Конструктивные элементы дизеля | 2ТЭ25А (2ТЭ25К)

Рама (рис. 2.3) предназначена для установки на ней дизеля, генератора и вспомогательного оборудования и представляет собой стальную цельносварную конструкцию.

Вместе с приводом насосов и закрытием коленчатого вала рама герметично закрывает картер дизеля снизу и с торцев. Поддон 2 служит сборником и емкостью д ля масла. Сверху эта емкость закрыта пеногасящими сетками 7, которые одновременно препятствуют попаданию посторонних предметов в масло при обслуживании дизеля.

Подача масла на дизель осуществляется с помощью первого масляного насоса через заборник масла 4, который оборудован съемными сетками 3. В случае недостаточной подачи масла первым насосом дизеля, его дополнительная подача осуществляется вторым насосом через невозвратный клапан 5.

Блок цилиндров и коренные подшипники

Блок цилиндров представляет собой сварно-литую конструкцию V-образной формы и изготовляется из чугуна. Для размещения втулок цилиндров блок разделен на шесть секций.

UJ oo

Рис. 2.3. Рама дизель-генератора: 1 — рама; 2- поддон; 3, 7, 10 — сетки; 4 — заборник масла; 5- невозвратный клапан; 6- труба; 8 — измеритель уровня масла; 9, 14 — прокладки; 11 — корпус для заливки масла; 12 — болт; ІЗ — втулка; 15 — штифт; В — отверстия для крепления амортизаторов; Г, Д — отверстия для крепления подъёмного приспособления

В развале блока образован ресивер Э (рис. 2.4) наддувочного воздуха и канал Ю для прохода масла к подшипникам коленчатого вала.

Для повышения работоспособности нижнего пояса блока и предохранения его от коррозии в отверстия блока запрессованы втулки 44 из нержавеющей стали.

Для перетока охлаждающей жидкости из водяных коллекторов 18, 22 к втулкам цилиндров и предохранения блока от коррозии также установлены втулки 43 из нержавеющей стали.

Подвод охлаждающей жидкости к коллекторам блока производится через привод насосов по проставкам 25 с уплотнительными кольцами 24.

В нижней части боковых продольных листов блока против каждого цилиндра имеются отверстия Г, для контроля герметичности полости охлаждения втулок цилиндров.

Проставка, по которой подводится воздух из ресивера к впускным клапанам крышки цилиндра, состоит из колец 40, обечайки 41 и винтов 35. При завинчивании винтов 35 кольца 40 раздвигаются и уплотняют стык между проставкой, ресивером и крышкой цилиндра резиновыми кольцами 38.

Каждая крышка цилиндра крепится к опорной плите блока шпилькам и 19.

К стойкам блока прикреплены болтами 11, 12 и 14 подвески 10, подвеска /нулевого подшипника крепится болтами 6. Гайки 77бол-тов опираются на шайбы 16.

В отверстия, образованные стойками блока и подвесками, установлены вкладыши 4 и 5 коренных подшипников. На первой стойке и подвеске установлены полукольца рупорного подшипника, препятствующие перемещению коленчатого вала в осевом направлении.

В переднем торцовом листе имеется отверстие, по которому масло подводится в центральный масляный канал Ю, откуда по каналам Ш в стойках блока поступает на смазку коренных подшипников. К нулевому коренному подшипнику масло поступает из полости коленчатого вала. Со стороны заднего торца канал закрывается заглушкой 36 с уплотнительной прокладкой 39. В первой стойке устанавливается на резьбе выступающая в канал Ю шлицевая трубка 37, предохраняющая от возможности попадания грубых грязевых частиц в первый и нулевой коренные подшипники.

ot

Рис. 2.4. Блок цилиндров:

1, 2, 3 — стойки и кронштейн нулевого подшипника картерной части блока цилиндров; 4, 5- вкладыши коренного подшипника; 6, 11 — вертикальные болты крепления подвесок; 7, 9, 10- подвески; 8 — полукольца упорного подшипника; 12, 14- горизонтальные болты крепления подвесок; 13- шайбы горизонтальных болтов крепления подвесок; 15, 23 — крышки люков; 16 и 17 — шайбы и гайки вертикальных болтов крепления подвесок; 18, 22- водяной коллектор; 19 и 20- шпильки и шайбы крепления крышек цилиндров; 21 — гайки крепления крышек цилиндров; 24- уплотнительные кольца проставки между водяными коллекторами и приводом насосов; 25 — проставка между водяным коллектором и приводом насосов; 26- уплотнительное кольцо в месте слива масла из крышки цилиндра в картер дизеля; 27- проставочная трубка в месте слива масла из крышки цилиндров в картер дизеля; 28- трубка для слива масла из крышки цилиндра в картер дизеля; 29- уплотнительное кольцо предохранительного клапана; 30- тарелка предохранительного клапана; 31 — уплотнительное кольцо головки болта предохранительного клапана; 32- болт предохранительного клапана; 33- уплотнительное кольцо; 34 — накладка крепления крышек люков к боковой поверхности блока цилиндров; 35 — винт уплотнительной проставки уплотнения стыков крышки цилиндра и ресивера блока; 36 — заглушка центрального масляного канала блока цилиндров; 37- шлицевая трубка для устранения попадания грязевых частиц в упорный подшипник блока цилиндров; 38- уплотнительные кольца проставок в перетоке воздуха из ресивера блока в крышку цилиндров; 39, 42- уплотнительные прокладки; 40- кольца уплотнительной проставки; 41 — обечайка уплотнительной проставки; 43, 44 — втулки из нержавеющей стали нижнего пояса блока цилиндров; 45 — уплотнительная прокладка стыка «блок цилиндров — крышка люка»; 46 — угольник для отвода топлива и масла с верхних плит блока цилиндров; 47- штифт для установки крышек люков на боковой поверхности блока цилиндров; Н — верхняя плита; Р — плита опоры лотка; П, Т, С — отверстия для установки цилиндровых комплектов; У — поверхность соединения блока цилиндров с поддизельной рамой; Ф — канавка для отвода утечек топлива и масла с верхних плит блока цилиндров; Ц — отверстие для слива масла из полости ресивера; Ш — канал для подвода масла к коренному подшипнику; Щ — окно для выхода наддувочного воздуха в ресивер блока цилиндров; Э — ресивер наддувочного воздуха; Ю — центральный масляный канал; Я — канал для подвода масла к приводу насосов; А1 — поверхность установки на блок цилиндров привода насосов и кронштейна турбокомпрессора; Bj — поверхность установки привода распределительного вала и закрытия коленчатого вала; Bj — отверстия для выхода наддувочного воздуха в крышки цилиндров; Г] — отверстие для контроля течи охлаждающей жидкости или масла по резьбовым уплотнениям цилиндрового комплекта; Д1 — отверстия для крепления блока цилиндров с поддизельной рамой

По каналу Я масло поступает на смазку привода насосов.

Трубки 28и проставки 27с уплотнительными кольцами 26предназначены для слива масла из крышек цилиндров в раму, а отверстие Ц — для слива масла скопившегося в ресивере. Доступ в картер дизеля обеспечивается через люки, закрытые крышками 75 и 23.

Со стороны ряда В блока крышки 23 имеют предохранительные клапаны, которые открываются в аварийных случаях при повышении давления в картере дизеля.

Коренной подшипник состоит из верхнего 1 (рис. 2.5) и нижнего 2 стальных вкладышей, залитых свинцовистой бронзой, на которую нанесено гальваническое покрытие.

Верхний и нижний вкладыши невзаимозаменяемые. Верхний вкладыш на рабочей поверхности имеет канавку В и отверстия С, через которые масло поступает из канала в стойке блока цилиндров в подшипник. Нижний вкладыш в районе стыка имеет карманы, которые служат для поступления смазки к трущимся поверхностям и для непрерывной подачи масла к шатунным подшипникам и поршню.

Рис. 2.5. Коренные подшипники: 7, 2 — верхний и нижний вкладыши; 3 — штифт; 4 — полукольцо упорного подшипника; 5 — винт; В — канавка для протока масла; Д — канал в блоке цилиндров для подвода масла к подшипнику; С — отверстие для масла, поступающего на смазку коренной шейки коленчатого вала

Прилегание вкладышей к постели всей поверхностью обеспечивается постановкой их с гарантированной величиной выступания поверхности стыков. Величина выступания поверхности стыков определяется в специальном приспособлении на предприятии-изготовителе и указывается в миллиметрах на боковой поверхности вкладышей. Положение верхнего и нижнего вкладышей фиксируется штифтом 3, запрессованным в подвеску.

Муфта (рис. 2.6) соединяет коленчатый вал дизеля с валом ротора агрегата. Муфта состоит из ведущего 7 и ведомого 3 дисков, между которыми установлен набор тонких стальных колец 2. Набор колец крепится болтами 72 через втулки 77 к ведущему диску 7, а болтами 17 — через втулки 18 к ведомому диску 3.

Ведущий диск 1 крепится болтами 15 и штифтами 13 к коленчатому валу дизеля, а ведомый диск 3 — болтами 5 и штифтами 8 к валу ротора агрегата.

Ведущий диск 7 имеет зубья для поворачивания коленчатого вала

дизеля валоповоротным механизмом и риски, нанесенные через один градус для определения положения кривошипов коленчатого вала дизеля.

На хвостовик ведущего диска 7 муфты и в выточку вала ротора агрегата установлены направляющие кольца 7.

Рис. 2.6. Соединительная муфта:

1 — ведущий диск; 2 — набор колец; 3 — диск ведомый; 4, 9, 10, 14- гайки; 5- болт крепления ведомого диска к ротору агрегата; 6, 16 — кольца; 7 — направляющие кольца; 8 — штифт крепления ведомого диска к ротору агрегата; И, 18- втулки; 12, 17 — болты крепления набора колец к ведомому и ведущему дискам; 13- штифт крепления ведущего диска к коленчатому валу; 15 — болт крепления ведущего диска к коленчатому валу; Б, В — поверхности проверки радиального биения; Г — риски

Комбинированный антивибратор

Комбинированный антивибратор (рис. 2.7) предназначен для снижения напряжений, возникающих от действия крутильных колебаний в коленчатом вале и связанных с ним механизмах.

Он установлен на фланце переднего торца коленчатого вала и закреплен на нем с помощью штифтов 2 и болтов 1.

Антивибратор состоит из маятникового антивибратора и закрепленного на нем гайками <?и болтами 9 силиконового демпфера 10. Принцип действия маятникового антивибратора основан на воздействии маятников на основные резонансные частоты колебаний, выводя их за пределы рабочих частот вращения коленчатого вала. Действие силиконового демпфера основано на поглощении энергии крутильных колебаний системы всех гармоник за счет жидкостного трения между его инерционной массой и корпусом, превращении

ее в тепло, рассеивающееся в окружающую среду.

Маятниковый антивибратор состоит из ступицы 6 неразборной конструкции и трех пар подвижных, бифилярно подвешенных к ней, мятников 7. Бифилярный подвес каждого маятника осуществляется двумя, симметрично и параллельно расположенными пальцами 5, свободно вставленными в соответс-

Рис. 2.7. Комбинированный антивибратор:

1 — болт крепления антивибратора к коленчатому валу; 2 — штифт; 3 — замочная пластина; 4- гайка; 5- палец; 6- ступица; 7 — маятник; 8- гайка; 9 — болт крепления демпфера к антивибратору; 10 — демпфер (силиконовый); 11 — крышка; 12- шпилька для неразъемного соединения дисков маятникового антивибратора; А — кольцевая полость для смазки; Б — соединение крышки с корпусом

твующие втулки ступицы и маятника. Перекатываясь во втулках, пальцы обеспечивают свободное качание маятников.

Втулки запрессованы в ступицу и маятники с натягом, предотвращающих их провертывание от воздействия перекатывающихся пальцев при качании маятников.

Для ограничения осевого перемещения пальцев с обеих сторон ступицы установлены крышки 11, закрепленные болтами, а для ограничения угла качания маятников — ступицы и маятники имеют соответствующие ограничительные поверхности. Ступица имеет полости А для подвода смазки из коленчатого вала к трущимся поверхностям деталей антивибратора.

Силиконовый демпфер состоит из корпуса, герметически закрытого крышкой, в полость которого свободно вложен маховик (инерционная масса). Зазоры между корпусом, крышкой и маховиком заполнены силиконовой жидкостью.

Коленчатый вал

Коленчатый вал (рис. 2.8) предназначен для преобразования поступательного движения поршней (вместе с шатунами) во вращательное движение коленчатого вала и передачи крутящего момента дизеля валу генератора. Коленчатый вал стальной, имеет 8 коренный шеек и 6 шатунных. Для уменьшения внутренних моментов от сил инерции деталей движения, а также для повышения несущей способности коренных подшипников, путем уравновешивания центробежных сил инерции вращающихся масс, на всех щеках коленчатого вала имеются противовесы 22, прикрепленные к валу шпильками 20, шайбами 23 и гайками 24. Штифт-втулка 21 предназначена для центровки противовеса на щеке. У первой коренной шейки имеются упорные бурты Е, которые ограничивают осевое перемещение коленчатого вала.

На фланец отбора мощности устанавливается ведущий диск муфты. Втулка 25 через шлицевой вал передает вращение шестерням привода насосов. Она крепится к коленчатому валу болтами 8 и стопорится штифтами 10.

Между первой и нулевой коренными шейками коленчатый вал имеет фланец, к которому болтами 13 прикреплена шестерня 12, передающая вращение шестерням привода распределительного вала.

o

Рис. 2.8. Коленчатый вал:

О, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7 — номера коренных шеек; 8 — болт крепления шлицевой втулки; 9 — пластина; 10 — штифт; // — кольцо; 12- шестерня; 13, 19- болты крепления шестерни; 14- гайка крепления шестерни; 15- прокладка; 16 — заглушка; 17- шайба; 18- болт крепления заглушки; 20- шпилька; 2/ — штифт-втулка; 22- противовес; 23 — шайба; 24- гайка; 25 — шлицевая втулка; Г — фланец крепления анти вибратора; 3 — смазочное отверстие нулевой коренной шейки; И — фланец крепления шестерни; К; Л, Н — смазочные отверстия; М — полость седьмой коренной шейки; I, II, III, IV, V, VI — номера шатунных шеек; Е — упорные бурты; Ж — полость нулевой и

Масло из коренных подшипников по отверстиям в шейках коленчатого вала поступает на смазку шатунных подшипников.

На фланец Г устанавливается комбинированный антивибратор.

Подвод масла для смазки нулевого коренного подшипника осуществляется следующим образом: масло от первого коренного подшипника по радиальным отверстиям первой коренной шейки поступает в полость Ж, затем по радиальным отверстиям нулевой коренной шейки поступает к нулевому коренному подшипнику. Заглушка 16 служит для уплотнения полости Ж; она крепится к валу при помощи болтов 18 и уплотняется прокладкой 75. Болты 18 попарно обвязаны проволокой.

Масло для смазки шлицев шлицевой втулки 25 подводится от седьмого коренного подшипника по радиальному отверстию Л через полость М, а также по наклонному отверстию Н.

Втулка цилиндра

Втулка цилиндра (рис. 2.9) предназначена для образования совместно с крышкой цилиндра и поршнем камеры сгорания рабочей смеси. Втулка изготовлена из хромо-молибденового чугуна, обладающего высокой износостойкостью и необходимыми антифрикционными свойствами. Резиновые уплотнения не соприкасаются с поверхностями втулки, что не вызывает их повышенного нагрева.

Втулка цилиндра крепится к крышке цилиндра шпильками. Стык между крышкой и втулкой цилиндра уплотнен стальной омедненной прокладкой 12. В блоке втулка фиксируется верхним опорным поясом Ж и нижним опорным поясом В. На втулку цилиндра 1 напрессована стальная рубашка 2. Между втулкой и рубашкой образована полость К для прохода охлаждающей жидкости. Полость уплотнена резиновыми кольцами 9, 10 и 11.

В отверстия верхнего торца втулки цилиндров запрессованы втулки 13. Бурты втулок уплотнены снизу прокладками 75, а сверху — резиновыми прокладками 14.

Охлаждающая жидкость по отверстию М в блоке цилиндров поступает в полость К и через втулки 13 перетекает в крышку цилиндра.

В нижней части втулки имеются два отверстия Г для крепления приспособления, удерживающего поршень во втулке цилиндра при подъеме и опускании цилиндрового комплекта. Отверстие Д в ниж-

Рис. 2.9. Втулка цилиндра: 1 — втулка цилиндра; 2 — рубашка; 3, 8- шпильки; 4 — резиновое кольцо; 5 — шайба; 6, 7 — гайки; 9, 10, 11 — уплотнительные кольца; 12, 14, 15 — прокладки; 13 — втулка перетока охлаждающей жидкости в крышку; В — пояс опорный нижний; Г — отверстия для крепления приспособления; Д — отверстие для монтажного болта; Е — скос; Ж — пояс опорный верхний; К — полость; М — отверстие в блоке цилиндров для подвода охлаждающей жидкости; Н — поверхности

нем бурте втулки предназначено для установки монтажного болта, который удерживает рубашку в случае сползания ее со втулки при транспортировании.

На нижнем бурте втулки имеется скос Е. При установке втулки в блок скос Е должен находиться со стороны впуска. Шпилька 5, установленная над скосом Е, имеет центровочный бурт, колпач

ковую гайку 6 и резиновое кольцо 4 для уплотнения шпильки в крышке цилиндра.

Крышка цилиндра

Крышка цилиндра (рис. 2.10) отлита из высокопрочного чугуна. В крышке установлены два впускных 2 и два выпускных 6 клапанов (посадочные фаски клапанов наплавлены специальным сплавом), а также направляющие втулки 3 и 7с уплотнительными кольцами 9. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Каждый клапан удерживается в закрытом состоянии двумя пружинами 26 и 27. Пружины опираются на нижнюю тарелку И и удерживаются верхней тарелкой 77, в которую установлены два сухаря 16.

Для предохранения верхнего торца клапана от расклепывания установлен колпачок 19.

Для удержания колпачка в верхней тарелке установлено стопорное кольцо 18. К крышке цилиндра крепится закрытие 13. Между закрытием и лотком установлен патрубок 30. Стык патрубка уплотняется кольцами 29.

В закрытии установлены оси 22 с рычагами 21 привода клапанов. Оси фиксируются втулками 23.

Стыки закрытия 13 с крышкой цилиндра 1, закрытия 13 с крышкой закрытия 15 и патрубка 30 с лотком дополнительно уплотняются герметизирующим составом — «жидкой прокладкой».

Впускные клапаны в закрытом состоянии прилегают посадочными фасками к фаскам днища крышки, выпускные клапаны — к фаскам седел 5, которые удерживаются в днище крышки пружинными кольцами 4 из жаростойкой стали.

Каждая пара одноименных клапанов открывается одним рычагом через толкатели.

Гидротолкатель состоит из втулки 32, упора 33, пружин 34, шарика 35, толкателя 36 и колпачка 38. От выпадания толкатель удерживается кольцом 37, а колпачок — шплинтом 39.

Масло в гидротолкатель поступает из масляной системы дизеля через отверстие в штанге, отверстие Д в рычаге и отверстие Ж во втулке в полость Л гидротолкателя, когда клапан закрыт.

В момент нажатия гидротолкателя на клапан давление масла в полости Л мгновенно повышается, шарик 35 препятствует выходу

масла через отверстие Ж и усилие рычага передается на клапан через масляную подушку.

Рычажно-клапанный механизм смазывается разбрызгиваемым маслом, поступающим из лотка через патрубок 30.

Рис. 2.10. Крышка цилиндра:

1 — крышка цилиндра; 2- впускной клапан; 3- направляющая втулка впускного клапана; 4- пружинное кольцо седла выпускного клапана; 5- седло выпускного клапана; 6- выпускной клапан; 7- направляющая втулка выпускного клапана; 8- прокладка уплотнения газового стыка; 9- уплотнительные кольца; 10 — резиновое кольцо между закрытием и крышкой цилиндра; 11 — нижняя тарелка пружины; 12- шпилька крепления закрытия крышки цилиндра; 13- закрытие; 14- резиновое кольцо между закрытием и крышкой закрытия; 75- крышка закрытия; 76- разрезной сухарь; 77- верхняя тарелка пружины; 18- пружинное кольцо верхних тарелок пружин впускных и выпускных клапанов; 19 — клапанный колпачок; 20- болт; 27 — рычаг; 22 — ось рычага; 23- втулка; 24 — шпилька крепления оси выпускного рычага; 25 — сухарь; 26- внешняя клапанная пружина; 27 — внутренняя клапанная пружина; 28- шпилька крепления оси впускного рычага; 29- резиновое кольцо между закрытием и патрубком; 30- патрубок; 31 — резиновое кольцо между патрубком и лотком; 32 — втулка гидротолкателя; 33 — упор; 34 — пружина гидротолкателя; 35- шарик; 36 — толкатель; 37- кольцо пружинное втулок гидротолкателей; 38- колпачок гидротолкателя; 39- шплинт; 40- форсунка; 41 — индикаторный кран; 42- шпилька крепления индикаторного крана; 43 — шпилька крепления форсунки; 44 — заглушка конструктивной полости; 45- пробка водяной полости; А — отверстие для подвода охлаждающей жидкости; Б — отверстие для слива просочившегося масла; В — выпускной канал; Г — отверстие для отвода охлаждающей жидкости; Д — отверстие в рычаге подвода масла к гидротолкателям; Е — впускной канал; Ж — отверстие во втулке гидротолкателя для подвода масла; И — проверочный размер; К — отверстие для слива масла из крышки цилиндра; Л — полость; Ш — отверстия для крепления топливопровода высокого давления; Э — водяная полость;

Я — конструктивная полость

Оси рычагов смазываются маслом, поступающим по отверстиям в рычагах. Из крышки цилиндра по отверстию К и трубе в блоке цилиндров масло стекает в раму дизеля. В крышке имеется полость для прохода охлаждающей жидкости. Жидкость поступает из втулки цилиндра по отверстиям А и отводится через отверстие Г. Отверстие Б предназначено для контроля герметичности уплотнения крышки цилиндров со втулкой.

Индикаторный кран

Индикаторный кран (рис. 2.11), устанавливаемый на каждой крышке цилиндра, служит для продувки цилиндра, а также при-

Рис. 2.11. Индикаторный кран: 1 — шпиндель; 2 — штуцер; 3 — прокладка между штуцером и корпусом крана; 4 — шайба стопорная; 5,7- колпачки; 6 — корпус крана; 8 — прокладка между корпусом и крышкой цилиндра; А — уплотняющий конус колпачка шпинделя; Б — уплотняющий конус шпинделя; В — канал для измерения давления в камере сгорания; Г — конусная поверхность под приспособление для измерения давления сгорания; Д — квадрат под ключ; Е — лабиринтное уплотнение

соединения приборов для замера давлений сгорания и сжатия в цилиндре.

Шпиндель и колпачок шпинделя имеют конусы Б и А.

Конус А служит для закрытия канала в корпусе, когда индикаторный кран закрыт.

Конус Б служит для уплотнения полости шпинделя 1 и штуцера 2 во время замеров, когда кран открыт. Поэтому при замерах кран необходимо открыть полностью.

Шатунный механизм

Механизм шатунный (рис. 2.12) предназначен для преобразования поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала и состоит из главного и прицепного стальных шатунов.

Шатуны соединены между собой пальцем 75, который установлен во втулке 14. запрессованной в проушины главного шатуна.

Шатун прицепной /Скрепится к пальцу 13двумя болтами 11 со шлицевыми головками.

В верхние головки обоих шатунов запрессованы стальные втулки 8 и 9. покрытые свинцовистой бронзой. Для подачи масла к поршневому пальцу в средней части каждой втулки имеется канал с отверстием.

Рис. 2.12. Шатунный механизм: 1 — крышка; 2 — болт главного шатуна; 3 — винт; 4 — втулка перетока масла в стыке стержня и крышки; 5 — кольцо уплотнительное; 6 — гайка; 7- стержень; 8 и 9- втулки верхней головки главного и прицепного шатунов; 10 — прицепной шатун; И — болт прицепного шатуна; 12- втулка под прицепной болт; 13 — палец; 14- втулка прицепного сочленения; 75 и 17- верхний и нижний вкладыши; 16 — штифт стержня; 18- штифт крышки; В — канал; Г — отверстие; Д — зубцы; Е — бурт

Нижняя головка главного шатуна имеет съемную крышку 7, которая крепится к стержню 7 четырьмя болтами 2,

Стык нижней головки стержня и крышки имеет зубцы Д трапецеидальной формы, препятствующие поперечному смещению крышки.

В нижней головке главного шатуна установлены верхний 75 и нижний 1 /тонкостенные сталебронзовые вкладыши. Наружная поверхность вкладыша бронзирована. Вкладыши устанавливаются с гарантированной величиной выступания поверхности стыков. Положение их фиксируется штифтами 16 и 18, запрессованными в стержень и крышку.

Верхний и нижний вкладыши — невзаимозаменяемые: в нижнем вкладыше в отличие от верхнего имеется канавка с отверстиями для перетока масла.

Шатунный подшипник смазывается и охлаждается маслом, поступающим из коренных подшипников через каналы коленчатого вала. По отверстиям Г в нижнем вкладыше и по каналу В в крышке масло перетекает в канал нижней головки шатуна и по втулке 4, уплотненной кольцом 5, в канал стержня главного шатуна. Далее часть масла поступает через продольный канал в стержне главного шатуна к втулке 8.

Другая часть масла поступает к втулке 14 и через отверстие в пальце и продольному каналу в стержне прицепного шатуна к втулке 9.

Из верхних головок главного и прицепного шатунов масло поступает на охлаждение поршней.

Поршень

Поршень (рис. 2.13) предназначен для передачи усилия от давления газов через поршневой палец и шатун коленчатому валу. Поршень состоит из стальной головки би алюминиевого тронка 77, скрепленных четырьмя шпильками 1 с гайками 16. Под гайками установлены втулки 2.

Гайки и шпильки застопорены шплинтами 17.

Поршень имеет два компрессионных кольца 7с односторонней трапецией, одно компрессионное («минутное») кольцо 8 и два маслосъемных кольца 9 и 75. Кольцо 9 снабжено экспандером 10 (пружинным расширителем).

Рабочая поверхность тронка покрыта антифрикционным при-работочным покрытием.

В отверстия бобышек тронка установлен поршневой палец 3 плавающего типа. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами 4.

Рис. 2.13. Поршень: 7 — шпилька; 2- втулка; 3- палец; 4 — стопорное кольцо; 5 — уплотнительное кольцо; 6- головка поршня; 7- компрессионное кольцо (с односторонней трапецией); 8- компрессионное кольцо («минутное»); 9- маслосъемное кольцо (с экспандером); 10 — экспандер; 11 — тронк поршня; 12 — трубка; 13 — стакан; 14 — пружина; 75- маслосъемное кольцо; 16- гайка; 77 — шплинт; А — полость охлаждения; Б — отверстие для перетока масла; В — канал для слива масла из полости охлаждения; Д — радиальная поверхность поршневой канавки

Головка поршня охлаждается маслом. Из верхней головки шатуна масло поступает в стакан 13, плотно прижатый пружиной 14, и из него по отверстиям Б в полость охлаждения А. Из полости охлаждения масло по каналам В стекает в раму дизеля. Для поддержания уровня масла в полости охлаждения А в тронк запрессованы трубки 12.

Резиновое кольцо 5 препятствует вытеканию масла между головкой и тронком.

Лоток с распределительным механизмом

Лоток (рис. 2.14) предназначен для размещения в нем распределительного вала и рычагов привода клапанов. Кроме того, на нем устанавливаются топливные насосы.

Корпус лотка 3 отлит из алюминиевого сплава, крепится к блоку цилиндров шпильками и фиксируется двумя коническими штифтами 10.

Рис. 2.14. Лоток с распределительным механизмом: 1 — корпус; 2 — болт крепления патрубка; 3 — лоток; 4 и 5 — рычаги впускного и выпускного кулаков; 6 — опорно-упорный подшипник; 7- фиксатор опорно-упорного подшипника; 8- распределительный вал; 9- опорный подшипник; 10- штифт; 77 -прокладка; 72-резиновое кольцо; 13- фиксатор опорного подшипника; 14- ролик; 15- валик; 76и 77- штанги выпускных и впускных клапанов; 18- гайка крепления головки штанги; 19 и 20- гайка и болт крепления осей рычагов; 21 — гайка (крепление шпилек топливного насоса); 22- уплотнительное кольцо масляного канала между корпусом и лотком; 23 — уплотнительное кольцо корпуса; Д — фланец лотка; Е и Ж — маслоподводящие каналы в подшипнике и в лотке распределительного вала; И — канал лотка; К — маслоподводящие канавки; Л — маслоподводящий канал в лотке к топливному насосу; М — маслоподводящий канал осей рычагов; Н — окно

Лоток состоит из двух частей, скрепленных болтами и шпильками.

В лотке установлены распределительный вал 8, который вращается в разъемных алюминиевых подшипниках 6 и 9, и рычаги 4 и 5.

С переднего торца лоток закрыт корпусом 1. Стык крышки и лотка уплотняется резиновыми кольцами 22 и 23.

Масло из масляной системы дизеля поступает в канал И и далее:

  • — по каналам Е — на смазку подшипников распределительного вала;
  • — по каналам Л — на смазку толкателей топливных насосов;
  • — по каналу Ж — на смазку привода распределительного вала;
  • — по зазору между болтами 20 и лотком по канавкам К, каналу М в осях рычагов, каналам в рычагах 4 и 5 — на смазку трущихся поверхностей рычагов и роликов 14, далее по отверстиям в штангах 16, 17 и рычагах крышек цилиндров — в гидротолкатели.

Первый подшипник бот фланца Д — упорный, удерживающий распределительный вал от осевого перемещения, стопорится влотке фиксатором 7, а опорные подшипники 9- фиксаторами 13. Фиксаторы уплотняются резиновыми кольцами 12.

Масло из лотка стекает через окна Н по патрубкам в крышки цилиндров и далее в картер дизеля.

Распределительный вал 8 предназначен для управления движением впускных и выпускных клапанов крышек цилиндров посредством рычагов 4, 5 и штанг 16, 17, з также работой топливных насосов соответственно порядку работы цилиндров.

Распределительный вал (рис. 2.15) приводится во вращение коленчатым валом посредством шестерен привода и приводной втулки 7, напрессованной на вал. Приводная втулка образует опорноупорную шейку, а втулки 1 — опорные шейки распределительного вала.

Втулки 1, впускные 2, выпускные 4 и топливные 5 кулаки состоят из двух половин, закрепленных на валу гайками И, 12 и 13. Гайки застопорены болтами 9, которые завязаны проволокой 10.

Шпонки 6фиксируют кулаки в строго определенном положении согласно порядку работы цилиндров дизеля.

Рис. 2.15. Распределительный вал: 7 — втулка; 2и 4 — впускной и выпускной кулаки; 3 — кольцо; 5 — топливный кулак; 6 — шпонка; 7- приводная втулка; 8 — распределительный вал; 9 — болт; 10 — проволока; И — гайки крепления газовых и топливных кулаков; 72 — гайка крепления втулок; 13 — гайка крепления между втулкой и топливным кулаком; 14 — распределительная шайба; 15 — шайба; 16 — болт

Каждый кулак служит приводом клапанов и топливных насосов ряда А и ряда В цилиндров.

Привод распределительного вала

Привод распределительного вала (рис. 2.16) предназначен для передачи вращения от коленчатого вала к распределительному валу, а также к валу с грузом предельного выключателя. Кроме того, привод используется для передачи вращения коленчатому валу от стартер-генератора во время пуска.

Рис. 2.16. Привод распределительного вала:

7 — труба; 2 — форсунка; 3 — болт повышенной точности; 4, 37 — штифты; 5 — штуцер; 6, 26 — стопорные кольца; 7, 9, 13, 16, 17, 19, 27, 28, 29, 30, 34- цилиндрические шестерни; 8, 14, 15, 31, 35- подшипники; 10, 22, 23 — корпусы; 77 — замок; 72 — уплотнительное кольцо; 18, 25 — кольца регулировочные; 20, 32- шлицевые втулки; 21, 38- крышки; 24, 39- мас-лоотбойники; 33- шлицевой вал; 36- кольцо; 40- шпилька повышенной точности; М, Н, П — каналы; Р — отверстия; Т — зазор

В шестерне 19 шлицевая втулка 20 стопорится кольцом 26, а осевой зазор регулируется кольцом 25, установленным перед мас-лоотбойником 24.

Привод распределительного вала установлен на заднем торце блока цилиндров и крепится болтами и шпильками к закрытию коленчатого вала, блоку цилиндров и лотку.

Привод представляет собой зубчатую передачу, состоящую из прямозубых и конических шестерен, помешенных в общем корпусе, который состоит из трех частей (корпусов).

Шестерня коленчатого вала посредством находящихся в зацеплении шестерен и шлицевой втулки вращает распределительный вал. Шестерня вращает вал со шлицевой втулкой, которая шлицевым валом вращает вал с грузом предельного выключателя.

Шестерня 30имеет выходной вал, на конец которого напрессована полумуфта для привода якоря стартер-генератора.

Шлицевая втулка 20 имеет разное количество наружных и внутренних шлицев. Это позволяет через отверстие, закрытое крышкой 21, изменять взаимное положение распределительного и коленчатого валов без разборки всего привода.

Шестерни привода смазываются маслом, выходящим из форсунок 2, к которым оно поступает из канала лотка по каналам П, М, К, Л в корпусе привода. Из канала М по трубе 1 и отверстию Р в крышке 21 масло поступает на смазку шлицевой втулки.

Подшипники привода смазываются масляными парами, а сферические подшипники шестерен 30 и 27 смазываются маслом по каналам Н в корпусе привода, отверстиям в обоймах и наружных кольцах подшипников.

Маслоотбойни 39, установленный на валу шестерни 30, препятствуют вытеканию масла из привода.

Привод насосов

Привод насосов (рис. 2.17) предназначен для передачи вращения от коленчатого вала дизеля рабочим колесам насосов воды, шестерням масляных и топливоподкачивающего насосов.

Привод насосов установлен на переднем торце блока цилиндров и представляет собой зубчатую передачу из прямозубых шестерен, размещенных в корпусе, состоящем из трех корпусов: переднего 3, среднего 2 и заднего 1.

Рис. 2.17 (начало). Привод насосов: 1, 2, 3 — задний, средний и передний корпусы; 4, 5, 77, 26, 30- шестерни; 6 — подшипники; 7, 10, 14- стопорные кольца; 8, 19, 29, 32- уплотнительные кольца; 9- корпус; 72- ступица; 13, 27, 31 — шлицевые валы; 15 — упор; 16 — пружина; 77 — закрытие; 18- штуцер; 20, 28 — замки; 21, 22, 23 — прокладки; 24 — обойма; 25 — проставка; Е, Ж, И, К, М, Л — каналы масла

Рис. 2.17 (окончание). Привод насосов: 33, 34 — болты повышенной точности; 35- штуцер замера давления масла перед фильтром; 36 — уплотнительные кольца; 37- фланец; П, С — каналы воды; Н —

отверстие; Р — канал масла

На ступице 72 установлены ведущие шестерни 4 и 11, которые вращаются коленчатым валом дизеля посредством шлицевого конца вала 13.

Ведущая шестерня 4 передает вращение шестерням 26 и 30.

Шестерня И через шестерню 5 и шлицевое соединение передает вращение на ведущую шестерню топливоподкачивающего насоса.

Шестерни 26 посредством шлицевых валов 27 передают вращение рабочим колесам насосов воды, а шестерни 30 посредством шлицевых валов 31 — ведущим шестерням насосов масла.

Все шестерни и ступица вращаются в подшипниках качения, установленных в стальных обоймах корпусов. Обоймы зафиксированы от проворачивания замками 28. Замками 20 стопорятся также наружные кольца подшипников качения. Масло к трущимся деталям поступает из канала блока цилиндров по каналу К и далее по каналам И, Ж, Е.

Маслом, поступающим в штуцер 18, смазываются шестерни, а через отверстия в корпусе 2, обоймах 24 и проставках 25 масло поступает на смазку шлицев приводных валов насосов воды и далее через каналы Л в валах 27 — на смазку подшипников насосов воды. После смазки и охлаждения деталей масло сливается в поддизельную раму.

По каналу М масло поступает из рамы во всасывающую полость маслонасоса. Канал Р служит для прохода масла на терморегулятор. Отверстие Н в переднем корпусе привода предназначено для подсоединения трубопровода от маслопро-качивающего насоса.

Через каналы П охлаждающая жидкость проходит в каналы С и через фланцы 37 — в водяные коллекторы блока цилиндров. Слив охлаждающей жидкости из каналов производится только при полном сливе охлаждающей жидкости из дизеля.

Закрытие коленчатого вала

Закрытие коленчатого вала (рис. 2.18) расположено на заднем торце дизеля и состоит из корпусов 1 и 10, кожуха 2, маслоулав-ливателя 3 и отбойника 18.

Корпусы 1 и 10 скрепляются между собой болтами 6, фиксируются относительно друг друга штифтами 4 и крепятся к блоку, раме, приводу распределительного вала болтами и фиксируются относительно блока и рамы двумя штифтами 26.

Рис. 2.18. Закрытие коленчатого вала: 1, 10- корпусы; 2- кожух; 3 — мас-лоулавливатель; 4, 12, 13, 25, 26, 27 — штифты; 5, 7, 11, 15, 16, 20, 22- прокладки; 6, 8, 9 14, 17, 19, 21 — болты повышенной точности; 18- отбойник; 23 — стрелка; 24 — шпильки; А — размер; Б — радиальный зазор; К — канал

Кожух 2 и маслоулавливатель 3 состоят из двух половин, закрепленных болтами 8 и 9; для фиксации половин относительно друг друга устанавливаются штифты 12 и 13.

На верхней половине кожуха установлена стрелка 23, показывающая положение кривошипов коленчатого вала по градуированному диску муфты.

Выходу масла из закрытия препятствует отбойник 18, установленный на фланце коленчатого вала. Масло, попавшее за отбойник, отсекается маслоотбойным буртом и сливается по каналу К во внутреннюю полость корпуса закрытия коленчатого вала.

Турбокомпрессор

Турбокомпрессор (рис. 2.19) предназначен для подачи в дизель воздуха повышенного давления с целью увеличения мощности и экономичности дизеля.

Рис. 2.19 (начало). Турбокомпрессор: 1 — лабиринт; 2,29- фланцы; 3 — пробка; 4 — подшипник опорно-упорный; 5, 39- шпильки; 6- проставки; 7- входной патрубок; 8, 13, 14, 16, 18, 20, 36,37,38- болты; 9- улитка воздушная; 10,30- регулировочные прокладки; И, 25 — диффузоры; 12 — ротор; 15 — корпус средний; 17- газовая улитка; 19 — корпус турбины; 21 — патрубок выпускной; 22 — штифт; 23 — втулка; 24- сопловой аппарат; 26, 27, 31, 34, 35, 44- прокладки; 28- подшипник опорный; 32 — резиновые кольца; 33 — резиновая труба; 40 — труба; 41 — штуцер; 42 — рым — болт; 43 — труба жаровая; Д, Н, С, Т, X — каналы; Ж, Р, Ф, Ш — отверстия; В, Е, И, К, У — полости; М — лапы

Рис. 2.19 (окончание): 45, 49- резиновые кольца; 46 — шпильки; 48- проставки; 47, 50, 51, 52, 53 — болты; П, Щ — отверстия

Турбокомпрессор закреплен на кронштейне у переднего торца дизеля и состоит из одноступенчатой осевой турбины, работающей за счет энергии выпускных газов, и одноступенчатого центробежного компрессора.

Колесо компрессора и диск турбины смонтированы на одном валу (роторе), который расположен в корпусах, соединенных между собой.

Принцип работы турбокомпрессора заключается в следующем.

Отработавшие газы из цилиндров дизеля по коллекторам и газовой улитке поступают к сопловому аппарату, где они расширяются, приобретая необходимое направление и высокую скорость, и направляются на лопатки рабочего колеса турбины, приводя во вращение ротор и отдавая при этом свою энергию. Газы из турбины выходят по выпускному патрубку в глушитель, а затем в атмосферу.

При вращении ротора воздух засасывается через входной патрубок в колесо компрессора, где воздуху сообщается дополнительная кинетическая энергия и происходит основное повышение давления.

В диффузоре и воздушной улитке, вследствие уменьшения скорости воздуха, происходит дальнейшее повышение давления. Из компрессора воздух подается в охладитель наддувочного воздуха и далее в цилиндры дизеля.

Статор турбокомпрессора состоит из корпуса турбины, среднего корпуса и корпуса компрессора.

На воздушной улитке турбокомпрессора крепится механизм воздушной захлопки, обеспечивающий прекращение подачи наддувочного воздуха в цилиндры дизеля в случае превышения частоты вращения коленчатого вала выше предельно допустимой, т.е. для предотвращения работы дизеля «на масле».

Средний корпус состоит из корпуса 75 и газовой улитки 77. В среднем корпусе установлены опорно-упорный 4 и опорный 28 подшипники, втулка 23, к которой штифтами 22 крепится сопловой аппарат 24.

Корпус 75 охлаждается жидкостью, поступающей из корпуса турбины. Стык в районе отверстий П и Щ для перетока жидкости уплотнен резиновыми кольцами 45. Из корпуса жидкость выходит по каналу Т.

Газовая улитка 77-двухзаходная, прикреплена к корпусу 75бол-тами 16, от радиального перемещения зафиксирована фланцем 29.

Опорно-упорный 4 и опорный 28 подшипники — демпферного типа; половины их стальных корпусов центрируются штифтами повышенной точности. В корпусах подшипников расположены бронзовые вкладыши, которые удерживаются от вращения специальными фиксаторами. Половины корпусов подшипников скреплены болтами 47. Положение подшипников в среднем корпусе фиксируется шпильками 46.

Рабочие поверхности вкладышей подшипников покрыты тонким антифрикционным слоем.

Подшипники смазываются маслом, поступающим из масляной системы дизеля через штуцер 41 и далее по каналам С и X в корпусе 75 и по отверстиям в подшипниках. Из подшипников масло сливается в полость К и далее в раму дизеля.

Средний корпус к корпусу турбины прикреплен болтами 14.

Охлаждающая жидкость из системы охлаждения дизеля в средний корпус поступает через полость В корпуса турбины 19, по каналу Н — в полость У среднего корпуса и по каналу Т выходит в холодильную камеру тепловоза.

Корпус турбины состоит из корпуса 19, диффузора 25 и выпускного патрубка 27.

Диффузор и выпускной патрубок прикреплены к корпусу 19 болтами. Выпускной патрубок покрыт теплоизоляционным материалом.

Корпус 19 имеет лапы М, которыми турбокомпрессор крепится на дизеле, и два отверстия Ф, в которые вставлены жаровые трубы 43 для прохода газа из выпускных коллекторов в газовую улитку 17.

Корпус турбины охлаждается жидкостью, поступающей из системы охлаждения дизеля по отверстию Ж в полость В корпуса и выходящей из него через отверстие Ш.

Корпус компрессора состоит из воздушной улитки 9, проставки 6, входного патрубка 7 и диффузора компрессора 11.

Диффузор состоит из проставки и собственно лопаточного диффузора компрессора, скрепленных между собой винтами, застопоренными попарно проволокой.

В стыке проставки 6 с диффузором установлена стальная регулировочная прокладка 10.

Корпус компрессора болтами 13 прикреплен к среднему корпусу, стык между ними уплотняется прокладкой. Полость за колесом компрессора отделяется от полости за диффузором резиновым кольцом 32.

Входной патрубок — двухзаходный, имеет канал Д, по которому газы отсасываются из картера дизеля.

Резьбовое отверстие во входном патрубке, закрытое пробкой 3, используется для установки индуктивного датчика при замере частоты вращения ротора. Для обеспечения герметичности по стыкам входного патрубка 7, проставки 6 и воздушной улитки 9 установлены паронитовые прокладки 31, 34 и 35.

К фланцу воздушной улитки со стороны выхода воздуха крепится стальная проставка 48, в кольцевую выточку которой поставлено резиновое кольцо 49 для обеспечения герметичности между поверхностями кольца и воздушной захлопки при срабатывании механизма воздушной захлопки.

На боковой поверхности воздушной улитки предусмотрены фланец и приливы для монтажа механизма воздушной захлопки.

Ротор (рис. 2.20) состоит из вала 8, колеса компрессора 6, диска турбины 12 с рабочими лопатками 10, упорной втулки 7 и лабиринтовой втулки 9.

Вал ротора имеет две опорные шейки. Для увеличения износостойкости шейки упорный торец вала и канавки под уплотни-

Рис. 2.20. Ротор: 1,3-стопорные пластины; 2,4- гайки; 5- шайба; 6- колесо компрессора; 7- упорная втулка; 8 — вал ротора; 9- лабиринтная втулка; 10 — рабочая лопатка; 11 — замочная пластина; 12 — диск турбины; 13, 14 — штифты; 15 — уплотнительные кольца

тельные кольца 15 втулки 7 и вала 8 выполняются с повышенной твердостью.

На одной стороне ротора на вал посажен диск турбины с гарантированным натягом. Диск зафиксирован радиальными штифтами 13.

Рабочие лопатки в диске крепятся с помощью замкового соединения елочной формы и фиксируются от осевого перемещения замочными пластинами 11.

На бурт диска турбины установлена и зафиксирована радиальными штифтами 14 втулка 9 с лабиринтными гребешками.

На другой стороне ротора на шлицы вала установлена упорная втулка 7, на которой гайкой 4 с упругим элементом закреплено колесо компрессора 6. Между гайкой и колесом установлена шайба 5.

Втулка с колесом компрессора на роторе закреплена гайкой 2.

Гайки 2 и 4 стопорятся замочными пластинами 1 и 3.

В ручьи вала и втулки установлены разрезные уплотнительные кольца 15.

Система уплотнений турбокомпрессора обеспечивает предотвращение попадания масла в газовые и воздушные полости турбоком

прессора, а также уменьшение утечек газа и воздуха в масляную полость подшипников и далее в картер дизеля.

Полость высокого давления за колесом компрессора изолирована от масляной полости лабиринтовым уплотнением, образованным лабиринтом 1, фланцем 2 (см. рис. 2.19), колесом компрессора 6 (см. рис. 2.20) и уплотнительными кольцами.

Для уменьшения износа уплотнительных колец воздух из полости Е выпускается по отверстию Р и трубе 40 (см. рис. 2.19) в полость всасывания компрессора.

Просачиванию выпускных газов в масляную полость препятствует лабиринтовое уплотнение, образованное втулками 9 (см. рис. 2.20) и 23 (см. рис. 2.19), а также уплотнительными кольцами. С целью уменьшения утечки выпускного газа в масляную полость и предотвращения подсоса масла в полость турбины на режимах малых нагрузок дизеля в полость И (см. рис. 2.19) по отверстию в корпусе проводится воздух из полости высокого давления за колесом компрессора.

Кронштейн турбокомпрессора (рис. 2.21) крепится к блоку цилиндров болтами. На поверхности Д кронштейна установлен тур-

Рис. 2.21. Кронштейн турбокомпрессора: 1 — кольцо; 2 — прокладка; 3, 5- пробки; 4 — угольник; Б, В, Г — каналы; Д — поверхность

бокомпрессор. Стык кронштейна и блока уплотняется прокладкой 2.

В верхней части кронштейна имеются отверстия с пробкой 3 для замера температуры воздуха в ресивере, угольник 4 для замера давления воздуха. В нижней части кронштейна выполнен канал Б для подвода масла в блок цилиндров. Кроме того, в кронштейне имеется канал Г, по которому наддувочный воздух подводится в ресивер блока.

В стыке с блоком канал Б дополнительно уплотняется резиновым кольцом 1.

Валоповоротный механизм

Валоповоротный механизм (рис. 2.22) установлен на корпусе привода распределительного вала и предназначен для вращения коленчатого вала при техническом обслуживании и ремонтах дизеля. Валоповоротный механизм состоит из кронштейнов, валов, червяка, стопора и пружин.

Кронштейн крепится к корпусу привода распределительного вала и фиксируется штифтами.

Червяк вместе с валом вращается во втулках, которые запрессованы в кронштейн. Червяке валом от осевого перемещения удерживается кольцами. Кронштейн установлен на валу, застопорен штифтами и вместе с червяком поворачивается на определенный угол. От произвольного зацепления червяка с зубчатым венцом муфты кронштейн удерживается пружинами.

Масло для смазки трущихся поверхностей вала и червяка поступает из масленки по отверстиям В и Д в вале. В отключенном положении кронштейн с валом и червяком находится в верхнем положении и стопорится стопором. В таком положении болт своим концом нажимает на шток выключателя. При этом замыкаются контакты электрической цепи блокировки пуска, пуск дизеля возможен.

В рабочем положении стопор проходит через отверстия А и Б в кронштейнах, минуя шток выключателя. Электрическая цепь блокировки пуска остается разомкнутой и пуск дизеля невозможен.

Для вращения коленчатого вала необходимо:

— открепить скобу и вынуть стопор;

Рис. 2.22. Валоповоротный механизм: / — штифты; 2 — вал поворотного кронштейна; 3 — рукоятка; 4 — стопор; 5- микропереключатель; 6 — кронштейн; 7- пружина; 8 — поворотный кронштейн; 9, // — штифты; 10 — мас

ленка; 12- червяк; 13 — кольцо; 14 — втулка; 15- вал червяка; 16- скоба; А, Б — отверстия для установки болта;

В, Д — отверстия для смазки

  • — рукояткой повернуть кронштейн, ввести червяк в зацепление с зубчатым венцом муфты и через отверстия А и Б стопором зафиксировать положение кронштейна;
  • — ключом Д49.181.94спч за шестигранную головку вала червяка вращать коленчатый вал в нужном направлении.

Выпускной коллектор и газовый трубопровод

Для подвода выпускных газов к турбокомпрессору на каждый ряд цилиндров устанавливается выпускной коллектор и газовый трубопровод охлаждаемого типа (рис. 2.23).

Выпускной коллектор состоит из двух звеньев 1 и 4 и торцевого фланца 24, соединенных болтами 12. Между звеньями, а также между звеньями и фланцами 24 поставлены прокладки 13, 23.

С торца фланец 24 экранирован закрытием 22.

Каждое звено представляет собой сварные двухстенные трубы из листовой стали, внутри которых вставлены трубы Риз жаропрочной стали. Между наружной 11 и промежуточной /^трубами коллектора образуется полость для перетока охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость для охлаждения коллектора поступает из крышек цилиндров по отверстиям В. Соединение крышки с коллектором уплотнено резиновыми кольцами 16. Для фиксации резиновых колец в отверстия фланцев установлены втулки 15.

Сверху во фланцах имеются резьбовые отверстия для установки термопар, закрытые пробками 20.

Коллектор к крышкам крепится болтами 17. Стыки между крышками цилиндров и фланцами выпускного коллектора уплотняются прокладками.

Для отвода воздуха и образовавшегося во время работы дизеля пара к патрубкам каждого цилиндра подсоединены трубы 2, соединенные между собой трубкой 3. Переток охлаждающей жидкости из одного звена в другое производится по патрубку 14, а из коллектора в газовыпускные патрубки — по патрубкам 8.

Из патрубков охлаждающая жидкость отводится через фланец 6. На газовыпускных патрубках установлены съемные компенсаторы 7.

Компенсаторы и фланцы патрубка у турбокомпрессора закрыты стальными кожухами с прикрепленной к ним изоляцией. Снизу на звеньях 1 и 4 имеются сливные пробки 21 для контроля газовой полости.

Рис. 2.23. Выпускной коллектор и газовый трубопровод: 1,4- звенья коллектора; 2, 3, 5- трубки пароотвода; 6, 24 — фланцы; 7- компенсатор; 8, 14, 26, 27, 28- патрубки; 9, 10, 11 — трубы; 12, 17 — болты; 13, 18, 23 — прокладки; 15- втулка; 16- уплотнительное кольцо; 19 — сливная трубка; 20, 21 — пробки; 22 — закрытие; 25 — хомут; В — отверстие для перетока охлаждающей жидкости из крышки цилиндров в коллектор

Газовые трубы в секциях коллектора и патрубках газового трубопровода стопорятся от проворота специальными стопорами.

Охладитель наддувочного воздуха

Охладитель наддувочного (рис. 2.24) воздуха предназначен для охлаждения воздуха, поступающего из турбокомпрессора в цилиндры дизеля. Он установлен на кронштейне <?и крепится к нему шпильками 9.

Охладитель наддувочного воздуха состоит из корпуса 10, охлаждающей секции, патрубка 1, верхней 3 и нижней 13 крышек.

Рис. 2.24. Охладитель наддувочного воздуха: 1 — патрубок; 2 — трубка для отвода пара; 3, 13 — верхняя и нижняя крышки; 4, 7, 12, 17 — прокладки; 5, 11 — «трубные доски»; 6 — оребренные охлаждающие трубы; 8- кронштейн; 9 — шпильки; 10- корпус; 14- капот; 15 — сливная пробка; 16 — болт; 18 — площадка для установки регулятора наддува; Д — перегородка в нижней крышке; Б, Е — патрубки подвода и отвода охлаждающей жидкости

Охлаждающая секция состоит из верхней 5 и нижней 11 «трубных досок», в отверстиях которых закреплены оребренные охлаждающие трубы 6. Внутри охлаждающих труб образуется водяная, а между ними — воздушная полости.

Охлаждающая жидкость поступает в охладитель по патрубку Б нижней крышки, в которой перегородка Д делит водяную полость охлаждающей секции охладителя на две части, далее жидкость проходит по охлаждающим трубам одной, а затем второй части секции, поворачивается в верхней крышке и выходит через патрубок Е.

Накопившийся пар из водяной полости отводится через трубку 2, установленную в верхней крышке.

Для слива конденсата из воздушной полости служит сливная пробка 15.

Наддувочный воздух поступает в охладитель по патрубку 7, охлаждается в межтрубном пространстве и по каналу в кронштейне поступает в ресивер блока цилиндров.

На патрубке 7 предусмотрена площадка 18 для установки регулятора наддува.

Основные узлы дизель-генератора | Устройство, эксплуатация и ремонт тепловозов серии 2ТЭ25А (2ТЭ25К) | Узлы крепления дизель-генератора

Добавить комментарий