Тепловоз ТЭМ6С

Расположение оборудования на тепловозе ТЭМ6С:

1 — холодильная камера; 2 — силовая установка; 3 — вентилятор охлаждения тяговых двигателей; 4 — компрессор; 5 — пульт управления;

Л — аккумуляторная батарея; 7 — тележка; 8 — топливный бак

Остов дизеля представляет собой сварно-литой сухого типа блок цилиндров, к которому крепится большая часть узлов дизеля. Установленные в блоке втулки цилиндров крепятся к крышкам цилиндров шпильками.

Коленчатый вал отлит из высоколегированного чугуна. Для увеличения прочности и ресурса вал азотирован.

Поршни имеют алюминиевые тронки и днища из жаропрочной стали. Тронки и днища соединены шпильками.

Воздух перед поступлением в цилиндры подвергается тщательной очистке в маслоплёночных фильтрах кассетного типа, а затем сжимается в турбокомпрессоре. Конструкция фильтров позволяет забирать воздух как снаружи, так и изнутри кузова тепловоза. Для улучшения температурного режима двигателя и увеличения весового воз душного заряда предусмотрен воздухоохладитель.

Водяная система — двухконтурная. Один (основной) контур обеспечивает охлаждение воды дизеля и турбокомпрессора, а другой -масла дизеля и наддувочного воздуха.

К контуру охлаждения дизеля параллельно подключен трубчатый подогреватель, поддерживающий необходимую вязкость топлива при низких температурах наружного воздуха.

Второй контур включает в себя: водомасляный теплообменник, встроенный в дизель воздухоохладитель, водяной насос, охлаждающие секции, водяной бак и трубопроводы с арматурой.

Нормальный тепловой режим дизеля поддерживается с помощью холодильного устройства, холодильная камера которого расположена в задней части тепловоза.

Схема водяной системы тепловоза ТЭМ6С:

I — дизель; 2 — водяной насос контура охлаждения наддувочного воздуха и масла дизеля; 3 — водяной насос контура охлаждения дизеля; 4,5- бак для воды; 6 — датчик-реле температуры;

7 — электротермометр; 8 — охлаждающие секции;

9 — топливоподогреватель; 10- воздухоохладитель;

II — маслоохладитель; 12 — калорифер

Внутри холодильной камеры смонтирован вертикальный лопастной вентилятор. Привод вентилятора осуществляется от вала синхронного генератора через карданный вал, гидромуфту переменного наполнения и механический редуктор. Наличие в приводе вентилятора гидромуфты переменного наполнения позволяет плавно регулировать частоту вращения, пуск и остановку вентиляторного колеса. Вентилятор оборудован тормозным устройством, осуществляющим полную остановку вентиляторного колеса при падении температуры воды ниже допустимой.

По обеим сторонам холодильного устройства установлены водяные радиаторные секции. Секции закрываются боковыми жалюзи, выполнеными в виде шарнирных дверных блоков, что обеспечивает хороший доступ к секциям радиаторов и к электропневматическому приводу жалюзи.

Масляная система дизеля, циркуляционная под давлением, разделена на два контура. Внешний контур обеспечивает подачу масла от масляного насоса дизеля в гидромуфту редуктора вентилятора холодильной камеры и в гидромуфту компрессора. Далее масло сливается в картер дизеля. Второй контур служит для смазки трущихся поверхностей дизеля, их охлаждения и очистки масла от механических примесей.

В состав масляной системы входят: масля ный насос, фильтры очистки масла, теплообменник, вспомогательный маслопрокачивающий насос, арматура и трубопроводы.

Топливная система имеет индивидуальные топливные насосы высокого давления с приводом от распределительного вала дизеля. Топливо к топливным насосам высокого давления подаётся двумя шестерёнчатыми насосами, один из которых имеет привод непосредственно от дизеля, а другой от электродвигателя. Предусмотрен также вспомогательный топливный насос для подкачки топлива в топливную магистраль высокого давления перед запуском дизеля. Очистка топлива осуществляется фильтрами грубой и тонкой очистки.

На тепловозе предусмотрено автоматическое регулирование температуры воды и масла дизеля и воды наддувочного контура.

Автоматика регулирования управляет гидромуфтой привода вентилятора, тормозом вен тиляторного колеса и приводом верхних и боковых жалюзи холодильного устройства. Автоматика также защищает дизель от перегрева, снимая нагрузку в случае превышения температуры воды или масла допустимых пределов.

Машинист тепловоза имеет возможность регулировать температуру воды и масла с помощью тумблеров, установленных на пульте управления.

Коленчатый вал дизеля соединён с валом

Схема масляной системы тепловоза ТЭМ6С:

1 — дизель; 2 — фильтр тонкой очистки; 3 — масляный бак; 4 — заливная горловина

Схема топливной системы тепловоза ТЭМ6С:

1 — дизель; 2 — топливный бак; 3-фильтр грубой очистки; 4 — топливоподкачивающий насос;

5 — топливоподогреватель; 6 — топливооткачивающий насос дизеля; 7- фильтр тонкой очистки; 8 — топливный коллектор дизеля главного генератора упругой пластинчатой муфтой. Оба агрегата смонтированы на одной поддизельной раме. Между поддизельной и главной рамами установлены резиновые амортизаторы и упругие упоры, благодаря которым исключается жёсткая связь дизеля с главной рамой, уменьшается передача вибрации, возникающей при работе дизеля.

Главный генератор тепловоза представляет собой электрическую машину постоянного тока с независимым возбуждением и принудительной вентиляцией.

Во время запуска дизеля главный генератор выполняет роль стартера, при этом его пусковая обмотка питается от аккумуляторной батареи.

Для охлаждения главного генератора предусмотрен индивидуальный центробежный вентилятор.

Для создания гиперболической характеристики, а также ограничения тока и напряжения в системе возбуждения главного генератора использованы надёжные регулирующие аппараты, в том числе амплистат, трансформаторы постоянного тока и напряжения, селективный узел и другие. В качестве возбудителя использована машина постоянного тока. На тепловозе предусмотрена аварийная система питания обмотки возбуждения главного генератора от вспомогательного генератора. Система регулирования силовой установки обеспечивает полное использование мощности дизеля во всём диапазоне скоростей независмо от температуры обмоток и мощности включённых вспомогательных нагрузок.

Для питания вспомогательных цепей, цепей управления и освещения предусмотрен вспомогательный генератор постоянного тока, смонтированный в одном агрегате с возбудителем главного генератора.

Основная электрическая аппаратура удобно размещена в высоковольтной камере, расположенной перед кабиной. В целях безопасной эксплуатации имеются блокировки, снимающие напряжение в цепи главного генератора при открывании дверей высоковольтной камеры.

Силовые кабели и провода имеют надёжную изоляцию и защиту от масла, влаги и механических повреждений.

Тепловоз имеет шесть тяговых электродвигателей постоянного тока с опорно-осевой подвеской и сериесными обмотками возбуждения.

Плавное регулирование частоты вращения якорей тяговых электродвигателей обеспечивается: изменением числа оборотов коленчатого вала дизеля, шунтированием сопротивлений возбудителя, изменением магнитного поля электродвигателей с помощью реле перехода.

Вращение от якоря тяговых электродвигателей на оси колёсных пар передаётся через одноступенчатые осевые редукторы с цилиндрическими прямозубыми колёсами.

Эффективное охлаждение тяговых электродвигателей осуществляется двумя центробежными вентиляторами с пылевлагоотделите-лями с механическим приводом от дизеля через редуктор.

Воздух для охлаждения тяговых электродвигателей проходит очистку от влаги в жалюзийных решётках, расположенных перед вентиляторами.

Для предупреждения повышенного буксования тепловоза, в силовой цепи предусмотрен мостовой блок, который в начале буксования подаёт звуковой сигнал в кабину машиниста и, воздействуя на задающую обмотку амплиста-та. прекращает буксование за счёт снижения мощности главного генератора.

Щелочная кадмиево-никелевая аккумуляторная батарея обеспечивает надёжный запуск дизеля и питание цепей тепловоза. Она размещена в специальных отсеках сзади кабины и имеет хороший доступ для осмотра и обслуживания. Помещение аккумуляторной батареи в холодное время года обогревается установкой водяного водоподогревателя. По желанию Покупателя на тепловозе может быть установлена аккумуляторная батарея другого типа.

Рама тепловоза сварена из двух продольных двутавровых балок, связанных между собой по концам литыми стяжными ящиками и поперечными диафрагмами. Сверху и снизу к балкам приварены настильные листы, а боковые и концевые участки рамы закрыты стальными рифлеными листами, образующими площадки для обслуживания тепловоза. Рама оборудована кронштейнами, предназначенными для подъёма тепловоза домкратами или краном. Уровень путеочистителей над головками рельсов может регулироваться с помощью регулировочных прокладок.

Установленные в стяжных ящиках автосцепки по желанию Покупателя могут быть заменены другими типами ударно-тяговых приборов.

Рама тепловоза через восемь роликовых опор опирается на две трёхосные с индивидуальным рессорным подвешиванием тележки. Тяговые усилия на раму от тележек передаются двумя шкворнями, укреплёнными в главной раме. Конструкция опорно-возвращающихся и шкворневых узлов обеспечивает хорошие динамические качества тепловоза и допускает как поперечное, так и угловое перемещение тележки относительно главной рамы.

Рессорное подвешивание включает в себя спиральные пружины и фрикционные гасители колебаний, собранные в шесть симметрично расположенных самостоятельных групп.

Рама тележки сварена из двух боковин, четырёх междурамных креплений и шкворневой балки коробчатого сечения.

Колёсные пары оборудованы бандажными колёсами и поводковыми буксами с цилиндрическими роликоподшипниками повышенной долговечности.

Все колёсные пары оборудованы колодочными тормозами с двухсторонним нажатием. Рычажная система тормоза тележки состоит из трёх самостоятельных групп, приводимых в

Пульт управления тепловоза ТЭМ6С

действие шестью тормозными цилиндрами. Кроме того, первая колесная пара передней тележки может быть заторможена тормозом с ручным приводом из кабины машиниста.

Надёжная тормозная система обеспечивает торможение не только одиночно следующего локомотива, но и всего поезда В тормозную систему тепловоза входят: главные тормозные резервуары, краны машиниста и вспомогательного тормоза, воздухораспределители, тормозные цилиндры, рычажная передача с тормозными колодками и другие устройства, обеспечивающие надёжную работу тормоза.

Необходимый запас воздуха и его пополнение по мере расхода создаётся компрессором КТ7. Автоматическое включение и выключение компрессора, в зависимости от давления воздуха в главных резервуарах, осуществляется с помощью регулятора давления Вал компрессора получает вращение от вала главного генератора через редуктор и гидромуфту переменного наполнения. Для очистки воздуха от смазки и влаги установлен маслоотделитель.

По желанию Покупателя тепловоз может быть оборудован другими типами тормозных систем.

Для предотвращения буксования тепловоз оборудован песочной системой, обеспечивающей, при необходимости, подсыпку песка на рельсы при движении в обоих направлениях.

Для подачи песка в зону контакта колеса с рельсом на раме тележки укреплены четыре песочницы с пневматическими форсунками. Управление работой песочниц осуществляется через электропневматические клапаны из кабины машиниста.

Легкий кузов капотного типа, состоящий из пяти секции, надёжно защищает оборудование тепловоза от действия внешней среды. Для удобства обслуживания агрегатов и узлов и выполнения монтажных работ в кузове предусмотрены двухстворчатые и одинарные двери, люки и съёмные щиты. Для этих же целей секция над силовой установкой и крыша этой секции выполнена съёмными. Стенки кузова, за исключением стенок холодильной камеры, имеют надёжную термоизоляцию.

Машинное отделение, отделение электрических машин и высоковольтная камера имеют принудительное воздушное охлаждение. Система охлаждения обеспечивает оптимальный тепловой режим узлов и агрегатов тепловоза даже в условиях пыльных бурь и сильных снегопадов.

Для удаления пыли, задержанной воздухоочистителем, предусмотрен вентилятор отсоса пыли с приводом от индивидуального электродвигателя. Кузов окрашивается стойкими красками, цвета которых подбираются по согласованию с Покупателем.

Просторная и светлая кабина машиниста удобна для обслуживающего персонала. Лобо вые стёкла оборудованы стеклоочистителями с пневматическим приводом и противосолнеч-ными козырьками. Удобный пульт управления оборудован приборами, контролирующими работу узлов тепловоза. По требованию Покупателя в кабине устанавливается радиостанция. Кабина оборудована пенными огнетушителями, медицинской аптечкой, шкафом, для продуктов, шкафом для одежды, ящиком для инструмента, вентиляторами, скоростемером типа «Хаслер» и другим оборудованием. Для создания нормальных санитарно-гигиенических условий работы локомотивной бригады на тепловозе может быть установлен кондиционер. На тепловозах, предназначенных для работы на участках пути, оборудованных автоблокировкой, может быть установлена локомотивная четырёхзначная сигнализация с одноступенчатым контролем, автоматически повторяющая показания путевых сигналов на локомотивном светофоре в кабине и предотвращающая проезд закрытых путевых светофоров при потере машинистом бдительности или способности управлять поездом.

Тепловоз оборудован автоматической пожарной сигнализацией, обеспечивающей подачу звукового и светового сигналов в кабину машиниста при повышении температуры воздуха в местах установки датчиков выше допустимой.

На тепловозе установлены мощные прожекторы и буферные фонари, которые могут включаться на полный или тусклый свет. Предусмотрены также электрические сигнальные фонари с красными стёклами. Для включения переносных ламп предусмотрено достаточное количество розеток.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕПЛОВОЗА ТЭМ6С

Род службы……………………………… универсальный

Осевая формула…………………………. С00

колея, мм……………………………….. 1435

Габарит по ГОСТ 9238-73…………………. 01-Т

Номинальная мощность по дизелю при температуре окружающего воздуха +45°С, высоте над уровнем моря 400 м, относительной влажности 70%, л. с…………………………………. 1450

Конструкционная скорость, км/ч……………. 100

Служебный вес, тс……………………….. 99±3%

Нагрузка от колёсной пары на рельсы, тс……. 16,5+3%

Длительная сила тяги при скорости 14 км/ч, кгс. 18000

Сила тяги при трогании с места, кгс………… 26800

Диаметр колёс по кругу катания, мм………… 1050

Тип ударно-тяговых приборов………………. автосцепка или тяговый крюк, с винтовой стяжкой и буфера

Передача……………………………….. электрическая, постоянного то ка

Минимальный радиус проходимых кривых, м —- 80

Запас топлива, кг………………………… 5400

Дизель

Марка…………………………………… 2-6Д49

Обозначение по ГОСТ 3493-74……………… 8ЧН 26/26

Тип…………………………………….. четырёхтактный, /-образный, восьмицилиндровый с газотур бинным наддувом

Рабочая частота вращения, об/мин…………. 400-1000

Диаметр цилиндра, мм…………………….. 260

Ход поршня, мм………………………….. 260

Запуск дизеля……………………………. электрический

Охлаждение……………………………… водяное, принудительное

Расход топлива на номинальном режиме, г/э.л.с.ч………………………………….. 150+5%

Главный генератор

Марка…………………………………… ГП-319АТ

Тип…………………………………….. постоянного тока, с принуди тельной вентиляцией

Номинальная мощность, кВт……………….. 955

Длительная сила тока, А………………….. 1845II100

Номинальное напряжение, В……………….. 516/870

Марка…………………………………… ГП-405АТ

Тип…………………………………….. постоянного тока

Привод………………………………….. механический от дизеля

Номинальная частота вращения, об/мин……… 2030

Мощность, кВт…………………………… 15

Напряжение, В…………………………… 110

Ток, А…………………………………… 135

Возбудитель

Марка…………………………………… В-600АТ

Тип…………………………………….. постоянного тока

Привод………………………………….. механический от дизеля

Частота вращения, об/мин…………………. 2030

Мощность, кВт…………………………… 10,8

Напряжение, В…………………………… 120

Ток, А…………………………………… 90

Тяговый электродвигатель

Марка…………………………………… ЭД114Т

Тип…………………………………….. постоянного тока, с принуди тельной вентиляцией

Тип подвески…………………………….. опорно-осевая

Длительная мощность, кВт…………………. 138

Передача вращения колёсной паре…………. односторонняя через односту пенчатый редуктор, с передаточным числом |’ — 5,06

Ток, А…………………………………… 615/365

Напряжение, В…………………………… 258/435

Длительная максимальная частота вращения, об/

мин…………………………………….. 425/2540

Аккумуляторная батарея

Марка…………………………………… Н1-25

Тип…………………………………….. щелочная кадмиево-никелевая

Номинальная ёмкость, А ч…………………. 235

Количество элементов…………………….. 72

Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей

Марка…………………………………… Ц15-45 № 4,6

Тип…………………………………….. центробежный

Мощность, потребляемая вентиляторами при 2060 об/мин, кВт…………………………. 27×2=54

Привод………………………………….. механический через редуктор

Марка…………………………………… Ц15-4,5 № 4,6

Тип…………………………………….. центробежный

Мощность, потребляемая вентилятором при 2030 об/мин, кВт……………………………… 19

Привод………………………………….. механический (от хвостовика вспомогательного генератора)

Охлаждающее устройство

Холодильник…………………………….. с воздушным охлаждением водя ных секций и охлаждением масла дизеля в теплообменнике

Число секций для охлаждения воды дизеля….. 12

Число секций для охлаждения воды наддувочного воздуха и масла дизеля…………………. 12

Расположение секций……………………… однорядное, вертикальное

Наружная поверхность секций, м2:

для охлаждения воды дизеля…………… 354

для охлаждения воды наддувочного воздуха…………………………………… 354

Тип вентилятора…………………………. осевой, шестилопастный

Привод………………………………….. механический через редуктор

Частота вращения вентилятора, об/мин……… 1410

Диаметр вентилятора, мм………………….. 1600

Мощность, потребляемая вентилятором, кВт…. 48

Тормозное оборудование

Тип тормоза……………………………… колодочный

Род действия воздушного тормоза………….. автоматический, прямодейству ющий

Род действия ручного тормоза……………… механический

Система воздушного тормоза………………. Матросова с воздухораспреде лителем уел. № 270-005-1 уел. № 394

Число тормозных осей:

воздушного тормоза…………………… 6

ручного тормоза………………………. 2 (задней тележки)

Тормозной компрессор

Марка…………………………………… КТ7

Тип…………………………………….. компаундный, трёхцилиндровый, с промежуточным охлаждением воздуха

Частота вращения, об/мин…………………. 790

Производительность при 790 об/мин, м3/мин…. 4,9

Число ступеней сжатия……………………. 2

Число цилиндров:

первой ступени……………………….. 2

второй ступени……………………….. 1

Рабочее давление, кгс/см2…………………. 8,5

Мощность, потребляемая компрессором, кВт…. 45

Привод………………………………….. механический через редуктор

Тепловоз М62 (V200, Т679.1, ST44, М62К) | Советские тепловозы и оборудование | Тепловоз ТЭМ2 (ТЭМ2С, ТЭМ2Т, ТЭМ2ТК)

Добавить комментарий