При текущем ремонте ТР-3 аккумуляторные батареи с тепловоза снимают и передают в аккумуляторное отделение, имеющее в своем составе помещения зарядное, ремонтное, малярное, регенерационное, генераторное. В зарядном помещении размещены стеллажи для установки аккумуляторных батарей, посты для заряда-разряда их, щиты управления и приспособления для транспортировки аккумуляторов. Ремонтное помещение оснащено установкой для промывки аккумуляторов, ваннами для промывки и сушки резиновых чехлов (щелочных аккумуляторов), верстаками, стеллажами, необходимым инструментом и приспособлениями для дефектировки и ремонта аккумуляторов. Малярное помещение оснащено оборудованием и приспособлениями для очистки, обмывки, окраски и сушки аккумуляторов. Помещение генераторной изолировано от остальных и имеет самостоятельный выход в цех. В цехе установлено оборудование для заряда-разряда аккумуляторных батарей. Регенерационное помещение оборудовано устройствами по восстановлению работавшего щелочного электролита, приготовления воды’.
Все помещения аккумуляторного отделения оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с независимой от других систем вытяжкой. Установки для обмывки, сушки, очистки аккумуляторов и некоторые другие операции дополнительно имеют местный отсос. Сброс отходов электролита и загрязненной воды производится в специальный колодец, изолированный от общей системы канализации.
Разборка и ремонт аккумуляторов. Если бак кислотного аккумулятора имеет течь или внутри появилось короткое замыкание, аккумулятор разбирают. Для выемки блока пластин пользуются захватом, состоящим из двух Г-образных частей, соединенных в верхней части. Захват укрепляют за четыре диаметрально расположенных борна и затягивают гайками. Так как эти борны разноименные, то, чтобы не привести к короткому замыканию, правая и левая части захвата в верхней части изолированы друг от друга прокладкой. Вынутый блок пластин осматривают, устраняют замыкания, при необходимости меняют изоляцию между пластинами. Баки с трещинами заменяют исправными.
В процессе эксплуатации разрушаются пластины, а все остальные детали (корпуса, крышки, борны, баретки, изоляция, перемычки и др.) остаются исправными. Депо получает от заводов промышленности новые пластины, из которых комплектуют аккумуляторы с использованием старых корпусов и других деталей. При сборке аккумуляторных блоков из пластин, получаемых в качестве запасных частей, необходимо использовать пластины обеих полярностей только новые. Сборка аккумуляторов из новых пластин одной полярности (положительных-) и старых пластин другой полярности (отрицательных) допускается лишь в том случае, если ранее работавшие пластины по каким-либо причинам имели малый срок службы. Для сборки блоков пластин положительной и отрицательной полярностей применяют приспособление, состоящее из металлической коробки размером, равным блоку пластин, двух гребенок и деталей крепления. В коробку (к стенке ее) кладут отрицательную пластину. Гладкой стороной к ней укладывают мипластовый сепаратор Рядом с мипластовой пластиной помещают стекловойлок, затем ставят положительную пластину, а с другой стороны этой пластины — стекловойлок, ребристой стороной к пластине — мипласт, после чего устанавливают отрицательную пластину и т. д. Коробку для удобства сборки можно поворачивать относительно одной из нижних сторон.
Положительные пластины укладывают ушками вправо, отрицательные — ушками влево. На выступающие ушки положительных и отрицательных пластин вырезами надевают монтажные гребенки, затем планки положительных и отрицательных пластин. При этом их ставят так, чтобы горизонтальные штифты гребенок входили в соответствующие отверстия планок После установки в отверстия планок и гребенок вставляют хомуты, закрепляющие взаимное положение этих деталей. На планки сверху устанавливают борны и фиксирующий шаблон.
После окончательной сборки и фиксации положения всех деталей производят пайку. Место между гребенкой и фигурным контуром планок заплавляют свинцом, образуя боретку, которая соединяет ушки пластин и выводные борны каждой полярности. Перед пайкой гребенки и планки должны быть подогреты до температуры 90—110°С- Пайку выполняют, как правило, водородным пламенем, но можно пользоваться и электронаплавкой от нескольких элементов аккумуляторов. В некоторых депо ведут пайку заливкой свинца, разогретого в тигле. Пайку во всех случаях следует начинать с конца канавки, равномерно заплавляя канавки гребенки и планки, концы пластин и борны. Перед сборкой пластин в приспособлении ушки пластин, а также поверхности бор-нов, подлежащие пайке, должны быть зачищены. Для припоя можно использовать сплав, выплавленный из старых бореток, борнов и решеток пластин. Борны изготавливают выпиловкой из старых бореток или отливкой в специальной форме. Латунный стержень борна (с нарезкой под крепление) используют от старых батарей.
Щелочные аккумуляторные батареи, как правило, не разбирают. При течи банок аккумулятор бракуют. При снижении емкости аккумуляторы подвергают циклу заряда-разряда, и если емкость их не восстанавливается (при свежем электролите), то их также исключают из эксплуатации.
В ремонтном отделении щелочные аккумуляторы промывают. Для слива непригодного электролита и промывки аккумуляторов от шлама имеется поточная линия. Контейнер с аккумуляторами тельфером устанавливают в ячейку для слива, где он переворачивается, после чего передается в следующую ячейку для промывки. Здесь аккумуляторы несколько раз наполняются водой и переворачиваются до тех пор, пока вода не будет чистой. Весь процесс промывки идет без участия человека. Однако такая промывка не обеспечивает достаточной очистки пластин и сепараторов от массы, которая на них оседает в процессе работы, не устраняет повышенного саморазряда.
В связи с тем что имеет место работа батарей ТПНЖ-550 при повышенных температурах, а также вследствие некачественного изготовления отдельных аккумуляторов, в депо вынуждены производить ремонт аккумуляторов, имеющих повышенный саморазряд, с их вскрытием. Разборку щелочных аккумуляторов выполняют в такой последовательности. Аккумуляторы разряжают до нулевого напряжения током не более 500 А. Затем снимают перемычки и резиновые чехлы, сливают электролит.
Шлифовальной машинкой или на фрезерном станке сошлифо-вывают сварной шов, соединяющий крышку с банкой аккумулятора.
Разобранные аккумуляторы (пластины, банки, сепараторы) промывают, очищают химическим способом от осевшей массы и вновь собирают
Процесс такого ремонта трудоемкий, однако его выполняют для сохранения дорогостоящих батарей. Для облегчения работы созданы поточные линии по очистке сепараторов от шлама, промывке блоков и банок.
⇐Работы с батареями, выполняемые при техническом обслуживании ТО-2 и ТО-3 и текущем ремонте ТР-1 | Ремонт электрооборудования тепловозов | Регенерация электролита, приготовление воды и электролита⇒