тележка с литыми боковыми рамами вагона-самосвала колеи 1067 и 1000 мм. Вагоны-самосвалы ВС-35 колеи 1000 мм постройки 1972 г. оборудованы тележками конструкции Днепродзержинского вагоностроительного завода (рис. 81) с литыми боковыми рамами и с буксами на подшипниках скольжения. Особенностью конструкции этой тележки является возможность ее использования для вагонов-самосвалов как колеи 1067 мм, так и колеи 1000 мм в результате подкатывания под нее колесных пар, соответствующих железнодорожной колее.
Конструкция этой тележки аналогична только что описанной и отличается лишь размерами литых деталей, колесной пары и рессорного комплекта. Элементы тележки колеи 1067 мм по условиям прочности допускают нагрузку от оси на рельс до 162 кН (16 500 кгс). В отличие от тележек колеи 750 мм колесные пары тележки колеи 1067 мм имеют цельнокатаные колеса с диаметром круга катания 800 мм и ось с шейкой диаметром 120 мм.
Колесные пары по их размерам делят на пять типов.
Рис. 81. Тележка с литыми боковыми рамами вагонов-самосвалов ВС-35 колеи 1000 мм
Рессорное подвешивание выполнено по типу рессорного подвешивания тележек ЦНИИ-ХЗ колеи 1524 мм с клиновым гасителем колебаний. Рессорный комплект состоит из пяти наружных и внутренних пружин. Гибкость рессорного комплекта 0,00282 мм/кгс. Параметры пружин следующие:
Диаметр прутка пружины (в мм)
наружной…………….. 28
внутренней……………. 16
Диаметр средней пружины (в мм)
наружной……………..156
внутренней…………….100
Высота пружины в свободном состоянии в мм 220
Статический прогиб в мм………..42,4
Масса узлов тележки (в кг)
балки надрессорной…………338
боковины…………….. 285,65
колесной пары с буксами……… 859,5
рессорного комплекта………..144,5
рычажной передачи тормоза……..209
Масса тележки в сборе в кг……….3131
⇐Назначение и классификация ходовых частей | Вагоны-самосвалы | Двухосные тележки колеи 1520 (1524) мм⇒