Система вентиляции картера (рис. 4.21) предназначена для отсоса газов из картера и создания в нем разрежения, предотвра-
Рис. 4.21. Система вентиляции картера: 1,2- трубопроводы жидкостного манометра и отвода картерных газов из лотка; 3, 5 — трубы подвода картерных газов к турбокомпрессору и к маслоотделителю; 4 — маслоотделитель; 6 — трубопровод для слива масла из маслоотделителя в поддизельную раму; 7- кольцо; 8 — болт; 9 — каркас; 10 — прокладка; // — опорный диск; /2 — проволока; 13- элементы маслоотделительные; 14- корпус; /5-нажимной диск; /6-шибер; /7-шайба; 18- стопорная шайба; 19- ось; 20, 21 — гайки крепления шибера и нажимного диска; А — датчик разрежения; Б — управляемая заслонка; В — жидкостный манометр; Г — риска положения шибера
шающего утечки масла и газов через зазоры у валов, выходящих наружу, а также через неплотности в соединениях.
Основными элементами системы вентиляции являются маслоотделитель 4, датчик разрежения А, управляемая заслонка Б, жидкостный манометр В и трубы 1, 2, 3, 5, 6, соединяющие эти сборочные единицы с картером дизеля и с всасывающим патрубком турбокомпрессора.
Отсос газов из картера осуществляется через канал в раме (трубой 5).
В канале рамы в результате изменения направления потока газа происходит отделение наиболее крупных частиц масла. Затем картерные газы и газы, отсасываемые из лотка (корпуса распределительного вала), поступают в маслоотделитель, снабженный сетчатыми элементами 13. Частицы масла осаждаются на этих элементах, стекают по ним в нижнюю часть маслоотделителя и по трубе 6 сливаются в раму.
В системе вентиляции дизель-генератора предусмотрена автоматическая регулировка разрежения (датчик разрежения А и управляемая заслонка Б), позволяющая поддерживать значение параметра разрежения на минимально допущенном уровне от 0 до 0,4 кПа (от 0 до 40 мм вод. ст.) во всем диапазоне рабочих режимов.
Для ручной регулировки величины разрежения в картере предназначен шибер 16. Положение шибера определяется по риске Г. На рис. 4.21 шибер показан в положении «закрыто».
Система регулирования разрежения предназначена для поддержания на всех режимах разрежения в картере в заданных пределах.
Принцип ее действия заключается в использовании давления масла, пропорционального величине разрежения в картере, для управления заслонкой, изменяющей сечение канала отсоса картерных газов.
Система состоит из датчика разрежения и управляемой заслонки, соединенных трубопроводом (с краном для отключения системы регулирования разрежения).
Система регулирования разрежения (рис. 4.22) в картере работает следующим образом: при работе дизеля масло после фильтра по трубе 1 через кран 2 поступает к дросселю 3. Проходя последовательно дроссельные отверстия в диафрагмах и камеры между ними, образованные проставочными кольцами, оно теряет напор и
Рис. 4.22. Схема системы регулирования разрежения: 1 — труба; 2 — кран; 3 — дроссель; 4 — прокладка; 5, 10 — пружины; 6 — заслонка; 7, /2-мембраны; 8- тяга; 9 — упор; //-корпус; 13- сопло; 14 — слив масла из полости Д; А, Д — полости; Б, Г — каналы; В — отверстие
выходит из дросселя в полость А, канал Гик отверстию В сопла 13 с малой скоростью.
Мембрана 12 прокладкой 4 прижимается к соплу 13 благодаря усилию пружины 5, а также и разрежению в картере, действующему на площадь мембраны (полости Д датчика разрежения соединены через отверстие во фланце прилива, на котором установлен датчик, с полостью привода насосов, а следовательно, с картером). Это создает подпор масла в сопле и во всем трубопроводе после дросселя. Величина подпора пропорциональна разрежению в картере. Зависимость давления подпора от разрежения определяется соотношением эффективных площадей мембраны и отверстия сопла.
Таким образом, давление масла (пропорциональное разрежению) из канала Г по трубопроводу поступает к корпусу 11 управляемой заслонки. Воздействуя на мембраны 7, оно перемещает тягу 8 вправо от упора 9 и, преодолевая усилие натяжения пружины 10обратной связи, поворачивает заслонку 6 против хода часовой стрелки в сторону перекрытия у корпуса управляемой заслонки канала Б отсоса картерных газов. При этом отсос газов замедляется, рост разрежения в картере ограничивается. Величины разрежения, при которых заслонка начинает прикрывать канал и полностью его перекрывает, определяются регулируемой величиной предварительного натяжения пружины и ее жесткостью.
При уменьшении разрежения в картере плотность прилегания прокладки ^мембраны датчика разрежения снижается, следовательно, пропуск масла через сопло увеличивается, и во всем масляном тракте после дросселя 3 подпор уменьшается. Усилие воздействия масла на мембраны /ослабевает и под действием пружины 10заслонка 6 поворачивается по ходу часовой стрелки на открытие канала отсоса картерных газов. Разрежение в картере возрастает до заданной величины.
Датчик разрежения
Датчик разрежения (рис. 4.23) установлен на приливе заднего корпуса привода насосов со стороны ряда А. Он является чувстви-
Рис. 4.23. Датчик разрежения: 1, 12 — корпусы; 2 — дроссель; 3 — штуцер; 4, 6 — диски; 5 — сопло; 7 — пружина; 8,9- прокладки; 10 — крышка; И — мембрана; 13- угольник; 14 — упор; 15 — проставочное кольцо; 16 — диафрагма; 17 — втулка; А — полость
тельным элементом системы и преобразует разрежение в картере в пропорциональное ему давление масла.
Датчик состоит из литых алюминиевых корпуса 12 и крышки 10, скрепленных шпильками. Между ними установлена мембрана И с приклеенными смолой К-153А дисками 4 и 6 из алюминиевого сплава. Диски 4 и 6 скреплены заклепками.
На диск 4 наклеена уплотнительная прокладка 8. Мембрана поджата к соплу 5 пружиной 7, стабилизирующей ее начальное положение.
В корпус ввернут дроссель 2, в котором собран пакет из чередующихся 25 штук диафрагм 16 с отверстием диаметром 1,5+0>25 мм и 26 штук проставочных колец 75. Отверстие каждой последующей диафрагмы расположено диаметрально противоположно отверстию предыдущей диафрагмы. В пакете первой и последней деталью являются проставочные кольца. С одной стороны пакет упирается во втулку 17, а с другой — поджимается упором 14.
Управляемая заслонка
Управляемая заслонка (рис. 4.24) является исполнительным органом системы регулирования разрежения. Она изменяет сечение канала отсоса газов пропорционально давлению масла, создаваемому в системе датчиком разрежения, и устанавливается на маслоотделителе. Ее устройство следующее.
Овальная заслонка 12 закреплена в чугунном литом корпусе 21 винтами 9 и 14ъ прорези валика 10. Валик поворачивается в двухрядных радиально-сферических подшипниках 11 и 18.
На наружный конец валика надета шкала 7и закреплен рычаг 16 таким образом, что при упоре его в штифт 28, деление «О» шкалы 7 находится против риски Д (заслонка полностью открыта, т.е. расположена вдоль корпуса). В отверстие рычага вставлена ось 29, обеспечивающая соединение этого рычага с раздвижной тягой 6 через сферический подшипник 31. Левый конец тяги упирается в шток 3 крепления двух мембран 26. Длина тяги отрегулирована так, что при упоре рычага 16 в штифт 28 шток 3 сдвинут влево до упора в корпус 25. Растяжение пружины 5обратной связи регулируется винтом 2, ввернутым в корпус 21. При регулировании винт вращается в отверстии втулки 20, не скручивая пружину.
Рис. 4.24. Управляемая заслонка: 7 — шайба; 2, 9, 14 — винты; 3 — шток; 4 — кожух; 5 — пружина; 6 — тяга; 7- шкала; 8, 24, 27 — гайки; 10 — валик; И, 18, 31 — подшипники; 12 — заслонка; 13- кольцо; 15, 17- крышки; 16- рычаг; 19- прокладка; 20 — втулка; 21, 23, 25 — корпусы; 22 — накладка; 26 — мембрана; 28- штифт; 29, 30 — оси; 32 — шплинт; Г — размер; Д — риска; Е — камера
Осевое смещение валика 10, равное от 0,05 до 0,20 мм, обеспечивается за счет шлифовки кольца 13 на предприятии-изготовителе.
Снизу установлена крышка 77. Механизм закрыт кожухом 4. В камеру Е подается масло под давлением от датчика разрежения. Величина этого давления определяется величиной разрежения в картере.
- 4.4.3. Жидкостный манометр
Рис. 4.25. Жидкостный манометр:
7 — пробка для слива излишков жидкости; 2- штуцер; 3- контактная колодка; 4 — электроды проволочные; 5 — шкала; 6- корпус; 7- ушко для крепления манометра; А — канал; Б — отверстие
Жидкостный манометр (рис. 4.25) предназначен для замера разрежения в картере дизеля и подаче сигнала в электрическую схему тепловоза на остановку дизеля в случае повышения давления в картере выше заданного предела. Манометр состоит из корпуса 6, изготовленного из прозрачного органического стекла с У-образным каналом А, шкалы 5, контактной колодки 3 с двумя проволочными электродами 4 и штуцера 2.
Канал А залит водным раствором с содержанием 5-10 % поваренной соли и 1-2 % бихромата калия до уровня нулевой отметки шкалы.
Штуцер 2 соединен трубкой с картером дизеля, а электроды — с электрической схемой тепловоза.
При увеличении давления выше допустимого в картере дизеля, водяной столб в канале А поднимается, замыкает электроды и через электрическую схему тепловоза останавливает дизель. Отверстие Б предназначено для сообщения канала А с атмосферой.
⇐Система охлаждения | Устройство, эксплуатация и ремонт тепловозов серии 2ТЭ25А (2ТЭ25К) | Тормозная система⇒