Главный генератор ГС-504А — переменного тока, двенадцатиполюсный, синхронный с бесколлекторным якорем, что значительно снижает его вес и габариты, а также эксплуатационные расходы по содержанию и ремонту, и повышает надёжность в эксплуатации. Обмотка статора выполнена в виде двух трехфазных звёзд сдвинутых на 30 электрических градусов. Схема возбуждения генератора ГС-504А обеспечивает полное использование свободной мощности дизеля при скоростях до 90-95 % от конструкционной. Охлаждение генератора — принудительное.
Главный генератор ГС-501 А — переменного тока, двенадцатиполюсный, синхронный, с бе-сколлекторным якорем, что дает несомненные преимущества.
Обмотка статора выполнена в виде двух трехфазных звёзд сдвинутых на 30 электрических градусов. Схема возбуждения генератора ГС-501А обеспечивает полное использование свободной мощности дизеля при скоростях до 90-95% от конструкционной. Охлаждение генератора — принудительное.
Для снижения, при переходных процессах, колебаний ротора в его полюсных наконечниках заложена демпферная обмотка.
В отличие от генератора ГС-504А, работающего с дизелем 4000 л. с., генератор ГС-501 А работает с дизелями мощностью 2600-3035 л. с.
Генератор переменного тока позволяет использовать в приводах различного оборудования тепловоза легкие, бесколлекторные и простые по устройству электродвигатели переменного тока.
Генератор ГС-501 АТ — тропического исполнения.
Главный генератор ГП-312 представляет собой десятиполюсную некомпенсированную машину постоянного тока с независимым возбуждением и принудительной вентиляцией.
Во время запуска дизеля главный генератор выполняет роль стартера, при этом его пусковая обмотка питается от аккумуляторной батареи.
Для создания гиперболической характеристики, а также ограничения тока и напряжения в системе возбуждения главного генератора использованы современные регулирующие аппараты, в том числе амплистат, трансформаторы постоянного тока и напряжения, селективный узел, генератор. Система регулирования дизель-генератора обеспечивает полное использование свободной мощности дизеля при скоростях от 20 до 85 км/ч независимо от температуры обмоток и мощности включенных вспомогательных агрегатов.
Генератор ГП-312 имеет тропическое исполнение.
Главный генератор ГП-319АТ — постоянного тока, с независимым возбуждением, тропического исполнения.
Для создания гиперболической характеристики, а также ограничения тока и напряжения система возбуждения главного генератора снабжена амплистатом, трансформаторами постоянного тока и напряжения, селективным узлом и т. д. Обмотка возбуждения главного генератора питается от возбудителя постоянного тока, однако предусмотрена возможность питания обмотки возбуждения от вспомогательного генератора через аварийную систему.
Охлаждение генератора ГП-319АТ- принудительное, от центробежного вентилятора.
Главные генераторы ГП-300Б, ГП-ЗООТ. По конструктивному исполнению генераторы ГП-300Б и ГП-ЗООТ аналогичны; для генератора ГП-ЗООТ применяются специальные антисептические материалы, лаки и покрытия, обеспечивающие его надежную работу в условиях тропического климата.
Каждый из этих генераторов восьмиполюсной, с обмоткой независимого возбуждения и пусковой обмоткой на главных полюсах.
Обмотка возбуждения питается от специального возбудителя постоянного тока (в объем поставки с дизель-генератором не входит).
Генератор имеет один подшипниковый щит со сферическим двухрядным роликовым
подшипником и свободный конец вала со стороны коллектора. С противоположной ко-лектору стороны имеется фланец на якоре и посадочная заточка со шпильками на станине для присоединения к фланцу рамы дизеля.
Изоляция обмоток генератора — влаго- и теплостойкая.
Исполнение генератора — защищенное с самовентиляцией. Конструкция генератора предусматривает свободный доступ к коллектору для осмотра и смены щеток и к соединениям полюсных катушек по всей окружности.
Коллектор, дополнительные полюса, катушки и сердечники главных полюсов взаимозаменяемы.
Тяговый электродвигатель ЭД-120 — постоянного тока, с опорно-осевой подвеской на тележке. Плавное регулирование частоты вращения якоря тягового электродвигателя достигается эа счет изменения магнитного поля электродвигателя с помощью реле.
Конструкция электродвигателей ЭД-120 позволяет устанавливать их на тележке односторонне, что значительно увеличивает коэффициент использования сцепного веса.
Тяговый электродвигатель ЭД-118А — постоянного тока, с последовательным возбуждением и принудительной вентиляцией. Электродвигатель без компенсационной обмотки, имеет четыре главных и четыре добавочных полюса. Якорь имеет петлевую обмотку с уравнительными соединениями со стороны коллектора и опирается на роликоподшипники, вмонтированные в щиты электродвигателя. Подвеска электродвигателя — опорно-осевая. Для регулирования частоты вращения якорей электродвигателей применяются две ступени ослабления поля шунтированием обмотки возбуждения. На тепловозах с передачей постоянного тока плавное регулирование частоты вращения якорей электродвигателя ЭД-118А достигается путем изменения числа оборотов якоря главного генератора, шунтированием сопротивлений возбудителя, соединения двигателей и ослаблением магнитного поля. Моторноосевые подшипники изготовлены из свинцовистой бронзы. Вращение колесным парам передается через осевой редуктор. Для удобства ремонта ведущая шестерня вала якоря двигателя может выпрессовываться при помощи масло-съемника.
Тяговый электродвигатель ЭД-118АТ — тропического исполнения.
Тяговый электродвигатель ЭД-114Т — постоянного тока, с опорно-осевой подвеской и сериесными обмотками возбуждения, тропиче ского исполнения.
Плавное регулирование частоты вращения якоря тягового электродвигателя обеспечивается изменением частоты вращения коленчатого вала дизеля, шунтированием сопротивлений возбудителя, изменением магнитного поля электродвигателей с помощью реле перехода.
Вращение от якоря тяговых электродвигателей на оси колесных пар передается через одноступенчатые осевые редукторы с цилиндрическими прямозубыми колесами.
Тяговый электродвигатель ЭД-118А
Тяговый электродвигатель ЭД-114Т
Двухмашинные агрегаты А-710, А-706А, А-706Б, А-706БТ, МВТ25/9 + МВГ25II1,
МВТ25/9Т + МВГ25II1Т представляют собой две электрические машины — возбудитель и вспомогательный генератор — смонтированные в одном корпусе. Возбудитель вырабатывает ток для возбуждения главного генератора. Вспомогательный генератор питает током цепи управления, освещения и осуществляет зарядку аккумуляторной батареи во время работы дизеля.
Возбудители ВС-650В, ВС-650ВТ представляют собой однофазные синхронные генераторы переменного тока, повышенной частоты, с постоянным возбуждением.
Обмотка возбуждения главного генератора питается от возбудителя через управляемый выпрямитель.
Применение возбудителя переменного тока с управляемым выпрямителем повышает коэффициент усиления и быстродействие схемы возбуждения главного генератора, что обеспечивает большую точность и гибкость регулирования.
Возбудитель В-600АТ представляет собой машину постоянного тока, которая в схеме возбуждения главного генератора работает вместе с регулирующими аппаратами.
1 Двухмашинный агрегат А710
2 Двухмашинный агрегат типа А-706
Двухмашинный агрегат МВТ25/9 I МВГ25II1 ^
Возбудитель В-600АТ
Подвозбудители ВС-652, ВС-652Т служат для питания обмотки возбуждения возбудителя главного генератора.
Генератор отопления поезда ГС-507 — синхронный, кроме источника тока для отопления поезда может служить также для питания асинхронных электродвигателей привода вентиляторов, холодильной камеры, тяговых электродвигателей, выпрямительной установки и ДР-
Вспомогательный генератор ГП-405АТ —
постоянного тока, служит для питания вспомо-гальных цепей, цепей управления и освещения.
Генератор отопления поезда ГС-507
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ И ТИПЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ТЕПЛОВОЗОВ
Марка тепловоза |
Главные генераторы |
Р |
и в |
/ |
. л |
Класс изоляции |
Тяговые электродвига тели |
Р |
и |
/ А |
п |
Класс изоляции |
кВт |
А |
об мин |
статор ротор |
кВт |
В |
об мин |
полюсы якорь |
|||||
142 (/400) |
ГС-504А |
2750 |
580 385 |
2×1500 2×2270 |
1000 |
Н/Б |
ЭД-120А |
411 |
750 |
880 |
2320 |
Н/Р |
132 (У300) |
ГС-501 А |
2190 |
275 535 |
2×2440 2×1330 |
1000 |
Н/Б |
ЭД-118А |
305 |
700 |
720 |
2290 |
р |
М62_(/200) |
ГП-312 |
1270 |
356 570 |
3570 2230 |
750 |
Н/Р |
ЭД-118А |
192 |
570 |
595 |
2290 |
р |
Т679.1 |
ГП-312 |
1270 |
356 570 |
3570 2230 |
750 |
Н/Р |
ЭД-118А |
192 |
570 |
595 |
2290 |
р |
07 |
ГС-501 А |
2190 |
275 535 |
2×2440 2×1330 |
1000 |
Н/Б |
ЭД-118А |
305 |
700 |
720 |
2290 |
р |
ТЭМ2 |
ГП-300Б |
780 |
645 870 |
1210 900 |
750 |
В/Р |
ЭД-118А |
105 |
290 |
605 |
1300 |
р |
ЭТ44 |
ГП-312 |
1270 |
356 570 |
3570 2230 |
750 |
Н/Р |
ЭД-118А |
192 |
570 |
595 |
2290 |
г |
ТЭМ2С |
ГП-300Т |
780 |
645 870 |
1210 900 |
750 |
ЫР |
ЭД-118А |
105 |
290 |
605 |
1300 |
р |
ТЭМ6С (тропики) |
ГП-319АТ |
955 |
516 870 |
1845 1100 |
1000 |
Н |
ЭД-114Т |
138 |
435 |
615 |
2540 |
Н/Р |
ТЭМ2Т |
ГП-300Т |
700 |
584 780 |
1200 896 |
750 |
Н |
ЭД-118АТ |
86 |
260 |
600 |
1340 |
р |
М62К |
ГП-312Т |
1050 |
310 520 |
3390 2020 |
750 |
В/Р |
ЭД-118АТ |
156 |
520 |
565 |
2290 |
р |
ТЭ114 |
ГС-501 АТ |
1850 |
345 535 |
2×1700 2×1100 |
1000 |
Н/Р |
ЭД-118АТ |
257 |
650 |
650 |
2290 |
р |
Марка тепловози |
Двухмашинные агрегаты и возбудители |
Р кВт |
и_ в |
]_ А |
п об мин |
Класс изоляции статор ротор |
Подвозбу дители |
Р кВт |
и В |
А |
п об мин |
Класс изоляции статор ротор |
Отопительные и вспомогательные генераторы |
Р кВт |
и_ в |
±_ А |
п об мин |
Класс изоляции статор ротор |
142 (/400) |
А-710 |
Возбу 26 |
цитель ГІ рато 215 287 |
іавного за 164 146 |
ене2470 3300 |
? |
ГС-507 |
545 745 |
350 430 |
535 590 |
630 1000 |
г |
||||||
132 (УЗОО) |
А-710 |
Возбу 19,3 |
дитель ге плен 170 275 |
нератора ля 152 135 |
ото2080 3300 |
? |
ГС-507 |
545 745 |
350 430 |
535 590 |
630 1000 |
г |
||||||
М62 (У200) |
А-706А |
20,6 |
165 |
125 |
1800 |
? |
ВС-652 |
0,55 |
110 |
10 |
4000 |
Р/В |
||||||
Т679.1 |
А-706А |
12 |
75 |
160 |
950 1800 |
V |
ВС-652 |
0,55 |
110 |
10 |
4000 |
Р/В |
||||||
07 |
ВС-650В |
26 |
215 287 |
164 146 |
2470 3300 |
г |
||||||||||||
ТЭМ2 |
МВТ25/9+ МВГ25II1 |
5,6 5,75 |
75 75 |
75 77 |
2000 2000 800 |
р |
||||||||||||
вТ44 |
А-706А |
20,6 |
165 |
125 |
1800 |
р |
ВС-652 |
0,55 |
110 |
10 |
4000 |
Р/В |
||||||
ТЭМ2С |
МТВ25/9Т+ МВГ25II1Т |
5,6 5,75 |
75 75 |
75 77 |
2000 2000 800 |
р |
||||||||||||
ТЭМ6С (тропики |
В-600АТ |
10,8 |
120 |
90 |
2030 |
р |
ВС-652Т |
0,55 |
110 |
10 |
4000 |
Р/В |
ГП-405АТ |
15 |
110 |
135 |
810 2030 |
|
ТЭМ2Т |
МВТ25/9Т+ МВГ25II1Т |
5,6 5,0 |
75 75 |
75 66 |
2000 2000 800 |
р |
||||||||||||
М62К |
А-706АТ |
20,6 12 |
В600Т 165 ЗГТ275II2 75 |
125 ЭТ 160 |
1800 950 1800 |
р |
ВС-652Т |
0,55 |
110 |
10 |
4000 |
Р/В |
||||||
ТЭ114 |
ВС-650ВТ |
22 |
195 260 |
145 135 |
2470 3300 |
р |
Советские гидропередачи изготовливаются крупными партиями на высокомеханизированных предприятиях с применением новейшего оборудования и эффективных методов контроля.
Десятки тысяч советских тепловозов-маневровых и промышленных и автодрезин, оснащенных гидропередачами, успешно работают в самых различных климатических условиях.
Советский Союз является крупным экспортером тепловозов с гидропередачами не только в страны с умеренным климатом, но и в страны с влажным тропическим климатом.
⇐Тепловозные дизели | Советские тепловозы и оборудование | Унифицированная гидропередача⇒