На тепловозе ТУ2 установлен котел-подогреватель, работающий на дизельном топливе. Подогреватель предназначен для прогрева воды и масла в системе охлаждения и смазки дизеля при его пуске после ремонта или для поддержания в состоянии готовности к пуску при кратковременных остановках при температуре наружного воздуха ниже -т-5°С.
Нагретая в подогревателе вода циркулирует в системе охлаждения дизеля, а также в змеевике-теплообменнике масляного бака.
Подогреватель состоит из водогрейного котла 1 (рис. 106) и редуктора 7 с встроенными в нем воздуходувкой центробежного типа, водяного центробежного насоса и плунжерного топливного накоса высокого давления. Привод редуктора подогревателя осуществляется от электродвигателя постоянного тока МВ-42. От шкивяэлектродвигателя 1 (рис. 107) ременной передачей 2 приводится но вращение вал редуктора, на котором установлены воздуходувка 3 и крыльчатка водяного насоса 4. От ведущего вала редуктора через две пары цилиндрических шестерен получает движение также кулачковый вал топливного насоса высокого давления, состоящий из одной плунжерной пары с нагнетательным клапаном.
Для ручного привода редуктора при пуске котла-подогревателя предусмотрена съемная рукоятка 8 с шестерней, посредством которой производится вращение ведущего вала редуктора.
1 — котел; 2 -топка котла; 3 — конусная крышка; 4- свеча запальная; 5 — форсунка; £ -пробка смотрового отверстия; 7 -редуктор; 8 -пробка заливного отверстия; 9 — болт для выпуска воздуха из топливного насоса; 10 — трубка для подачи топлива к насосу: 11-змеевик подогрева топлива; 12 — труба для отвода газов сгорания; 13- труба для выпуска песгоревшего топлива
В подогревателе отсутствует открытое пламя; части, подвергающиеся действию высокой температуры, изготовлены из жаропрочных сталей, поэтому подогреватель обладает относительно высокой пожарной безопасностью. Подогреватель при помощи лап опирается на два кронштейна и прикрепляется к ним четырьмя болтами. К топочной камере подогревателя присоединяется вытяжная труба 12 (рис. 106), по которой продукты сгорания топлива отводятся наружу. Труба изолируется асбестовым картоном и металлическим кожухом. Выходное отверстие ее закрывается тарельчатой заслонкой с нажимной пружиной, управление заслонкой осуществляется изнутри кузова посредством рукоятки.
Под насосом на кронштейнах закреплен противень для сбора вытекающего топлива со спускной пробкой в его дне. Для спуска несгоревшего топлива, выбрасываемого из котла, в нижней части колена вытяжной трубы устроенаотъемная (для очистки) труба.
Питание подогревателя дизельным топливом производится 01 бачка емкостью 9 л, установленного около котла на стенке кузова. Топливо к топливному насосу поступает самотеком. Заполнение бачка производится топливоподкачивающим насосом топливной системы тепловоза. При нормальном расходе топлива, составляющем 6,6-7,2 л/ч (110-120 см3/мин), теилопроизводительност ь котла составляет не менее 30 ООО ккал/ч.
При работе подогревателя необходимо выключать всех потребителей электроэнергии, получающих питание от аккумуляторной батареи, кроме необходимых ламп освещения.
Рис. 107. Схема редуктора: 1-электродвигатель со шкивом: 2 — ременная передача; 3 — воз духодувка: 4-водяной насос; 5 — корпус редуктора; 6 — ведомый вал; 7 — ведущий вал; 8-съемная рукоятка с шестерней; 9 — топливный насос; 10-червячная пара для регулировки подачи топлива
При стоянке тепловозов в депо, чтобы не разряжать аккумуляторные батареи, целесообразно питание электродвигателей форсуночных подогревателей производить постоянным током с напряже ниєм 12 в от внешней сети переменного тока через выпрямительную установку.
Для пуска подогревателя необходимо: 1) заполнить котел подогревателя водой;
2) включить топливоподкачивающий насос и заполнить расходный бачок подогревателя топливом до верхнего уровня смотрового стекла;
3) включить подачу топлива к топливному насосу редуктора подогревателя, открыв краник на расходном бачке;
4) открыть заслонку выхлопной трубы, поставив рукоятк в положение «Открыто»;
5) снять щиток редуктора и поставить ла редуктор шестерню с рукояткой для ручного привода. Щиток снимается только на время пуска обогревателя;
6) включить накальную свечу, дав ей накалиться в течение 1 мин, после чего начать медленное вращение руколтки ручногопривода редуктора в сторону, противоположную показанию стрелки на ручном приводе (рукоятку ручного привода не стопорить). В случае невозможности провернуть за рукоятку необходимо провернуть привод рукой непосредственно за ремень на несколько оборотов. При особо низких температурах (ниже -30°С) разрешается заливать в полость редуктора через пробку 25-30 г дизельного топлива;
7) после воспламенения топлива необходимо немедленно изменить направление вращения рукоятки на нормальное, соответствующее направлению стрелки. При неисправности электродвигателя рукоятку необходимо застопорить и вращать ее со скоростью 60-70 об/мин. Нормальное усилие, развиваемое рукой, составляет около 4,5 кг (для уменьшения усилия рекомендуется снять ремень электропривода);
8) включить электродвигатель, а рукоятку ручного привода снять. Установить щиток редуктора;
9) при устойчивой работе прогретого котла свечу необходимо отключить и продолжать работу с самовоспламенением топлива до полного прогрева системы охлаждения дизеля;
10) через каждые 10 мин работы обогревателя менять положение переключателя питания электродвигателя подогревателя н целях равномерной разрядки групп аккумуляторной батареи;
11) степень нагрева воды в дизеле и трубопроводах проверяется по показанию термометров на щитках управления. Температура воды при прогреве не должна превышать 70°С. К запуску дизеля можно приступать при достижении температуры по термометру Н-60°С. При необходимости можно пользоваться подогревателем и в пути следования. Во время перерыва в работе подогревателя не допускать снижения температуры охлаждающей жидкости ниже +50°С. Нормальная работа подогревателя характеризуется интенсивным повышением температуры воды и цветом выхлопных газов, которые после прогрева котла (примерно через 10 мин работы) не должны быть черного цвета;
12) для прекращения работы подогревателя необходимо: выключить электродвигатель, перекрыть кран топливного бачка, закрыть заслонку вытяжной трубы, поставив рукоятку в положение «Закрыто». Для циркуляции воды через котел и масляный бак вентиль отключения следует оставить в открытом положении.
Просачивание газа в местах соединения котла внутрь помещения не допускается. При неработающем котле охлаждающая жидкость из контрольного отверстия не должна вытекать. При работе котла допускается подтекание охлаждающей жидкости и масла (8 капель за 30 мин).
Ремень привода должен быть натянут нормально, прогиб его посредине ветви под нагрузкой 500-600 г должен быть 10-30 лш. Перекос ремня между его шкивом и ободом вентилятора допускается не более 6 мм. После 40-50 ч работы необходимо производить очистку котла от сажи струей сжатого воздуха с давлением 3-
Г) кг/см2, а также очистку от продуктов неполного сгорания (нагара).
При подготовке подогревателя к зимней эксплуатации необходимо очистить котел независимо от количества отработанных им часов. Чистке подлежат внутренняя полость конусной крышки с форсункой и свечой, а также цилиндрическая и дымовая камеры. Для очистки котла нужно произвести частичную разборку его, снять топливную трубку от редуктора к форсунке, отсоединить провод от свечи, ослабить затяжку хомутов, обжимающих дюрито-вый шланг на воздушном патрубке редуктора и конусной крышке, отвернуть гайки крепления редуктора, снять конусную крышку, отвернув гайки и болты ее крепления. Очистить воздушные и выхлопные проходы, а также конусную крышку скребком. Топку чистить шомполом, доводя конец его до упора в заднюю стенку котла. После очистки собрать подогреватель в обратной последовательности.
Смазка редуктора производится совместно с чисткой котла, для чего в полость редуктора через пробку на корпусе вводится 20-30 г смазки (ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-52). Этой же смазкой необходимо периодически, примерно через 10 пусков котла, смазывать втулку, в которую устанавливается рукоятка ручного привода.
⇐Распределительный редуктор | Тепловоз ТУ2 | Установка скоростемера СЛ-2⇒