Осмотры и ремонты при остановленном дизеле выполняют в объеме технических обслуживании ТО-2 и ТО-3 по дизелю, электрооборудованию и экипажной части с тормозами, автосцепными устройствами и устройствами безопасности.
Блок и картер. Цилиндро-поршневая группа. Коленчатые валы. Проверяют надежность крепления блока к подди-зельной раме и ее к раме тепловоза. Ослабшие гайки и болты подтягивают, оборванные шпильки крепления выпускных коллекторов заменяют. Ослабшие штифты заменяют.
Через одно техническое обслуживание ТО-3 проверяют провисание 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7-й коренных шеек нижнего коленчатого вала, которое допускается не более 0,05 мм.
Открыв люки верхней крышки блока и боковые люки, осматривают картер дизеля, крепление коренных и шатунных подшипников (обстукиванием), места вблизи коренных и шатунных подшипников, проверяют, нет ли выкрошившихся частиц баббита, смещения (проворота) вкладышей, проверяют состояние шплинтовки гаек подшипников. Проверяют, нет ли трещин в крышках бугелей, постелях.
При работающем маслопрокачи-вающем насосе проверяют состояние маслопроводов в картере, подводящих масло к подшипникам коленчатых валов. Тщательно осматривают сварные швы блока, нет ли трещин в отсеке вертикальной передачи, оборванных платиков или ослабших шпилек передачи. Проверяют также плотность соединения и отсутствия трещин в масляном коллекторе дизеля, в штуцерах и смазочных трубках толкателей топливных насосов.
Воздуходувка. Осматривают воздуходувку, определяют состояние приводных шестерен эластичного привода воздуходувки и шестерен сидящих на валах роторов (шестерни, синхронизирующие движение роторов). Тщательно осматривают внутренние полости. Если обнаружена алюминиевая пыль, то это свидетельствует о том, что роторы касаются между собой или своими торцами трутся о стальные подшипниковые плиты. Такое явление неизбежно приведет к задиру роторов или стальных плит подшипников с торцами роторов. Для проверки правильности сборки воздуходувки необходимо замерить следующие монтажные зазоры: радиальный зазор между копусом воздуходувки и головкой лопастей ротора; боковой зазор между роторами; осевой зазор между торцом ротора и плитой опорного подшипника; осевой размер рабочих колес. Боковой зазор между зубьями координационных шестерен; несовпадение торцов координационных шестерен. Зазоры должны соответствовать установленным Правилами ремонта.
Проверяют установку колеса воздушного фильтра непрерывного действия, отсутствие заеданий и перекосов. Очищают и промывают кассеты воздушных фильтров.
Уплотнения воздуходувки, цилиндровых втулок и толкателей топливных насосов проверяют путем опрессовки. Открыв крышку люков выпускных коллекторов, очищают от нагара продувочные и выпускные окна втулок цилиндров. Осматривают состояние втулок цилиндров, поршней и компрессорных колец. Замеченные недостатки поршней, колец и втулок устраняют либо путем замены новыми, либо ремонтируют, если возможно.
Топливная аппаратура. Проверяют легкость перемещения регулировочных реек на каждом топливном насосе и поводковой втулке на рейке, работу ускорителя пуска. Форсунки с дизеля снимают и проверяют на стенде на распыливание. Форсунки, имеющие плохое распыливание или другие замечания, ремонтируют или заменяют новыми, проверяют на каждом третьем ТО-3 (25-30 тыс. км).
Проверяют регулировку всех топливных насосов на равномерность подачи топлива (выход рейки). В случае нарушения равномерности подачи топлива по цилиндрам необходимо подрегулировать таким образом, чтобы при положении коромысла на упоре при поднятом штоке регулятора разность зазоров между упором на каждом насосе и корпусом насоса была не более 0,3 мм для левого ряда и 0,15 мм для правого, а для двигателя в целом — 0,3 мм.
Вертикальная передача. В вертикальной передаче осматривают крепление восьмигранных гаек, стопорных планок, верхнего и нижнего корпусов передачи к блоку; состояние зубьев конических шестерен, в том числе по прирабатываемости, отсутствие трещин и изломов, состояние торсионного вала, определяющего величину угла опережения нижнего вала относительно верхнего (должно быть 12+1 ).
По водомерному стеклу в расширительном бачке проверяют, не проникает ли масло в водяную систему. Сливают отстой из картера дизеля и промывают картер. Разрешается проверка состояния сборочных единиц элементов оборудования тепловоза с использованием методов технической диагностики (при наличии в депо средств диагности-рования). На выявленные неисправности составляют ведомости, а дефекты устраняют.
Электрическое оборудование. Приступая к осмотрам и проверкам электрических машин и аппаратов, прежде всего необходимо продуть их сухим и сжатым воздухом. Проверяют нагрев подшипников тягового генератора, двухмашинного агрегата, тахоге-нератора. Измеряют сопротивление изоляции, высоковольтной и низковольтной цепей, тщательно проверяют состояние всех токопроводящих кабелей и шин, они должны быть хорошо изолированы и не касаться корпусов электрических машин. В случае следов переброса электрической дуги места подгаров зачищают, протирают салфетками, смоченными в авиационном бензине, а затем сухими салфетками.
Проверяют состояние и крепление кронштейнов щеткодержателей. Необходимо убедиться в отсутствии наплывов меди и поджогов и особенно в щеточных гнездах. Проверяют крепление болтов, шунтов, щеток. Изоляторы должны быть чистыми, без трещин и сколов.
Поверхность коллекторов под щетками должна быть гладкой, без зади-ров и следов оплавления. При наличии брызг металла от перебросов или кругового огня на коллекторе эти места зачищают без нарушения формы коллектора с продорожкой рядом находящихся ламелей. Щетки в обоймах щеткодержателей должны перемещаться свободно, но без больших зазоров. Рабочая поверхность щеток должна быть отполирована, не иметь трещин и отколов; высота щеток не меньше предельно допустимой. При замене новые щетки притирают по коллектору. Постановка щеток разных марок на одну машину не допускается.
Проверяют чистоту поверхности главных и вспомогательных контакторов и всех реле. Контакты, имеющие повреждения и подгары, зачищают, после чего на этих аппаратах проверяют нажатие контактов. Аккумуляторные батареи осматривают, замеряют плотность электролита и напряжение элементов, а также измеряют напряжение вспомогательного генератора. Поверх-ности банок протирают, резьбовые отверстия смазывают тонким слоем технического вазелина.
Экипажная часть. Приступая к осмотрам и проверкам экипажной части, необходимо установить тепловоз на смотровую канаву и проверить нагрев моторно-осевых подшипников. При обнаружении повышенного нагрева открывают переднюю крышку буксы и проводят ревизию подшипников в соответствии с требованиями, ранее изложенными по содержанию сборочных единиц с подшипниками качения тягового подвижного состава. У моторно-осевого подшипника, имеющего повышенный нагрев, проверяют и при необходимости заменяют польстер (или пряжу), приподнимают тяговый электродвигатель, снимают верхний вкладыш, проверяют его состояние, снимают фаски и закругления на кромках окон для создания условий лучшего образования масляного клина, углубляют смазочные канавки, выходящие в зону холодильников. Дефектные вкладыши (имеющие глубокие задиры и трещины) заменяют. Проверяют овальность и общее состояние шеек оси; шейки, имеющие задиры более 0,3 мм, вызывают необходимость замены колесно-моторного блока. Моторно-осевой подшипник заливают осевым маслом, соответствующим сезону, через верхнюю масленку до полной вместимости, а с польстером — до верхнего уровня.
Сливают отстой (конденсат) из корпусов моторно-осевых подшипников. Доливают масло до верхнего уровня камер. При температуре наружного воздуха ниже нуля добавляемое масло подогревают до 50-80 °С.
Осматривают состояние букс, буксовых поводков, боковых опор, крышек букс, корпусов моторно-осевых подшипников. Мелкие дефекты устраняют. Крепление силовых, вспомогательных механизмов и их приводов проверяют, осматривают кожуха тяговых редукторов и их крепление. Ослабшие болты подтягивают, неисправные крышки заправочных горловин ремонтируют. Проверяют наличие смазки на зубьях зубчатых колес тяговых редукторов через заправочные горловины кожухов. В случае обнаружения в масле харак-терного желтоватого блеска металла его необходимо заменить, предварительно выяснив причину задира.
Колесные пары проверяют в соответствии с требованиями Инструкции по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и электросекций. Осматривают крепление топливного бака, рукавов подвода воздуха к тяговым электродвигателям, чехлов опорно-возвра-щающего устройства, проверяют состояние подвески тяговых электродвигателей, крепление подшипниковых щитов тяговых электродвигателей, нагрев якорных подшипников.
Сливают отстой топлива из бака и топливных фильтров, отстой из корпусов. Осматривают состояние песочных труб и проверяют работу песочниц. Проверяют, не попала ли осерненная смазка из кожуха тяговой передачи в моторно-осевые подшипники. При необходимости следует сменить смазку. Осматривают снаружи приводы компрессора, редукторов, вентиляторов охлаждения.
Проверяют выход штока тормозного цилиндра, состояние тормозных колодок, состояние рычажной и воздушной систем тормоза. Выход штока должен быть не более 100 мм. Проверяют работу автосцепок, осматривают листовые и винтовые рессоры, шплинтовку валиков рессорного подвешивания.
Крепление и состояние фрикционной муфты и механизма выключения вентилятора холодильника проверяют. Если есть воздух в воздушной системе тепловоза, проверяют исправность дей-стия включающего устройства.
⇐Общие положения | Тепловоз ТЭ3 | Осмотры вспомогательного оборудования⇒