ВРЕМЯ ПОЛНОЙ ЗАРЯДКИ ТОРМОЗНОЙ СЕТИ (СИСТЕМЫ).
Время с момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска до момента создания в тормозной сети поезда или отдельного локомотива установленного зарядного давления.
ВРЕМЯ ПОЛНОГО ОТПУСКА ТОРМОЗОВ Время с момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска до полного ухода штоков тормозных цилиндров.
ЗАРЯДНОЕ ДАВЛЕНИЕ Установленное давление в тормозной магистрали локомотива или моторвагонного поезда при поездном положении ручки крана машиниста.
СВЕРХЗАРЯДНОЕ ДАВЛЕНИЕ Повышенное давление в тормозной сети по сравнению с установленным зарядным давлением при поездном положении ручки крана машиниста.
ИСТОЩЕНИЕ ТОРМОЗА Снижение давления в тормозной сети поезда, в результате которого после полного служебного или экстренного торможения не обеспечивается в тормозных цилиндрах, необходимое для остановки поезда на расчетном тормозном пути или удержание остановившегося поезда на месте.
КРАН ДВОЙНОЙ ТЯГИ Кран, предназначенный для разобщения воздухопровода главных резервуаров с краном машиниста при езде двойной или многократной тягой.
КОМБИНИРОВАННЫЙ КРАН Кран, предназначенный для разобщения тормозной магистрали с краном машиниста на локомотиве при езде двойной или многократной тягой, а также для сообщения тормозной магистрали с атмосферой при экстренном торможении.
РАЗОБЩИТЕЛЬНЫЙ КРАН Кран, предназначенный для перекрытия воздухопроводов.
СТУПЕНЧАТЫЙ ОТПУСК ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ИЛИ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗА. Отпуск тормозов, который достигается периодическим снижением давления в тормозных цилиндрах независимо от давления тормозной магистрали.
ПОЛНЫЙ ОТПУСК АВТОМАТИЧЕСКИХ ТОРМОЗОВ. Отпуск автотормозов с полным уходом штоков тормозных цилиндров в отпускное положение, достигаемое повышением давления в тормозной магистрали.
СТУПЕНЧАТЫЙ ОТПУСК АВТОМАТИЧЕСКИХ ТОРМОЗОВ. Отпуск автотормозов, включенных на горный режим, достигаемый повышением давления в тормозной магистрали.
ПОЛНЫЙ ОТПУСК ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО И ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗА Отпуск тормозов с полным уходом штоков тормозных цилиндров в отпускное положение, которое достигается перемещением ручки крана вспомогательного тормоза в положение отпуска или снятия электрического напряжения постоянного тока.
ГРУЗОВОЙ ПОЕЗД ПОВЫШЕННОЙ ДЛИНЫ. Поезд, длина которого 350 осей и более.
ГРУЗОВОЙ ПОЕЗД ПОВЫШЕННОГО ВЕСА. Грузовой поезд весом более 6000 тс с одним или несколькими действующими локомотивами в голове состава, в голове и хвосте или в голове и последней трети состава.
СОЕДИНЕННЫЙ ГРУЗОВОЙ ПОЕЗД. Поезд, составленный из двух сцепленных между собой грузовых поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда. При длине 350 осей и более или весом более 6000 тс такие соединенные поезда рассматриваются как соответственно поезда повышенной длины и веса.
КОРОТКОСОСТАВНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ПОЕЗД. Поезд с составом до 11 вагонов включительно.
ПАССАЖИРСКИЙ ПОЕЗД НОРМАЛЬНОЙ ДЛИНЫ. Поезд с составом 12-20 вагонов включительно.
ПАССАЖИРСКИЙ ПОЕЗД ПОВЫШЕННОЙ ДЛИНЫ Поезд с составом более 20 вагонов. При этом поезд с составом 26-36 вагонов рассматривается как сдвоенный.
ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ. Расстояние, проходимое поездом с момента перевода ручки крана машиниста или крана экстренного торможения (стоп-крана) в тормозное положение до полной остановки. Тормозные пути различаются от вида торможения (ступенчатое, полное служебное или экстренное).
РУКОВОДЯЩИЙ СПУСК Наибольший по крутизне спуск (с учетом сопротивления кривых) протяженностью не менее тормозного пути.
СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ. Торможение ступенями любой величины, которое достигается снижением давления в магистрали ступенями для регулирования скорости поезда или его остановки.
ПОВТОРНЫЕ ТОРМОЖЕНИЯ Торможения, выполняемые одно за другим после отпуска и подзарядки тормозов.
ПОЛНОЕ СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ. Служебное торможение, достигаемое снижением давления в магистрали в один прием темпом служебного торможения для получения полного давления в тормозных цилиндрах вагонов поезда с целью сокращения скорости поезда или его остановки на более коротком расстоянии.
ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ. Торможение, применяемое в тех случаях, когда требуется немедленная остановка поезда, достигаемая прямым сообщением тормозной магистрали с атмосферой через кран машиниста, комбинированный кран, и обеспечивающее максимальную тормозную силу.
СТУПЕНЧАТОЕ ТОРМОЖЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ТОРМОЗОМ ЛОКОМОТИВА И ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ ТОРМОЗОМ ПОЕЗДА. Торможение, достигаемое периодическим повышением давления в тормозных цилиндрах независимо от давления в тормозной магистрали.
Время наполнения главных резервуаров локомотивов и моторвагонного подвижного состава с 7,0 до 8,0 кгс/см2 (в секундах)
Серия локомотива или мотор-вагонного подвижного состава |
Тип компрессора или паровоздушного насоса |
Объем главных резервуаров |
Время наполнения главных резервуаров, (с) не более |
ЭЛЕКТРОВОЗЫ: |
|||
ВЛ8 |
КТбэл |
1400 |
35 |
ВЛ60 (всех индексов) |
Э-500 |
1200-1290 |
45 |
ВЛ50 (всех индексов) |
КТбэл |
1200-1290 |
27 |
ВЛ80 (всех инд.), ВЛ82, ВЛ82М |
КТбэл |
1800 |
45 |
ВЛ10 (№ 1 — 18) |
КТбэл |
1960 |
45 |
ВЛ10 (с № 19), ВЛ10М, ВЛ11 |
КТбэл |
1500 |
30 |
ВЛ11М |
КТбэл |
2000 |
40 |
ВЛ15 |
КТбэл |
2500 |
50 |
ВЛ85 |
КТбэл |
2100 |
40 |
ЧС-2, ЧС-2М, ЧС-4, ЧС-4М |
К2 |
980-1080 |
35 |
ЧС-7, ЧС-8 |
КЗ |
1010 |
35 |
ТЕПЛОВОЗЫ: |
|||
ТЭЗ, ТЭ7 |
КТ6 |
2160 |
50 |
2ТЭ10, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ121 |
КТ7 |
2040-2160 |
50 |
2тэюу, гтэюу1 |
КТ7 |
2500 |
63 |
ТЭП60 |
КТ6 |
1030 |
27 |
тэт, тэто, М62 |
КТ7 |
1020-1110 |
27 |
ТЭП70, ТЭП75, ТЭП80 |
ПК-5,25 |
1060 |
20 |
2ТЭ116, 2ТЭП116 УП |
КТбэл |
2000 |
38 |
ТГ102 |
ВП 3-4/9 |
2000 |
46 |
ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ2У |
КТ6 |
1000 |
31 |
ЧМЭЗ |
К2 |
1000 |
35 |
ЧМЭ2 |
К2 |
650 |
24 |
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА: |
|||
ЭР1, ЭР2 |
ЭК7Б |
1700 |
60 |
ЭР9П, ЭР2Р, ЭР2Т, ЭР9М |
ЭК7В |
1700 |
60 |
ЭТ2, ЭТ2Т, ЭД4, ЭД4м, ЭД9т |
ЭК7В |
1700 |
50 |
СД, См, Ср 3 |
Э-400 |
780 |
42 |
ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА: |
|||
Д. Д1 |
МК135 |
1000 |
56 |
ДР1, ДР1П, ДР1А |
ВВ 1,75/9, ВВ 1,5/9, |
||
ПК-1,75А |
|||
1360 |
41 |
||
ПАРОВОЗЫ: |
компаунд-насос |
||
СО, Е (всех индексов) |
тандем-насос |
1000 |
110 |
СО, Е (всех индексов) |
компаунд-насос |
1000 |
190 |
Л |
800 |
90 |
Примечание:
1. Время наполнения главных резервуаров проверять: на электровозах и электропоездах при нормальном напряжении; на тепловозах и дизель-поездах — при работе дизеля при нулевой позиции контроллера; на паровозах при давлении пара 10-11 кгс/см2. На МВПС и локомотивах со схемой тормоза, обеспечивающего автоматическое торможение секций при их саморасцепе — после полной зарядки питательной сети.
2. Время наполнения главных резервуаров на локомотивах указано для одного компрессора.
3. Объем питательной сети (общий объем главных и питательных резервуаров) электропоездов ЭР указан для составов из десяти вагонов, для дизель-поездов ДР — из шести вагонов.
4. При изменении количества секций или количества локомотивов, работающих по системе многих единиц, когда главные резервуары соединены в общий объем, указанное время увеличить или уменьшить пропорционально изменению объема главных резервуаров.
НОРМАТИВЫ ПО ТОРМОЗАМ
Е Для максимальных скоростей движения поездов устанавливается единое наименьшее тормозное нажатие в перерасчете на чугунные тормозные колодки на каждые 100 тс веса;
1.1. состава груженого грузового, поезда с числом осей более 400 до 520 (включительно) и рефрижераторного поезда для скоростей движения до 90 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки) — 33 тс;
1.2. состава соединенного грузового поезда весом до 12000 тс с объединенной тормозной магистралью локомотивами в голове и в середине поезда для скоростей движения до 65 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные колодки) — 33 тс;
1.3. состава соединенного грузового поезда весом до 12000 тс с не объединенными тормозными магистралями (при ликвидации последствий крушения, аварии, стихийного бедствия) для скоростей движения до 60 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки) — 33 тс;
1.4. состава грузового поезда весом до 12000 тс с локомотивами в голове и хвосте поезда (хвостовой локомотив включен в тормозную магистраль для управления тормозами) для скоростей движения до 75 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные композиционные тормозные колодки) — 33 тс;
1.5. состава грузового поезда весом до 15000 тс с объединенной тормозной магистралью и локомотивами в голове и последней трети поезда для скоростей движения до 70 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки) — 33 тс;
1.6. состава порожних грузовых вагонов до 350 осей включительно для скоростей движения доЮО км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки) — 55 тс;
1.7. пассажирского поезда до 120 км/ч включительно (электропневматические и пневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки) — 60 тс;
1.8. пассажирского поезда для скоростей движения до 130 км/ч включительно (электропневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки или накладки) — 68 тс;
1.9. пассажирского поезда для скоростей движения от 130 до 140 км/ч включительно — 78 тс;
1.10. пассажирского поезда для скоростей движения поезда более 140 до 160 км/ч включительно (электропневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки или накладки) — 80 тс;
1.11. пассажирского поезда, в составе которых имеются вагоны габарита РИЦ и вагоны других стран с включенным пневматическим тормозом, но не оборудованными пневматическими тормозами и композиционными тормозными колодками, на пневматических тормозах:
— для скоростей движения более 120 до 140 км/ч включительно — 70 тс на каждые 100 тс веса поезда при ограждении мест препятствий не менее чем 1600 метров и на спусках до 0,010 включительно;
— для скоростей движения более 140 до 160 км/ч включительно — 80 тс на 100 тс веса поезда при ограждении мест препятствий не менее чем 1600 метров и на спусках до 0,010 включительно.
Пассажирские поезда, при наличии в составе одного вагона габарита РИЦ с включенным тормозом, оборудованного пролетной магистралью ЭПТ, разрешается эксплуатировать со скоростями, установленными в п.п. 1.1.9. при условии обеспечения необходимым тормозным нажатием;
1.12. рефрижераторного поезда для скоростей движения более 90 до 100 км/ч включительно (пневматические тормоза и композиционные тормозные колодки) — 55 тс;
1.13. рефрижераторного поезда для скоростей движения более 120 км/ч включительно (пневматические тормоза и композиционные тормозные колодки) — 60 тс;
1.14. грузопассажирского и грузовых поездов с порожними вагонами с числом осей от 350 до 400 (включительно) для скоростей движения до 90 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные тормозные колодки) — 44 тс;
1.15. грузовые локомотивы, работающие с вагонами типа (путеизмеритель, дефектоскоп, рельсошлифовальный и т.д.) считать, как грузопассажирские поезда. Единое наименьшее тормозное нажатие принимать из расчета 44 тс на 100 тс веса поезда;
1.16. вес локомотива и его тормозные средства при подсчете тормозного нажатия учитывать при заполнении справки ф. ВУ-45 в случаях:
— в пассажирских и пригородных поездах;
— в грузопассажирских;
— в грузовых поездах при прицепке 5-й вагонов и 5-й локомотивов.
2. Указанное в и. 1 единое наименьшее тормозное нажатие на 100 тс веса установлено для максимальных скоростей движения поездов, в соответствии с требованиями и. 16.38. правил технической эксплуатации железных дорог Украины.
Е1а линиях, оборудованных автоблокировкой с 3-хзначной сигнализацией, при движении грузовых поездов, а также порожних грузовых поездов с числом осей более 400 до 520 с максимальной скоростью 90 км/ч машинист обязан руководствоваться зеленым огнем локомотивного светофора локомотивной сигнализации, разрешающего следование поезда с установленной максимальной скоростью.
При соблюдении условий, предусмотренных для максимальной скорости 90 км/ч грузовых груженых поездов, и соответствующем ограждении мест производства работ и внезапно возникших препятствий скорости движения соединенных грузовых поездов весом до 12000 тс с объединенной тормозной магистралью, грузовых поездов весом до12000 тс с локомотивом в голове и хвосте состава и грузовых поездов весом до 16000 тс с объединенной тормозной магистралью и локомотивами в голове и последней трети состава, увеличивается на 10 км/ч на спусках до 0,010 включительно.
На линиях, оборудованных автоблокировкой с 4-хзначной сигнализацией, на участках с полуавтоматической блокировкой, а также в случаях неисправности автоматической локомотивной сигнализации максимальная скорость
грузового груженого поезда, а также порожних грузовых поездов с числом осей более 400 до 520 должна быть более 80 км/ч.
3. Пассажирским поездам в и. 1.7. настоящих нормативов в исключительных случаях при отказе ЭПТ в пути следования и переходе на автоматическое торможение, а также при ведении их локомотивами грузовых серий, не оборудованных ЭПТ, работающими в пассажирском движении, разрешается следовать без уменьшения максимальной допустимой скорости, на 10 км/ч, если тормозное нажатие отвечает требованиям соответствующих пунктов.
4. Наибольший руководящий спуск, на котором допускается движение поездов с указанными выше едиными наименьшими тормозными нажатиями, при ограждении мест производства работ и внезапно возникших препятствий на расстояниях, указанных в графе 4 таб.3.1., помещенной в Инструкции по сигнализации на железных дорогах Украины, составляет:
4.1. для грузовых и рефрижераторных поездов, обращающихся со скоростью до 80 км/ч включительно — 0,010. При этом на спусках круче — 0,010 до 0,015 включительно со скоростью не более 70 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1200 метров;
4.2. для нагруженных грузовых и рефрижераторных поездов, а также грузовых порожних поездов от 400 до 520 осей включительно, обращающихся со скоростью до 90 км/ч включительно — 0,010, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1500 метров. При этом для нагруженных грузовых и рефрижераторных поездов, а также порожних грузовых поездов от 400 до 520 осей включительно на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью не более 70 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1200 метров;
4.3. для объединенных грузовых поездов весом до 12000 тс с объединенной тормозной магистралью и локомотивами в голове и середине поезда, обращающихся со скоростью до 65 км/ч включительно — 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,012 включительно со скоростью не более 60 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее 1200 метров;
4.4. для объединенных грузовых поездов с не объединенными тормозными магистралями, обращающимися со скоростью до 60 км/ч включительно — 0,012;
4.5. для грузовых поездов весом до 12000 тс с локомотивами в голове и хвосте поезда (хвостовой локомотив включен в хвостовую магистраль), обращающихся со скоростью 75 км/ч включительно — 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,012 включительно со скоростью не более 65 км/ч исходя из ограждения мест препятствий не менее 1200 метров;
4.6. для грузовых поездов весом до 16000 тс с объединенной тормозной магистралью и локомотивами в голове и последней трети поезда, обращающихся со скоростью до 70 км/ч включительно — 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,012 включительно со скоростью не более 65 км/ч исходя из ограждения мест препятствий не менее 1200 метров;
4.7. для грузовых поездов состоящих из порожних вагонов до 350 осей, обращающихся со скоростью до 100 км/ч включительно — 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью не более 90 км/ч исходя из ограждения мест препятствий не менее 1200 метров;
4.8. для пассажирских поездов, обращающихся со скоростью до 100 км/ч включительно — 0,015. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно, исходя из ограждения мест препятствий не менее 1200 метров;
4.9. для грузовых поездов, обращающихся со скоростью до 120 км/ч включительно — 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью не более 110 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1300 метров;
4.10. для пассажирских поездов, обращающихся со скоростью более 120 до 140 км/ч включительно — 0,010;
4.11. для пассажирских поездов, обращающихся со скоростью более 140 до 160 км/ч включительно — 0,010;
4.12. для рефрижераторных поездов, обращающихся со скоростью более 90 до 100 км/ч включительно — 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью 90км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1200 метров;
4.13. для рефрижераторных поездов, обращающихся со скоростью движения более 100 до 120 км/ч включительно -0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью 100км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1300 метров;
4.14. для грузопассажирских поездов и грузовых поездов состоящих из порожних вагонов с числом осей от 350 до 400 включительно, обращающихся со скоростью движения 90 км/ч включительно — 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью 80 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не менее чем на 1200 метров.
5. Грузовые поезда, в составе которых имеются вагоны с осевой нагрузкой более 21000 тс и автотормоза все включены, могут следовать со скоростями, указанными в п. 4.1.:
с тормозным нажатием меньше 33 тс, но не менее 32 тс на 100 тс веса состава — при наличии в составе не менее 50% вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками, с ВР, включенными на средний режим;
с тормозным нажатием меньше 32 тс, но не менее 31 тс на 100 тс веса состава — при наличии в составе не менее 75% вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками, с ВР, включенными на средний режим;
с тормозным нажатием меньше 31 тс, но не менее 30 тс на 100 тс веса состава — при наличии в составе не менее 100% вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками, с ВР, включенными на средний режим.
В процент наличия вагонов, оборудованных композиционными колодками, указывать в справке о тормозах ф. ВУ-45 по образцу: К-50%, К-75%, К-100%.
6. Поезда с локомотивами и вагонами, имеющими тормозное нажатие на 100 тс веса менее предусмотренного п. 1. -пассажирского поезда при включении в них пассажирских вагонов длиной менее 20,2 метра и специальных грузовых вагонов, грузопассажирские поезда при наличии в них грузовых груженых вагонов и автотормоза всех вагонов включены, грузовые поезда при наличии в них вагонов с разрядными грузами или специального подвижного состава с пролетными трубками, порожние грузовые поезда длиной до 350 осей, в составе которых вагоны с весом тары больше 25 тс и величиной нажатия тормозных колодок на ось по п. 7 таблицы 1 приложения 2 этой Инструкции при включенных автотормозах всех вагонов, составы из вагонов хоппер-дозаторов, сборные, вывозные и передаточные поезда разрешается
отправлять, а при выключении в пути следования неисправных автотормозов у отдельных вагонов разрешается пропускать, когда указанные в п. 1. единые наименьшие тормозные нажатия не могут быть обеспечены:
6.1. грузовые и рефрижераторные поезда, обращающиеся со скоростью до 80 км/ч с нажатием не менее 28 тс на 100 тс веса состава;
6.2. грузовые поезда, состоящие из порожних вагонов длиной до 350 осей, обращающиеся со скоростями более 90 до 100 км/ч с нажатием не менее 50 тс на 100 тс веса состава;
6.3. пассажирские поезда, обращающиеся со скоростью до 120 км/ч с нажатием не менее 55 тс на 100 тс веса состава;
6.4. пассажирские поезда, обращающиеся со скоростью более 120 до 160 км/ч с нажатием не менее 68 тс на 100 тс веса состава;
6.5. грузопассажирские поезда, обращающиеся со скоростью до 90 км/ч с нажатием не менее 38 тс на 100 тс веса состава;
6.6. рефрижераторные поезда, обращающиеся со скоростью более 90 до 120 км/ч с нажатием не менее 50 тс на 100 тс веса состава;
6.7. при этом указанные в п.п. 1, 2, 3, 4 скорости должны быть уменьшены на 2 км/ч на каждую тонну недостающего тормозного нажатия на 100 тс веса. Определенную таким образом некратную 5 км/ч скорость округлять до кратного 5 ближайшего меньшего значения (пример: 97 км/ч округляем до 95 км/ч).
На такую же величину уменьшается скорость проследования светофора с одним желтым (немигающим) огнем в сравнении с установленной УЗ для поездов, имеющих тормозное нажатие, указанное в пункте 1.;
6.8. грузовые нагруженные поезда, имеющие максимальную скорость 90 км/ч, должны быть обеспечены тормозным нажатием не менее 33 тс на 100 тс веса состава.
При меньшем нажатии скорость движения грузовых нагруженных поездов устанавливается порядком, предусмотренным для грузовых и рефрижераторных поездов, обращающихся со скоростью до 80 км/ч.
7. При руководящих спусках, круче указанных в п. 4. этих нормативов, допускаемые скорости движения поездов устанавливаются начальником дороги, руководствуясь номограммами, приведенными в Правилах тяговых расчетов для поездной работы, и исходя из местных условий, а для спусков круче 0,020 допускаемые скорости определяются опытным путем.
8. В исключительных случаях, при тормозном нажатии менее указанного в п. 6. этих нормативов, допускаемые скорости движения поездов устанавливаются начальником дороги, руководствуясь номограммами, приведенными в Правилах тяговых расчетов для поездной работы, и исходя из местных условий. При этом установленные скорости движения поездов должны быть на 20% меньше скоростей, определяемых по номограммам.
При обеспечении тормозного нажатия менее указанного в номограммах, скорости движения поездов устанавливаются опытным путем.
9. При определении расчетных сил нажатий тормозных колодок пассажирских и грузовых вагонов руководствоваться таблицей № 1, а локомотивов — таблицей № 2 этих нормативов. При 100% включенных и исправно действующих тормозах допускается принимать расчетное нажатие без подсчета:
60 тс на 100 тс веса поезда при скорости движения до 120 км/ч для электропоездов всех серий, дизель-поездов ДР1 всех индексов, Д, пассажирских поездов с локомотивом серий ЧС всех индексов, ВЛ80 всех индексов, ВЛ65, ВЛ82, ВЛ82М, ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ11, ВЛ11М, ВЛ60П, ТЭ7, ТЭП10, ТЭП-60, ТЭП-70, ТЭП-75, ТЭП-80 и составами, имеющих в своем составе ЦМВ для перевозки пассажиров, в том числе вагоны габарита РПЦ (кроме межобластных);
33 тс на 100 тс веса поезда при скорости движения до 75 км/ч для сплоток вагонов метрополитена, которые пересылаются по путям УЗ;
В этих случаях в справке ВУ-45 таблица тормозного нажатия не заполняется, а в строке «Всего» указывается величина требуемого нажатия колодок.
10. Расчетные силы нажатия композиционных тормозных колодок на оси пассажирских поездов, обращающихся со скоростью до 120 км/ч, принимать в пересчете на чугунные колодки одинаковыми с чугунными, а при более высоких скоростях в следующем соотношении:
со скоростями более 120 до 140 км/ч — на 25% больше, чем для чугунных колодок;
со скоростями более 140 до 160 км/ч — на 30% больше, чем для чугунных колодок.
При определении расчетных сил нажатия композиционных тормозных колодок на ось пассажирских вагонов ВЛ-РИЦ с тормозом «КЕ» руководствоваться п. 3. таблицы 1.
11. При подсчете обеспечения грузовых поездов тормозами учетный вес локомотива и число осей определяется по таблице 3 этих нормативов.
При подсчете обеспечения грузовых поездов тормозами вес локомотива и его тормозное нажатие не учитывается.
12. Необходимое количество ручных тормозов вагонов или ручных тормозных башмаков для удержания состава грузового, грузопассажирского и почтово-багажного поезда на месте в случае порчи или невозможности приведения в действие автоматических тормозов определяется на каждые 100 тс веса состава в зависимости от крутизны спуска по таблице 4 этих нормативов.
Единое наименьшее количество ручных тормозов на каждые 100 тс веса состава грузового, грузопассажирского и почтово-багажного поезда, следующего в пределах двух или более дорог, принимается 0,6 тормозной оси.
При необходимости наличия ручных тормозов больше установленного по УЗ единого наименьшего количества 0,6 оси на каждые 100 тс веса поезда, а также в исключительных случаях, предусмотренных УЗ, в составе грузового поезда не может быть обеспечено единое наименьшее количество тормозов, недостающее их количество может заменяться ручными тормозными башмаками.
Для поездов следующих в пределах одной дороги, а также при руководящих уклонах круче 0,012 потребность в ручных тормозах и тормозных башмаках на каждые 100 тс веса состава устанавливается начальником дороги, в соответствии с таблицей 4 этих нормативов.
Величины расчетных нажатий тормозных колодок в перерасчете на чугунные на ось
пассажирских и грузовых вагонов
№ п/п |
Тип вагона |
Величина нажатия тормозных колодок на ось, тс |
1 |
2 |
3 |
1. |
Цельнометаллические пассажирские вагоны с тарой |
|
— |
53 тс и больше |
10,0 |
48 тс и больше, но меньше 53 тс |
9,0 |
|
42 тс и больше, но меньше 48 тс |
8,0 |
|
2. |
Цельнометаллические пассажирские вагоны габарита РИЦ с тормозом "КЕ" и чугунными тормозными колодками |
|
на пассажирском режиме |
10,0 |
|
на скоростном режиме |
15,0 |
|
3. |
Цельнометаллические пассажирские вагоны габарита ВЛ-РИЦ с тормозом “КЕ” и композиционными колодками (в перерасчете на чугунные колодки) |
|
на пассажирском режиме |
10,0 |
|
на скоростном режиме |
13,0 |
|
4. |
Пассажирские вагоны длиной 20,2 м и больше |
9,0 |
5. |
Другие вагоны пассажирского парка |
6,5 |
6. |
Ерузовые вагоны с чугунными тормозными колодками |
|
на груженом режиме |
7,0 |
|
на среднем режиме |
5,0 |
|
на порожнем режиме |
3,5 |
|
7. |
Ерузовые вагоны, оборудованные композиционными тормозными колодками (в перерасчете на чугунные колодки), при включении |
|
на груженом режиме |
8,5 |
|
на среднем режиме |
7,0 |
|
на порожнем режиме |
3,5 |
|
8. |
Четырехосные изотермические и багажные ЦМВ с односторонним торможением |
6.0 |
9. |
Вагоны рефрижераторного подвижного состава с чугунными тормозными колодками при включении |
|
на груженом режиме |
9,0 |
|
на среднем режиме |
6,0 |
|
на порожнем режиме |
3,5 |
|
10. |
Вагоны рефрижераторного подвижного состава с композиционными тормозными колодками при включении: |
|
на среднем режиме |
7,0 |
|
на порожнем режиме |
4,5 |
11. |
Хоппер-дозаторы ЦНИИ-2 и ЦНИИ-3 (колодки композиционные) при включении: |
|
на груженом режиме |
7,0 |
|
на порожнем режиме |
3,5 |
|
12. |
Хоппер-дозаторы ЦНП-2 и ЦНП-3 (колодки чугунные) при включении: |
|
на груженом режиме |
3,5 |
|
на порожнем режиме |
1,25 |
|
13. |
Хоппер-дозаторы ЦНИИ-ДВЗ и хоппер-цементовозы выпуска до 1973 года (колодки чугунные) при включении |
|
на груженом режиме |
6,0 |
|
на порожнем режиме |
2,5 |
|
14. |
Хоппер-дозаторы ЦНИИ-ДВЗ (колодки композиционные) при включении: |
|
на среднем режиме |
7,0 |
|
на порожнем режиме |
3,0 |
|
15. |
Хоппер-дозаторы ЦНИИ-ДВЗМ (колодки чугунные) при включении: |
|
на груженом режиме |
7,0 |
|
на порожнем режиме |
3,0 |
|
16. |
Думпкары ЗВС50, 4ВС50, 5ВС60 (колодки чугунные) при включении |
|
на груженом режиме |
6,0 |
|
на среднем режиме |
4,5 |
|
на порожнем режиме |
з,о |
|
17. |
Думпкары ВС60, ВС95, ВС100, Д50 (колодки чугунные) при включении: |
|
на груженом режиме |
7,0 |
|
на среднем режиме |
4,5 |
|
на порожнем режиме |
3,5 |
|
18. |
Хоппер-дозаторы ЦНИИ-ДВЗМ и думпкары ВС60, ВС95, ВС100, Д50, ТВС165, ТВС180, 5ВС105, ЗВС50, 4ВС50, 5ВС60 2ВС105 (колодки композиционные) при включении: |
|
на среднем режиме |
7,0 |
|
на порожнем режиме |
3,5 |
Примечание:
1. Для вагонов, оборудованных грузовым авторежимом, принимать силу нажатия тормозных колодок в соответствии с загрузкой на ось при пустом, среднем и грузовом режиме.
2. Для рефрижераторных вагонов, которые удовлетворяют специальным техническим условиям для скорости движения до 120 км/ч, тормозное нажатие на ось композиционных тормозных колодок в перерасчете на чугунные принимать: на средний режим 14 тс, на порожний 8,5 тс.
3. Для грузовых вагонов с весом тары больше 26 тс, оборудованных композиционными тормозными колодками, при наличии трафарета нажатия колодок на ось пустого вагону принимать в соответствии с указанной на трафарете величиной.
Величины расчетных сил нажатия чугунных тормозных колодок на ось локомотивов, моторвагонного подвижного состава и тендеров
Тип и серия локомотивов |
Величина нажатия тормозных колодок на ось, тс |
|
грузовой режим |
порожний режим |
|
ЭЛЕКТРОВОЗЫ СЕРИЙ |
||
ЧС1,ЧСЗ |
14,0 |
— |
ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т, ЧС6,ЧС7,ЧС8, ЧС200 на скоростном режиме |
16,0 |
— |
ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т, ЧС6, ЧС7, ЧС8, ЧС200 на скоростном режиме при скорости меньше 60 км/ч и на пассажирском режиме |
12,0 |
— |
ВЛ80, ВЛ80К, ВЛ80Т, ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ82. ВЛ82М, ВЛ85, ВЛ65, ВЛ10, ВЛЮу, ВЛ11, ВЛ11М, ВЛ15 |
14,0 |
6,0 |
ВЛ23, ВЛ60 всех индексов |
11,0 |
* 5,0 |
Другие серии электровозов |
10,0 |
* 5,0 |
ТЕПЛОВОЗЫ СЕРИЙ |
||
ТЭП60, ТЭ1, 2ТЭ116, 2ТЭП60, 2ТЭ10В, ТЭП70 ТЭП75, ТЭП80, ЗТЭ10М, 2ТЭ10М. 4ТЭ10С, 2ТЭ121, 2М62У, ЗМ62У, 2ТЭ10У, ЗТЕ10У, 2ТЭ10УТ |
12,0 |
* 5,0 |
ТЭП10, ТЭ7 |
11,5 |
— |
ТЭМ7, ТЭМ7А |
13,0 |
5,5 |
ТЭ2, ТГ102 |
9,0 |
4,0 |
ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ, ЧМЭЗЭ, ТЭМ2УМ, ТЭМ16, ТЭМ17, ТЭМ18 |
11,0 |
5,0 |
ТГМЗА |
8,0 |
4,0 |
Другие серии тепловозов |
10,0 |
* 5,0 |
ПАРОВОЗЫ СЕРИЙ |
||
ФДП, Су, П36 |
8,0 |
— |
Е, Э, СО (для всех индексов указанных серий), Л, ЛВ |
6,0 |
3,0 |
ФД |
7,0 |
3,0 |
тэ |
9,0 |
— |
Другие серии паровозов |
5,0 |
* 2,0 |
ТЕНДЕРЫ ПАРОВОЗОВ СЕРИЙ |
||
ФДП |
11,0 |
— |
П36 |
10,0 |
— |
ЛВ, ФД, тэ |
8,0 |
4,0 |
Л, СУ |
7,0 |
3,0* |
Тендеры других серий паровозов |
5,0 |
3,0 |
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА |
||
Моторный вагон (кроме ЭД9Т) |
10,0 |
— |
Моторный вагон ЭД9Т |
12,0 |
|
Прицепной и головной вагон |
9,0 |
|
Моторный и головной вагон ЭР200 |
15,0 |
|
ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА СЕРИИ Д |
||
Моторный вагон |
12,0 |
|
Прицепной и головной вагон |
9,0 |
|
ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА СЕРИЙ Д1, ДР1, ДР1П, ДР1А |
||
Моторный вагон |
10,0 |
— |
Прицепной и головной вагон |
8,0 |
— |
АВТОМОТОРИСА А 42 |
||
Моторный вагон |
12,0 |
— |
Прицепной и головной вагон |
9,0 |
— |
Примечание:
1. Расчетные силы нажатия чугунных тормозных колодок с повышенным содержимым фосфора на ось моторвагонного подвижного состава принимать на 10% больше.
2. При переключении воздухораспределителя грузового типа на средний режим торможения расчетное нажатие колодок на ось локомотивов принимать равным 70% расчетного нажатия при груженом режиме.
3. Для тепловозов ТЭП70 и ТЭП80 при применении гребневых высокофосфористых чугунных тормозных колодок расчетную силу нажатия на ось принимать 16 тс при скоростях до 120 км/ч и 18 тс — от 120 до 160 км/ч включительно (без включения скоростного режима).
4. Для электровоза ВЛ65 при воздухораспределителях пассажирского типа расчетную силу нажатия на ось принимать 14 тс.
Учетный вес локомотивов и фактическое число тормозных осей
Серия локомотива |
Число автотормозных осей |
Число осей ручного тормоза |
Учетный вес локомотива (для паровозов вместе с тендером), тс |
|||
локомотива |
тендера |
локомотива |
тендера |
расчетная |
в пустом состоянии |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ЭЛЕКТРОВОЗЫ |
||||||
ВЛ22, ВЛ22М |
6 |
6 |
— |
132 |
130 |
|
ВЛ23, ВЛ60 в/и |
6 |
— |
6 |
— |
138 |
136 |
ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11, ВЛ11М, ВЛ80, ВЛ80к |
8 |
— |
4 |
— |
184 |
180 |
ВЛ82, ВЛ80т, ВЛ80с, ВЛ80р |
8 |
— |
4 |
— |
192 |
183 |
ВЛ82г, ВЛЮв |
8 |
4 |
200 |
196 |
||
ВЛ85, ВЛ15 |
12 |
— |
4 |
— |
288 |
282 |
ВЛ65 |
6 |
— |
2 |
— |
141 |
138 |
ЧС1,ЧСЗ |
4 |
— |
4 |
— |
84 |
83 |
ЧС2 |
6 |
— |
2 |
— |
120 |
119 |
ЧС2т |
6 |
— |
2 |
— |
128 |
127 |
ЧС4, ЧС4т |
6 |
— |
2 |
126 |
125 |
|
ВЛ41 |
4 |
— |
4 |
— |
92 |
90 |
ЧС6 |
8 |
— |
2 |
— |
164 |
162 |
ЧС7 |
8 |
— |
2 |
— |
172 |
168 |
ЧС8 |
8 |
— |
2 |
— |
175 |
173 |
ЧС200 |
8 |
— |
2 |
— |
156 |
154 |
ТЕПЛОВОЗЫ |
||||||
ТЭ1, ТЭМ1, ТЭМ2 |
6 |
— |
2 |
121 |
118 |
|
ТЭ2 |
8 |
— |
4 |
170 |
166 |
|
ТЭП75 |
6 |
— |
6 |
138 |
134 |
|
ТЭП70 |
6 |
— |
2 |
55 |
131 |
127 |
ТЭП80 |
8 |
2 |
180 |
176 |
||
ТЭЗ, ТЭ7 |
12 |
— |
4 |
— |
254 |
250 |
ЗТЭЗ,2ТЭЗУ |
18 |
— |
6 |
— |
381 |
375 |
2ТЭ10Л, 2ТЭ10, |
12 |
— |
4 |
— |
260 |
254 |
2ТЭ10В,2ТЭ 1 ОМ, 2ТЭ116, 2ТЭ10У, 2ТЭ10УТ |
12 |
— |
4 |
— |
276 |
264 |
зтэюм, |
18 |
— |
6 |
— |
414 |
395 |
ЗТЭ10В, ЗТЭ10У |
||||||
4ТЭ10С |
24 |
— |
8 |
— |
552 |
528 |
2ТЭ121 |
12 |
— |
4 |
— |
300 |
292 |
2М62У |
12 |
— |
4 |
— |
252 |
240 |
ЗМ62У |
18 |
— |
6 |
— |
378 |
360 |
ТЭП10, ТЭ10 |
6 |
— |
4 |
— |
129 |
125 |
ТЭП60 |
6 |
— |
2 |
128 |
126 |
|
ТЭП10Л |
6 |
2 |
— |
129 |
126 |
|
2ТЭП60 |
12 |
— |
4 |
— |
258 |
252 |
ТГ102 |
8 |
— |
2 |
— |
168 |
164 |
ВМЭ1 |
4 |
— |
2 |
— |
74 |
68 |
чмэз, чмэзт, ЧМЭЗЭ, ТЭМ2А, ТЭМ2У, ТЭМЗМ, ТЭМ16 |
6 |
— |
2 |
— |
123 |
121 |
ТГМЗА |
4 |
— |
2 |
— |
68 |
65 |
2М62 |
12 |
— |
4 |
— |
240 |
232 |
М62 |
6 |
— |
2 |
— |
120 |
116 |
ЧМЭ2 |
4 |
— |
1 |
— |
72 |
68 |
ТЭМ7, ТЭМ7А |
8 |
— |
2 |
— |
180 |
173 |
ТЭМ2УМ, ТЭМ17, ТЭМ18 |
6 |
— |
2 |
— |
126 |
124 |
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА |
||||||
Еолоеной вагон |
||||||
ЭР1, ЭР9П, ЭР9М, ЭР9Е, ЭР9Т |
4 |
— |
4 |
— |
48 |
38 |
ЭР2, ЭР9, ЭР12 |
4 |
— |
4 |
— |
50 |
41 |
ЭР2Р, ЭР2Т |
4 |
— |
2 |
— |
51,5 |
42,5 |
ЭР29 |
4 |
— |
4 |
— |
58 |
49 |
ЭР200 |
4 |
— |
1 |
— |
51,5 |
49 |
ЭТ2 |
4 |
— |
2 |
— |
51,0 |
43,5 |
ЭД2Т |
4 |
— |
2 |
— |
54,0 |
45,0 |
ЭД9Т |
4 |
— |
2 |
— |
50,0 |
41,0 |
ЭД4, ЭД4М |
4 |
— |
2 |
— |
54,0 |
44,5 |
Моторный вагон |
||||||
ЭР1, ЭР2 |
4 |
— |
4 |
— |
64 |
52,5 |
ЭР9, ЭР9П, ЭР 12 |
4 |
— |
4 |
— |
71 |
60 |
ЭР9М, ЭР9Е |
4 |
— |
2 |
— |
71 |
60 |
Ср, Ср 3, С м з |
4 |
— |
4 |
— |
73 |
62 |
ЭР22 |
4 |
— |
2 |
— |
76,5 |
64,5 |
ЭР22В |
4 |
— |
1 |
— |
77 |
65 |
ЭР2Р, ЭР2Т |
4 |
2 |
— |
70 |
58,5 |
|
ЭР29 |
4 |
— |
2 |
— |
74 |
61,5 |
ЭР200 |
4 |
— |
1 |
— |
65 |
58,5 |
ЭТ2 |
4 |
— |
2 |
— |
68,8 |
57,5 |
ЭД2Т |
4 |
— |
2 |
— |
70,5 |
58,5 |
ЭД9Т |
4 |
— |
2 |
— |
75,5 |
63,5 |
ЭД4, ЭД4М |
4 |
— |
2 |
— |
70,0 |
58,0 |
Прицепной вагон |
||||||
ЭРЕ, ЭР9П, ЭР9М, ЭР9Е |
4 |
— |
4 |
— |
48 |
37 |
ЭР2, СР 3, Смз. ЭР9, ЭР12 |
4 |
— |
4 |
— |
50 |
39 |
ЭР22 |
4 |
— |
4 |
— |
54,5 |
41 |
ЭР22В |
4 |
— |
4 |
— |
56 |
42,5 |
ЭР2М |
4 |
— |
2 |
— |
51, 5 |
40,5 |
ЭР29 |
4 |
— |
4 |
— |
57,5 |
46,5 |
ЭТ2 |
4 |
— |
2 |
— |
51,0 |
40,5 |
ЭД2Т |
4 |
— |
2 |
— |
54,5 |
41,5 |
ЭД9Т |
4 |
— |
2 |
— |
50,5 |
38,0 |
ЭД4, ЭД4Е |
4 |
— |
2 |
— |
53,5 |
41,0 |
ДИЗЕЛЬ ПОЕЗДА |
||||||
Моторный вагон |
||||||
Д1 |
4 |
— |
4 |
— |
81 |
70,5 |
д |
4 |
— |
4 |
— |
76 |
65 |
ДР1, ДР1П, ДР1А |
4 |
— |
1 |
— |
68 |
56 |
Прицепной вагон |
||||||
Д1 |
4 |
— |
4 |
— |
56 |
37 |
д |
4 |
— |
4 |
— |
50 |
37 |
ДРІ |
4 |
— |
1 |
52 |
34 |
|
ДРІП ДР1А |
4 |
— |
1 |
— |
54 |
36 |
АВТОМОРИСА А 42 |
||||||
Моторный вагон |
4 |
— |
2 |
— |
67 |
46 |
Прицепной вагон |
4 |
— |
1 |
— |
46 |
37 |
ПАРОВОЗЫ |
||||||
ФД |
5 |
6 |
6 |
235 |
174 |
|
ФДП |
4 |
6 |
3 |
235 |
174 |
|
П36 |
4 |
6 |
3 |
230 |
174 |
|
лв |
5 |
6 |
— |
3 |
190 |
133 |
л |
5 |
4 |
— |
4 |
170 |
124 |
Еа, Ем |
5 |
4 |
— |
4 |
170 |
111 |
СО всех индексов |
5 |
4 |
— |
4 |
165 |
119 |
Эр |
5 |
4 |
— |
4 |
150 |
109 |
Су |
3 |
4 |
— |
4 |
130 |
109 |
Э всех индексов, кроме ЭР |
5 |
4 |
— |
4 |
130 |
105 |
Еф, Ек, Е°, Ел |
5 |
4 |
4 |
140 |
105 |
|
ТЭ |
5 |
4 |
— |
4 |
136 |
96 |
ша |
5 |
4 |
— |
4 |
127 |
85 |
Другие паровозы маленькой мощности |
3 |
— |
— |
— |
45 |
45 |
ТЕНДЕРЫ |
||||||
шестиосные |
— |
6 |
— |
6 |
100 |
54 |
четырехосные |
— |
4 |
— |
4 |
65 |
23 |
Таблица Д.2.4
Необходимое количество ручных тормозов и тормозных башмаков для удержания на месте после остановки на перегоне в случае порчи автотормозов на каждые 100 тс веса составу грузового, грузопассажирского и почтово-багажного поездов (без локомотива и тендера) в
зависимости от крутизны спуска
Крутизна спуска |
0 |
0,002 |
0,004 |
0,006 |
0,008 |
0,010 |
0,012 |
Число тормозных |
0о2 |
0о2 |
0о2 |
од |
ОД |
0оЗ |
ОД |
башмаков |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
Количество тормозных осей |
0,4 |
0,4 |
0.4 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1.0 |
Крутизна спуска |
0,014 |
0,016 |
0,018 |
0,020 |
0,022 |
0,024 |
0,026 |
Число тормозных |
04 |
0^5 |
ОД |
ОД |
ОД |
0^8 |
0^8 |
башмаков |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
2,0 |
2.2 |
2,4 |
Количество тормозных осей |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
— |
— |
— |
Крутизна спуска |
0,028 |
0,030 |
0,032 |
0,034 |
0,036 |
0,038 |
0,040 |
Число тормозных |
ОД |
Ц) |
10 |
11 |
12 |
12 |
12 |
башмаков |
2,6 |
2,8 |
3,0 |
3,2 |
3,4 |
3,6 |
3,8 |
Примечание:
В числителе — при нагрузке на ось 10 тс и больше; в знаменателе — при нагрузке на ось меньше 10 тс. При подсчете числа осей ручного торможения учитывать ручные тормозы грузовых и специальных вагонов, которые имеют боковой привод без проходной тормозной площадки.
⇐Поездные испытания тормозов и контроль за управлением ими в поездах | Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава на железных дорогах Украины | Приложение⇒