При техническом обслуживании, а также во время эксплуатации ведется постоянный контроль за состоянием батареи: восстанавливают необходимый уровень электролита, измеряют напряжение аккумуляторов, проверяют прочность крепления перемычек, гаек, соблюдают чистоту вентиляционного отверстия в пробках и чистоту поверхности банок.
Батареи на тепловозах работают в режиме постоянного под-заряда, поэтому вода из них интенсивно испаряется и уровень электролита снижается. При несвоевременной доливке воды пластины оголяются, коррозируются и выходят из строя. Интенсивность испарения воды зависит от времени года и места эксплуатации. В летнее время в южных районах страны доливка воды требуется через 1—2 дня, в северных — реже, в зимнее время доливка требуется через 6—8 дней. Этот срок для каждого депо может быть различным. Доливку производят перед зарядкой для того, чтобы вода могла перемешаться с электролитом. При невыполнении этого требования вода может остаться в верхнем слое (вследствие меньшего удельного веса) и в зимнее время может замерзнуть. Уровень электролита замеряют мерной стеклянной трубкой с контрольными рисками. Зажав пальцем верхнее отверстие, опускают другой конец трубки в аккумулятор, не отпуская пальца, вынимают ее и смотрят, на каком уровне держится в трубке электролит. При доливке воды пользуются прибором, изображенным на рис. 92. Прибор состоит из корпуса 5, к которому при помощи гайки 2 прикреплен наконечник 1. К контактным пластинам наконечника припаяны провода 3, питание к которым подается от источника питания 6 напряжением 6 В. Вода по резиновой трубке 4 подается от переносного бачка или другой емкости. Нажатием на рукоятку 8 с пружиной 7 открывают или закрывают доступ воды в аккумулятор. Как только высота электролита над уровнем пластин поднимется до установленной нормы (15—20 мм), контактные пластины через воду соединяются и загорается лампочка 9, которая закрыта красным стеклом 10. Заправляющий, видя красный цвет, отпускает рукоятку 8 и подача воды прекращается. Применение этого приспособления сокращает время заливки, гарантирует от ее переливаний через край.
Напряжение аккумуляторной батареи на тепловозе проверяют под нагрузкой. Для этого включают все осветительные лампочки, прожектор, вспомогательный топливный и масляный насосы. Аккумуляторы, у которых напряжение упало вследствие каких-либо неисправностей (короткого замыкания, вытекания электролита из-за трещины в корпусе и т. д), из схемы выключают. Выключенный аккумулятор в депо заменяют.
Плотность электролита измеряют ареометром (рис. 93), представляющим собой стеклянную колбу с делениями, наполненную
свинцовой дробью Колбу погружают в мензурку или в ванну с электролитом Глубина погружения показывает плотность (удельный вес) электролита. Сифонный ареометр имеет резиновую грушу, которой можно непосредственно из аккумулятора набирать электролит в его колбу. Обычным ареометром пользуются в ремонтном отделении депо при разведении электролита, а сифонным — на тепловозе для отбора проб электролита из аккумуляторов.
При текущем ремонте ТР-1 производят анализ электролита, причем пробы отбирают только от аккумуляторов, которые имеют признаки неисправности (увеличенную температуру, пониженное напряжение и др). Если электролит по своему составу не соответствует приведённым в табл. 24 требованиям, его меняют.
На каждом ТР-1 производят восстановительный заряд по режиму:
для кислотных батарей — заряд током 45 А и выдержка в покое в течение 1—2 ч; заряд током 20 А в течение 1 ч и выдержка в покое 1—2 ч (заряд током 20 А в течение 1 ч с последующей выдержкой в состоянии покоя 1—2 ч повторяют дватри раза до тех пор, пока непосредственно после включения на заряд не будет наблюдаться обильное га-зовыделение);
для щелочных батарей — батарею подзаряжают током 150 А в течение 2—5 ч. Батарею подвергают восстановительному заряду, если: после полного заряда она хранилась более двух суток; систематически полностью не заряжалась; есть отклонения в напряжении или плотности у отдельных аккумуляторов. Если время, необходимое для восстановительного заряда, больше времени, которое тепловоз по норме находится в ремонте, то батарею снимают, а на тепловоз ставят другую, исправную. Восстановительный заряд, если позволяет время, делают на тепловозе, но так как при этом выделяются вредные газы, то аккумуляторные отсеки вентилируют. Для вентиляции применяют два способа: первый — путем отсоса газов вентилятором, установленным на тележке рядом с тепловозом (резиновые шланги соединяют вентилятор и жалюзи тепловоза, к которым они прекреп-лены при помощи специальных приемных коробок); второй —
эжекционный, при котором воздух от сети депо через кран и шланг поступает в трубу, соединяющую аккумуляторные отсеки. Потоком этого воздуха газы из отсеков удаляются наружу.
При замене электролита и во всех случаях через один ТР-1, если батареи исправны, проводят лечебно-тренировочный цикл по следующему режиму:
для кислотных батарей — заряд током 35 А до появления признаков конца заряда (постоянства напряжения и плотности в течение 2 ч и обильное газовыделение); разряд током 45 А до
Таблица 24
Норма на электролит |
||
Физико-химические показатели электролита |
св ежеприготов л енный |
эксплуатационный |
Кислотного Хлориды, «е более, мг/л…… |
4 |
10 |
(0,0003%) |
(0,0008%) |
|
Окисляемость, мл………. |
2,5 |
10 |
Железо, ие более, мг/л…… |
60 |
250 |
(0,005%) |
(0,020%) |
|
Щелочного Углекислота (С02), не более, г/л… |
5 |
22 |
Рис. 93. Ареометр:
а — сифонный; б — обыкновенный
Режим |
Ток, А |
Продолжительность, ч |
1-й: |
||
заряд………….. |
150 |
12 |
разряд…………. |
110 |
5 |
2-й: |
||
заряд………….. |
150 |
6 |
разряд…………. |
110 |
До напряжения 1 В на аккумулятор |
3-й: |
||
заряд………….. |
150 |
12 |
напряжения 1,8 В на двух наиболее слабых аккумуляторах; заряд двухступенчатым режимом: 1-я ступень током 65 А до достижения напряжения 2,4 В; 2-я ступень током 35 А до достижения признаков конца заряда;
для щелочных батарей — батарею разряжают током 110 А, сливают электролит, если количество углекислоты превышает установленные нормы или имеются другие повреждения, заливают теплой подщелоченной водой и оставляют для отстоя. Затем воду выливают, батарею заполняют свежим электролитом и делают лечебно-тренировочный цикл по режиму, указанному в табл. 25.
⇐Общие понятия об устройстве аккумуляторных батарей | Ремонт электрооборудования тепловозов | Работы с батареями, выполняемые при текущем ремонте ТР-3⇒