Устойчивой и надежной работы силовой установки, вспомогательного оборудования и экономичной работы тепловоза в целом можно достичь при условии правильного проведения плановых периодических ремонтов и технического обслуживания. Правилами и инструкциями предусмотрена постановка тепловоза в ремонт после достижения им определенной наработки, устанавливаемой в километрах пробега.
Правила технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) тепловоза ТЭЗ регламентируют общие вопросы организации и планирования ТО и ТР, объемы обязательных работ, способы ремонта, браковочные признаки, допускаемые предельные размеры, порядок и режимы испытаний деталей, сборочных единиц и тепловоза в целом.
Техническое обслуживание и текущий ремонт автосцепных устройств, тормозного оборудования, автоматической локомотивной сигнализации, колесных пар, подшипников качения, скоростемеров, радиостанции, измерительных приборов и другого оборудования общего назначения регламентируются соответствующими инструкциями и руководствами, утвержденными Министерством путей сообщения.
Технология выполнения технического обслуживания (ТО), а также ремонт деталей и сборочных единиц регламентируются технологическими процессами, технологическими инструкциями и другими документами, утвержденными МПС. Порядок и режимы эксплуатации, сезонного обслуживания тепловозов, смазки сборочных единиц устанавливаются Руководством по эксплуатации и обслуживанию тепловозов, согласованным с Главным управлением локомотивного хозяйства МПС. Данные по замерам, о замене или модернизации основных сборочных единиц должны быть записаны в техническом паспорте (формуляре) тепло-воза. Сведения о повреждениях и Отказах сборочных единиц должны быть записаны в журнале специальной формы.
Выполнение требований, изложенных в правилах, инструкциях и руководствах, обязательно для всех работников локомотивных депо, пунктов технического обслуживания, дорожных ремонтных мастерских, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом тепловозов ТЭЗ. Этими требованиями руководствуются также при проектировании ремонтных баз и установлении трудоемкости ТО и ТР тепловозов.
Правильная организация ремонта локомотивов имеет большое значение для сбережения народнохозяйственных средств, так как расходы на ремонт занимают второе место после расхода на топливо из всех расходов, связанных с эксплуатацией локомотивов. Чем меньше простой в ремонте, тем меньшее число тепловозов будет находиться в инвентарном парке.
Простой в ремонте влияет не только на число приписных тепловозов, но и на степень использования площадей, основного оборудования депо и заводов. Чем больше простой тепловозов, тем больше стойл потребуется для ремонта одного и того же числа тепловозов. Снижение простоя тепловозов в ремонте создает условия для экономии основных фондов, а следовательно, экономии капитальных вложений. Для сокращения простоя тепловозов необходимо планировать заранее объем работ на тепловозах, количество потребных запасных частей в кладовых и другие вопросы.
Нормы межремонтных гарантийных пробегов тепловозов, поставляемых промышленностью, устанавливаются и изменяются Министерством путей сообщения совместно с заводом-изготовителем тепловозов, а для тепловозов, проведших гарантийный пробег, — приказом министра путей сообщения.
Планово-предупредительная система ремонта. Система ремонта и технического обслуживания предусматривает меры, предупреждающие появления неисправностей и выявления необходимости проведения ремонтов, что создает условия поддержания тепловозов в работоспособном и хорошем санитарно-гигиеническом состоянии и обеспечивает их бесперебойную работу. Эта система разработана для ремонта и обслуживания вышедшего из гарантийного срока тягового подвижного состава и утверждена приказом министра путей сообщения № 10Ц. 1981 г.
Нормы пробегов тепловозов между техническими осмотрами и ремонтами для дизелей, охлаждающих устройств, вспомогательных силовых механизмов и всех систем в соответствии с техническими условиями на их ремонт приведены в табл. 5. Объемы обязательных работ по ТО-1 для каждой серии тепловозов устанавливаются службами локомотивного хозяйства железных дорог, а объем обязательных работ, ремонта или восстановления деталей, некоторых сборочных единиц при ТО-2, ТО-3, текущих ремонтах ТР-1, ТР-2, ТР-3 устанавливаются Правилами текущего ремонта. Начальники служб локомотивных хозяйств имеют право изменять (увеличивать) объемы обязательных работ. Техническое обслуживание ТО-4 предназначено для обточки бандажей колесных пар без выкатки их из-под тепловозов для поддержания оптимальной величины проката.
Текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3 предназначены для восстановления основных эксплуатационных характеристик и работоспособности тепловозов в соответствующих межремонтных периодах путем ревизии, ремонта или замены отдельных деталей, сборочных единиц, регулировки и испытания, а также частичной модернизации.
Последствия внезапно возникших отказов деталей, сборочных единиц устраняют на одном из плановых видов технического обслуживания или ремонта (если по пробегу или сроку требуется его производство) или на неплановом ремонте, организованном для этой цели бригадами слесарей под руководством мастера. Обязательное выполнение положений планово- предупредительной системы ТО и ТР является главнейшим условием, обеспечивающим содержание тепловозов в технически исправном состоянии.
Технические обслуживания ТО-3, ТО-4 и текущие ремонты ТР-1, ТР-2 и ТР-3 тепловозов выполняют в депо приписки комплексными и специализированными бригадами или в других депо дороги. Размещение пунктов технического обслуживания, предназначенных для обслуживания приписанного к дороге парка тепловозов, устанавливается начальником железной дороги, а для локомотивов, обращающихся по нескольким дорогам, — Главным управлением локомотивного хозяйства МПС по согласованию с Главным управлением движения МПС.
На руководителей депо, технологов, мастеров, приемщиков и другой персонал, производящий ремонт тепловозов, возлагается ответственность за качественное выполнение работ. Начальники депо и их заместители обязаны систематически лично осматривать выпускаемые из ремонта тепловозы. После гарантийного пробега осмотры и ремонты выполняются по установленным нормам межремонтных пробегов.
Для негарантийных тепловозов, содержащихся в хорошем и отличном состояниях, продолжительность работы между техническим обслуживанием ТО-3 и текущими ремонтами ТР-1, ТР-2 и ТР-3 для каждого депо устанавливает начальник дороги в зависимости от показателей использования мощностей каждой серии тепловозов на основе методики и норм, утвержденных Главным управлением локомотивного хозяйства МПС. Структура, состав, система управления локомотивными депо и другими подразделениями локомотивного хозяйства, организация производственных процессов технического обслуживания и текущего ремонта определяются соответствующими положениями и инструкциями МПС, а также указаниями начальников железных дорог.
Общий контроль за организацией ремонтного производства возлагается на заместителя начальника дороги, ведающего локомотивным хозяйством, начальника службы локомотивного хозяйства, начальника отделения дороги.
Таблица 5
Планирование технического обслуживания и текущего ремонта. Планы текущего ремонта ТР-3 для железных дорог утверждаются Министерством путей сообщения. Планы текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, ТР-3 и технического обслуживания ТО-3 для отделений дороги по каждому локомотивному депо утверждаются начальником железной дороги. Планы-графики технического обслуживания ТО-3 и ТО-4 утверждаются начальником отделений.
Начальники железных дорог устанавливают для каждого локомотива межремонтные пробеги локомотивов, нормы деповского процента неисправных, продолжительность технического обслуживания и ремонта тепловозов в зависимости от серии, технического состояния и времени их эксплуатации от постройки, а также от оснащенности ремонтных цехов.
Межремонтные периоды (пробеги) технического обслуживания и текущего ремонта для новых тепловозов (прибывших с заводов промышленности), как отмечалось выше, на период гарантии регламентируются техническими условиями на их поставку, согласованными с Главным управлением локомотивного хозяйства. Снятые с них детали и сборочные единицы, как правило, устанавливают на свои места до выработки их ресурса. Начальникам отделений дорог для равномерной загрузки ремонтных цехов предоставляется право изменения межремонтных пробегов до 10% установленных норм.
В интервале ремонтного цикла от капитального ремонта до первого теку-щего ремонта ТР-3 постановку на текущие ремонты ТР-1 и ТР-2 планировать по максимально допустимым межремонтным периодам, а в интервале от последнего текущего ремонта ТО-3 до капитального ремонта — по минимально допустимым межремонтным периодам. В интервале между всеми видами текущего ремонта планировать постановку тепловозов на первое и последнее техническое обслуживание ТО-3 по минимально допустимым межремонтным пробегам.
⇐Уход за тепловозом в пути следования | Тепловоз ТЭ3 | Объем и характеристика работ при техническом обслуживании и ремонте⇒