Отбор мощности на привод вспомогательного оборудования тепловоза осуществляется от свободного конца вала главного генератора, для чего хвостовик вала через зубчатую муфту соединяется с распределительным редуктором.
Ведущая шестерня 7 (рис. 102) распределительного редуктора находится в зацеплении с шестерней 8 нижнего вала 9 и паразитной шестерней 6, с которой посредством шестерни 4 связан верхний вал 5, соединенный промежуточным валом с карданным валом конического редуктора привода вентилятора холодильника.
Зубчатые передачи распределительного редуктора заключены в разъемный корпус, имеющий масляную ванну, заполняемую дизельным маслом Д11 (ГОСТ 5304-54).
Уровень масла контролируется с помощью щупа, установленного в нижней части корпуса. При сборке редуктора боковые зазоры у зубьев зацеплений шестерен должны быть в пределах 0,2-:-т-0,5 мм. При проверке по краске «пятно» зацепления должно иметь размеры по ширине не менее 50% длины зуба и но высоте не менее 60% его рабочей части профиля зуба.
Шарикоподшипники редуктора должны иметь напряженную посадку внутренних колец на валах (с нагревом до 80-~100°С) и скользящую наружных колец в корпусе.
При установке редуктора на раме тепловоза и его центровке с валом генератора допускается: несоосность валов не более 0,1 мм, излом осей валов редуктора и генератора не более 0,2 мм на длине 200 мм.
Вспомогательный генератор приводится во вращение от шкива, установленного на входном валу раздаточного редуктора, клино-ременной передачей с двумя ремнями типа Б длиной 1 600 мм и передаточным отношением 1,73 : 1. Ведомый шкив передачи посажен на вал якоря вспомогательного генератора.
Распределительный редуктор связан с компрессором промежуточным валом с предохранительной муфтой. Промежуточный вал имеет зубчатые муфты 1 и 3 (рис. 103), с помощью которых он присоединяется с одной стороны к нижнему валу распределительногоредуктора, а с другой — к предохранительной муфте, установленной на валу компрессора.
Предохранительная муфта предназначена для предупреждения поломки привода и компрессора при резких изменениях скорости вращения ведущего вала во время пуска и остановки дизеля. Ведущая часть муфты имеет диск 5 и нажимное кольцо 8, между которыми зажимается ведомый диск 4 с фрикционными обкладками сцепления автомобиля «Москвич». Благодаря усилию, создаваемому двенадцатью цилиндрическими пружинами 6, установленными на винтах 7 нажимного кольца, создается трение между ведущим и ведомым дисками, за счет которого происходит передача необходимого крутящего момента для привода компрессора. Нажатие пружин 6, а следовательно, и величина передаваемого муфтой крутящего момента регулируется винтами 7. Для устойчивой работы муфты без пробуксовки ведомой части при нормальной нагрузке компрессора величина передаваемого муфтой крутящего моментаустанавливается равной 1 ООО кг/см. Регулировку муфты на расчетный крутящий момент необходимо производить на станке при числе оборотов ведущей части, соответствующем рабочему и рав^ ному 1 020 об/мин. Для этой цели целесообразно использовать приспособление, с помощью которого муфта устанавливается в Центрах токарного станка. При этом ведущий вал ее присоединяется к шпинделю передней бабки, а ведомый нагружается требуемым моментом 1 ООО кг.’см посредством рычага длиной 1 м с грузом, равным 10 кг. Рычаг должен быть огражден от проворачивания вместе с ведомым валом, для чего необходимо в суппорте станка установить скобу, допускающую незначительный ход рычага в вертикальной плоскости и ограничивающую его вращение.
Рис. 102- Распределительный редуктор: 1 — входной вал; 2 — зубчатая муфта; 3 -шкив привод.I вспомогательного генератора; 4 — шестерня верхнего вала; 5 — верхний вал; в-паразитная шестерня; 7- шестерня входного вала; 8 — шестерня нижнего вала; 9 — нижний вал; 10 — корпус редуктора; 11- клиноременный привод возбудителя; 12 — клиноременный привод вспомогатель ного генератора; 13 — шкив привода возбудителя
Пуск компрессора при температуре ниже 0°С с застывшим в нем маслом не допускается, так как может привести к выходу из строя предохранительной муфты вследствие ее перегрузки.
При эксплуатации тепловоза необходимо следить за состоянием муфты, не допуская ее перегрева, что может произойти при неточной регулировке муфты по крутящему моменту, неравномерной затяжке регулирующих винтов, а также вследствие попадания смазки на фрикционные обкладки дисков.
Для принудительной вентиляции тяговых электродвигателей применены два центробежных вентилятора, от которых по отдельным воздуховодам, расположенным в раме тепловоза, и промежуточным гибким рукавам из пропитанного олифой брезента поток воздуха поступает к обоим тяговым электродвигателям каждой тележки.
Привод вентилятора тяговых электродвигателей второй тележки (рис. 104) осуществляется от переднего конца коленчатого валадизеля. Привод состоит из промежуточного вала 4, установленного на двух шарикоподшипниках в корпусе 3, и упругой муфты, соединенной^ хвостовиком коленчатого вала. Муфта имеет ведущий 8 и ведомый 5 диски с четырьмя пальцами 7 в каждом, которые входят в резиновое кольцо. Крыльчатка 2 вентилятора укреплена на другом конце приводного вала.
Рис. 104. Вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей второй тележки: 1-кожух; 2 -крыльчатка; 3 — корпус; 4 -вял; 3 — ведомый диск. 6 — резиновое кольцо; 7 -палец; 8 — ведущий диск; 9 -кронштейн,10 — воздуховод
Кожух 1 вентилятора укреплен на воздуховоде 10, а корпус приводного вала расположен на кронштейне 9, установленном на раме тепловоза.
Крыльчатка вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей первой тележки (рис. 105) установлена на консоли вала 2 конического редуктора привода вентилятора холодильника. Кожух 3 вентилятора укреплен на воздуховоде 4. Воздух поступает в вентиляторы по подводящим рукавам через сетчатые фильтры с промежуточным слоем канители. Забор воздуха может производиться снаружи тепловоза, через боковые отверстия в фонарях крыши или из его кузова, что достигается установкой в соответ ствующее положение поворотной заслонки на воздуховоде. При поступлении воздуха снаружи тепловоза заслонка устанавливается в положение, при котором она перекрывает отверстие в воздуховоде, сообщающее его с помещением кузова.
Рис. 105. Вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей первой тележки: 1-крыльчатка; 2-вал редуктора; 3 — кожух вентилятора; 4 -воздуховод к тяговым электродвигателям
⇐Тележка | Тепловоз ТУ2 | Котел-подогреватель⇒