Системы вентиляции картера и регулирования разрежения в нем | 2ТЭ25А (2ТЭ25К)

Система вентиляции картера (рис. 4.21) предназначена для отсоса газов из картера и создания в нем разрежения, предотвра-

Система вентиляции картера
Рис. 4.21. Система вентиляции картера: 1,2- трубопроводы жидкостного манометра и отвода картерных газов из лотка; 3, 5 - трубы подвода картерных газов к турбокомпрессору и к маслоотделителю; 4 - маслоотделитель; 6 - трубопровод для слива масла из маслоотделителя в поддизельную раму; 7- кольцо; 8 - болт; 9 - каркас; 10 - прокладка; // - опорный диск; /2 - проволока; 13- элементы маслоотделительные; 14- корпус; /5-нажимной диск; /6-шибер; /7-шайба; 18- стопорная шайба; 19- ось; 20, 21 - гайки крепления шибера и нажимного диска; А - датчик разрежения; Б - управляемая заслонка; В - жидкостный манометр; Г - риска положения шибера

шающего утечки масла и газов через зазоры у валов, выходящих наружу, а также через неплотности в соединениях.

Основными элементами системы вентиляции являются маслоотделитель 4, датчик разрежения А, управляемая заслонка Б, жидкостный манометр В и трубы 1, 2, 3, 5, 6, соединяющие эти сборочные единицы с картером дизеля и с всасывающим патрубком турбокомпрессора.

Отсос газов из картера осуществляется через канал в раме (трубой 5).

В канале рамы в результате изменения направления потока газа происходит отделение наиболее крупных частиц масла. Затем картерные газы и газы, отсасываемые из лотка (корпуса распределительного вала), поступают в маслоотделитель, снабженный сетчатыми элементами 13. Частицы масла осаждаются на этих элементах, стекают по ним в нижнюю часть маслоотделителя и по трубе 6 сливаются в раму.

В системе вентиляции дизель-генератора предусмотрена автоматическая регулировка разрежения (датчик разрежения А и управляемая заслонка Б), позволяющая поддерживать значение параметра разрежения на минимально допущенном уровне от 0 до 0,4 кПа (от 0 до 40 мм вод. ст.) во всем диапазоне рабочих режимов.

Для ручной регулировки величины разрежения в картере предназначен шибер 16. Положение шибера определяется по риске Г. На рис. 4.21 шибер показан в положении «закрыто».

Система регулирования разрежения предназначена для поддержания на всех режимах разрежения в картере в заданных пределах.

Принцип ее действия заключается в использовании давления масла, пропорционального величине разрежения в картере, для управления заслонкой, изменяющей сечение канала отсоса картерных газов.

Система состоит из датчика разрежения и управляемой заслонки, соединенных трубопроводом (с краном для отключения системы регулирования разрежения).

Система регулирования разрежения (рис. 4.22) в картере работает следующим образом: при работе дизеля масло после фильтра по трубе 1 через кран 2 поступает к дросселю 3. Проходя последовательно дроссельные отверстия в диафрагмах и камеры между ними, образованные проставочными кольцами, оно теряет напор и

Схема системы регулирования разрежения
Рис. 4.22. Схема системы регулирования разрежения: 1 - труба; 2 - кран; 3 - дроссель; 4 - прокладка; 5, 10 - пружины; 6 - заслонка; 7, /2-мембраны; 8- тяга; 9 - упор; //-корпус; 13- сопло; 14 - слив масла из полости Д; А, Д - полости; Б, Г - каналы; В - отверстие

выходит из дросселя в полость А, канал Гик отверстию В сопла 13 с малой скоростью.

Мембрана 12 прокладкой 4 прижимается к соплу 13 благодаря усилию пружины 5, а также и разрежению в картере, действующему на площадь мембраны (полости Д датчика разрежения соединены через отверстие во фланце прилива, на котором установлен датчик, с полостью привода насосов, а следовательно, с картером). Это создает подпор масла в сопле и во всем трубопроводе после дросселя. Величина подпора пропорциональна разрежению в картере. Зависимость давления подпора от разрежения определяется соотношением эффективных площадей мембраны и отверстия сопла.

Таким образом, давление масла (пропорциональное разрежению) из канала Г по трубопроводу поступает к корпусу 11 управляемой заслонки. Воздействуя на мембраны 7, оно перемещает тягу 8 вправо от упора 9 и, преодолевая усилие натяжения пружины 10обратной связи, поворачивает заслонку 6 против хода часовой стрелки в сторону перекрытия у корпуса управляемой заслонки канала Б отсоса картерных газов. При этом отсос газов замедляется, рост разрежения в картере ограничивается. Величины разрежения, при которых заслонка начинает прикрывать канал и полностью его перекрывает, определяются регулируемой величиной предварительного натяжения пружины и ее жесткостью.

При уменьшении разрежения в картере плотность прилегания прокладки ^мембраны датчика разрежения снижается, следовательно, пропуск масла через сопло увеличивается, и во всем масляном тракте после дросселя 3 подпор уменьшается. Усилие воздействия масла на мембраны /ослабевает и под действием пружины 10заслонка 6 поворачивается по ходу часовой стрелки на открытие канала отсоса картерных газов. Разрежение в картере возрастает до заданной величины.

Датчик разрежения

Датчик разрежения (рис. 4.23) установлен на приливе заднего корпуса привода насосов со стороны ряда А. Он является чувстви-

Датчик разрежения
Рис. 4.23. Датчик разрежения: 1, 12 - корпусы; 2 - дроссель; 3 - штуцер; 4, 6 - диски; 5 - сопло; 7 - пружина; 8,9- прокладки; 10 - крышка; И - мембрана; 13- угольник; 14 - упор; 15 - проставочное кольцо; 16 - диафрагма; 17 - втулка; А - полость

тельным элементом системы и преобразует разрежение в картере в пропорциональное ему давление масла.

Датчик состоит из литых алюминиевых корпуса 12 и крышки 10, скрепленных шпильками. Между ними установлена мембрана И с приклеенными смолой К-153А дисками 4 и 6 из алюминиевого сплава. Диски 4 и 6 скреплены заклепками.

На диск 4 наклеена уплотнительная прокладка 8. Мембрана поджата к соплу 5 пружиной 7, стабилизирующей ее начальное положение.

В корпус ввернут дроссель 2, в котором собран пакет из чередующихся 25 штук диафрагм 16 с отверстием диаметром 1,5+0>25 мм и 26 штук проставочных колец 75. Отверстие каждой последующей диафрагмы расположено диаметрально противоположно отверстию предыдущей диафрагмы. В пакете первой и последней деталью являются проставочные кольца. С одной стороны пакет упирается во втулку 17, а с другой - поджимается упором 14.

Управляемая заслонка

Управляемая заслонка (рис. 4.24) является исполнительным органом системы регулирования разрежения. Она изменяет сечение канала отсоса газов пропорционально давлению масла, создаваемому в системе датчиком разрежения, и устанавливается на маслоотделителе. Ее устройство следующее.

Овальная заслонка 12 закреплена в чугунном литом корпусе 21 винтами 9 и 14ъ прорези валика 10. Валик поворачивается в двухрядных радиально-сферических подшипниках 11 и 18.

На наружный конец валика надета шкала 7и закреплен рычаг 16 таким образом, что при упоре его в штифт 28, деление «О» шкалы 7 находится против риски Д (заслонка полностью открыта, т.е. расположена вдоль корпуса). В отверстие рычага вставлена ось 29, обеспечивающая соединение этого рычага с раздвижной тягой 6 через сферический подшипник 31. Левый конец тяги упирается в шток 3 крепления двух мембран 26. Длина тяги отрегулирована так, что при упоре рычага 16 в штифт 28 шток 3 сдвинут влево до упора в корпус 25. Растяжение пружины 5обратной связи регулируется винтом 2, ввернутым в корпус 21. При регулировании винт вращается в отверстии втулки 20, не скручивая пружину.

Управляемая заслонка
Рис. 4.24. Управляемая заслонка: 7 - шайба; 2, 9, 14 - винты; 3 - шток; 4 - кожух; 5 - пружина; 6 - тяга; 7- шкала; 8, 24, 27 - гайки; 10 - валик; И, 18, 31 - подшипники; 12 - заслонка; 13- кольцо; 15, 17- крышки; 16- рычаг; 19- прокладка; 20 - втулка; 21, 23, 25 - корпусы; 22 - накладка; 26 - мембрана; 28- штифт; 29, 30 - оси; 32 - шплинт; Г - размер; Д - риска; Е - камера

Осевое смещение валика 10, равное от 0,05 до 0,20 мм, обеспечивается за счет шлифовки кольца 13 на предприятии-изготовителе.

Снизу установлена крышка 77. Механизм закрыт кожухом 4. В камеру Е подается масло под давлением от датчика разрежения. Величина этого давления определяется величиной разрежения в картере.

  • 4.4.3. Жидкостный манометр

Рис. 4.25. Жидкостный манометр:

7 - пробка для слива излишков жидкости; 2- штуцер; 3- контактная колодка; 4 - электроды проволочные; 5 - шкала; 6- корпус; 7- ушко для крепления манометра; А - канал; Б - отверстие

Жидкостный манометр (рис. 4.25) предназначен для замера разрежения в картере дизеля и подаче сигнала в электрическую схему тепловоза на остановку дизеля в случае повышения давления в картере выше заданного предела. Манометр состоит из корпуса 6, изготовленного из прозрачного органического стекла с У-образным каналом А, шкалы 5, контактной колодки 3 с двумя проволочными электродами 4 и штуцера 2.

Канал А залит водным раствором с содержанием 5-10 % поваренной соли и 1-2 % бихромата калия до уровня нулевой отметки шкалы.

Штуцер 2 соединен трубкой с картером дизеля, а электроды - с электрической схемой тепловоза.

При увеличении давления выше допустимого в картере дизеля, водяной столб в канале А поднимается, замыкает электроды и через электрическую схему тепловоза останавливает дизель. Отверстие Б предназначено для сообщения канала А с атмосферой.

Система охлаждения | Устройство, эксплуатация и ремонт тепловозов серии 2ТЭ25А (2ТЭ25К) | Тормозная система