Управление кранами

Технически грамотное управление краном обеспечивает высокопроизводительную и безаварийную работу. Отличное владение рычагами и другими средствами управления краном является одним из основных требований, предъявляемых к машинисту. Недооценка этого вопроса, лихачество во время работы на кране или, наоборот, проявление вялости, нерасторопности в управлении легко могут привести к тяжелым последствиям и даже к авариям.

Управление краном слагается из следующих элементов: правильное применение рычагов и других средств управления краном сообразно выполняемым операциям; содержание системы управления и особенно муфт и тормозов в надлежащем состоянии.

Расположение на кране рычагов и других средств управления, сочетание включений и выключений отдельных рычагов при выполнении той или иной операции зависят от конструктивных особенностей крана; обычно эти данные указываются в паспорте крана и в инструкции по его эксплуатации.

В управлении краном посредством рычажных систем следует иметь в виду два возможных варианта:

1) если двигатель, приводящий в движение силовые механизмы крана, имеет одно направление вращения (например, нереверсивная паровая машина), то каждому положению рычага будет соответствовать вполне определенная операция, выполняемая краном;

2) если двигатель реверсивный и способен изменять направление своего вращения, то такого соответствия не будет (например, при одном и том же положении рычага кран может совершать поворот и вправо и влево в зависимости от направления движения двигателя). Поэтому если при нереверсивном двигателе мржно вполне точно установить порядок включения рычагов управления и их положения, то при реверсивном двигателе можно только рекомендовать наиболее рациональное сочетание положений рычагов.

На паровом кране ПК-ЦУМЗ-15 установлена нереверсивная паровая машина, что позволяет точно указать положение того или иного рычага или педали при выполнении краном отдельных операций. В табл. 34 приведены данные о положениях рычагов управления краном ПК-ЦУМЗ-15.

Умелое управление краном позволяет совмещать операции, т. е. выполнять одновременно несколько операций. В этом случае положение рычагов соответствует их положениям при

Положение рычагов муфт

Положение педалей тормозов

Операции

подъема и опускания стрелы

передвижения крана

правого барабана

левого барабана

поворота крана

передви жения крана

правого барабана

левого барабана

поворота крана

Переработка груза крюком (тормоз левого барабана перестроен иа замкнутый)

Пуск паровой машины

Среднее

Среднее

От себя

От себя

Среднее

Нажата

Нажата

Отпущена

Нажата

Подъем крана (крюка)

»

На себя

На себя

»

Отпущена

Плавно нажата

»

•Опускание груза до 5 тс

»

»

От себя

От себя

То же

»

Опускание груза свыше 5 тс

»

>

На Себя

На себя

»

»

»

»

»

Подъем стрелы

На себя

От себя

От себя

»

Нажата

Отпущена

»

Опускание стрелы

От себя

»

То же

То же

»

»

»

*

>

Поворот вправо

Среднее

»

»

От себя

»

»

»

Отпущена

» влево

»

>

»

»

На себя

»

»

Движение вперед

»

На себя

»

»

Среднее

Отпущена

»

»

Нажата

» назад

»

От себя

»

»

»

»

»

»

Примеры совмещении операций

Подъем груза с поворотом вправо

Среднее

Среднее

На себя

На себя

От себя

Нажата

Отпущена

Плавно нажата

Отпущена

То же влево

»

То же

То же

На себя

»

»

То же

»

Опускание груза до 5 тс с движением вперед

На себя

От себя

От себя

Среднее

Отпущена

»

Нажата

То же с передвижением назад

»

От себя

То же

То же

»

»

»

Положение рычагов муфт

Положение педалей тормозов

Операции

подъема и опускания стрелы

передвиже ния крана

правого барабана

левого барабана

поворота крана

передвиже ния крана

правого барабана

левого барабана

поворота крана

Переработка груза грейфером (все тормоза незамкнутые)

Подъем закрытого грейфера

Среднее

Среднее

На себя

На себя

Среднее

Нажата

Отпущена

Плавно нажата

Нажата

Открывание грейфера

»

То же

От себя

»

Нажата

То же

»

Опускание открытого грейфера

»

»

От себя

То же

»

Плавно нажата

Отпущена

»

Захват грейфером груза

»

То же

На себя

Отпущена

»

»

Подъем открытого грейфера

»

»

На себя

То же

»

»

Опускание закрытого грейфера

»

От себя

От себя

»

»

»

Плавно нажата

»

Примеры совмещенных операций

Опускание открытого грейфера с поворотом вправо

Среднее

Среднее

От себя

От себя

От себя

Нажата

Плавно нажата

Отпущена

Отпущена

То же с поворотом вправо

»

То же

То же

На себя

То же

»

»

Подъем закрытого грейфера с поворотом вправо

»

»

На себя

На себя

От себя

»

Отпущена

Плавно нажата

»

То же с поворотом влево

»

»

То же

То же

На себя

»

»

То же

»

Рис. 171. Рычаги и педали управления краном ПК-6: рычаги включения:

1 — муфты груза; 2 — муфты грейфера; 3 — муфты главного вала; 4 — муфты поворота; 5 — муфты пере-движения; 6 — муфты подъема стрелы; педали тормозов* 7 — поворота; 8 — передвижения; 9 — груза выполнении каждой операции отдельно. Следует иметь в виду, что одновременное выполнение ряда операций или вовсе невозможно, или вредно влияет на механизмы крана. Например, для некоторых кранов не допускается изменять вылет стрелы с грузом на весу и тем более одновременно выполнять какие-либо другие операции, так как в этом случае создаются тяжелые условия работы, механизма подъема стрелы, с одной стороны, а с другой — лщко можно превысить предельно допустимый вылет для поднятого груза, что нарушит устойчивость крана.

Следует также избегать даже на горизонтальном участке пути одновременное движение крана и поворот его при наличии на крюке груза, близкого к предельно допустимому на данном вылете. Как общее правило, следует рекомендовать выключение всех механизмов, которые не нужны при выполнении той или иной операции; тормозные средства в этих механизмах желательно вводить в действие.

На рис. 171 изображены рычаги и педали управления краном ПК-6. Этот кран имеет в качестве двигателя реверсивную паровую машину, вследствие чего рекомендации о порядке включения и выключения рычагов управления даются в самом общем виде.

Направление вращения коленчатого вала паровой машины изменяется рычагом управления кулисы, причем среднее положение этого рычага соответствует среднему положению кулис, при котором машина не работает.

Крайние положения рычага кулисы соответствуют двум противоположным направлениям вращения коленчатого вала.

Положение кулисного рычага «От себя» соответствует переднему ходу паровой машины, вращению коленчатого вала по часовой стрелке, а положение рычага «От себя» соответствует заднему ходу паровой машины.

Пуск и остановка паровой машины, а также регулирование частоты вращения ее коленчатого вала осуществляются рычагом регулятора пара. Положение рычага регулятора «На себя» соответствует закрытому положению регулятора, а положение «От себя» — открытию регулятора и доступу пара в цилиндр паровой машины. При этом, чем дальше отклонен рычаг от себя, тем больше будет открыт регулятор и тем выше частота вращения коленчатого вала машины.

Все силовые механизмы крана приводятся в действие шестью рычагами и тремя ножными педалями.

Для выполнения тех или иных операций краном ПК-6 рекомендуется следующий порядок перевода рычагов и деталей из одного положения в другое.

Подъем груза. Для подъема груза необходимо рычаг кулисы поставить в положение «От себя», а рычаги муфты груза и грейфера — в положение «На себя». Остальные рычаги установить в положения, при которых соответствующие им муфты будут выключены. Зубчатое колесо барабана грейфера следует вывести •из зацепления.

Подъем груза осуществляется открытием регулятора, при этом одновременно нажимают на педаль тормоза груза. Подъем груза прекращается при закрытии регулятора и отпуске педали тормоза груза. Обе эти операции выполняются одновременно.

Опускание груза может выполняться или на тормозе при величине груза до 2 тс или с контрпаром при грузе свыше 2 тс. В первом случае плавно нажимают на педаль тормоза груза, в результате чего груз опускается под действием собственного веса; рычаг муфты груза при этом должен быть поставлен в положение «От себя». Во втором случае регулятор немного открывают, и груз, опускаясь под действием собственного веса, сдерживается паровой машиной; положение рычагов при этом должно быть таким же, как и при подъеме груза.

Подъем стрелы. Для подъема стрелы необходимо рычаг муфты стрелы установить вперед (в сторону от котла). Рычаги кулисы и главного вала могут быть при этом в любом, но одинаковом положении; если один занимает положение «От себя»,

Операции

Положение рычагов

Положение педалей тормоза

кулисы

муфты груза

муфты грейфера

Подъем грейфера

От себя

На себя

На себя

Нажата

Раскрытие грейфера

То же

Плавно

От себя

Отпущена

от себя

Опускание раскрытого грей-

>

От себя

На себя

Плавно

фера

нажата

Захват груза

На себя

От себя

Нажата

то и другой рычаг должен быть в положении «От себя». Чтобы опустить стрелу, необходимо изменить положение рычага кулисы или рычага главного вала так чтобы оба они занимали проти-вопрложные положения: если один «На себя», то другой должен быть в положении «От себя».

Для передвижения крана необходимо рычаг муфты стрелы установить в положение «Назад» (в сторону котла), тогда как положение рычага главного вала может быть любое. Положение рычага кулисы для осуществления движения вперед и назад следует проверить пробными включениями и запомнить. Различные положения этого рычага зависят от положения нижней рамы крана и будут постоянными до тех пор, пока кран не совершит поворот на поворотном круге.

Поворот крана. Для поворота крана вправо рычаг вращения и рычаг кулисы должны быть установлены в одинаковое положение: или оба «На себя», или оба «От себя». Для поворота влево этн рычаги должны быть направлены в разные стороны: если один «На себя», то другой «От себя».

При работе с грейфером возможны следующие операции: подъем грейфера, раскрытие челюстей, опускание раскрытого грейфера, забор груза, вторичный подъем, повороты, передвижения. Чтобы выполнить эти операции, пользуются рычагами кулисы, муфт грейфера и груза, педалью тормоза груза и рычагом регулятора. Все остальные рычаги должны быть при этом в положениях, соответствующих выключенным муфтам и заторможенным тормозам.

Положения рычагов при выполнении операций с грейфером приведены в табл. 35.

При выполнении операции «Захват груза» нужно не допускать обвисания поддерживающих канатов. Для этого необходимо, как только челюсти грейфера сомкнутся, включить муфту грейфера движением рычага в положение «На себя».

Если имеется заедание и грейфер не раскрывается под действием собственного веса, то раскрытие его возможно с помощью паровой машины. Для этого рычаг муфты груза надо поставить

Рис. 172. Пневмоуправление краном КДВ-15п: рычаги управления:

/ — механизмом подъема стрелы; 2 — муфтами механизма передвижения; 3 — тормозом левого барабана; 4 — муфтой левого барабана; 5 — муфтой правого барабана; 6 — тормозом правого барабана; 7 — муфтами механизма поворота; 8 — тормозом поворота; 9 — педали управления тормозами; 10 — цилиндр управления муфтой механизма передвижения; 11 — цилиндр управления муфтой подъема стрелы; 12 — цилиндр управления муфтой поворота; 13 — компрессор; 14 — отстойник; 15 — масловлагоотделитель; 16 — цилиндр управления тормозом поворота; 17 — ресивер; > 18 — пульт управления; 19 — цилиндр управления тормозами правого и левого барабанов; 20 — цилиндр управления муфтой левого барабана; 21 — цнлиидр управления муфтой правого барабана в положение «На себя», перевести рычаг кулисы также в положение «На себя» и плавно открыть регулятор пара.

Операции с грейфером могут выполняться при одном положении рычага кулисы и перемещением лишь двух рычагов и одной педали, что позволяет выполнять все операции быстро одну за другой, обеспечивая высокую производительность.

При работе е грейфером, так же как и с крюком, приходится поворачивать и передвигать кран. В зависимости от того, нужно ли повернуть или передвинуть кран, подключаются соответствующие дополнительные рычаги, при этом чаще всего совмещают операции опускания или подъема грейфера с поворотом крана.

На рис. 172 показана схема пневматического управления силовыми механизмами крана КДВ-15п.

Всеми механизмами крана управляют с одного рабочего пульта восемью рычажками пневмосистемы и двумя ножными педалями, дублирующими пневматическое управление тормозами правого и левого барабанов. Наличие дублирующих систем управления тормозами барабанов позволяет управлять ими как ручными рычажками, так и педалями, что зачастую бывает удобнее, особенно при работе грейферов, когда очень важно иметь постепенное нажатие и выключение тормозов.

Сжатый воздух от компрессора, установленного на двигателе, через промежуточный отстойник и масловлагоотделитель поступает в ресивер и через золотники, включаемые рычажками на пульте, поступает в нужный пневматический цилиндр, производя включение того или иного механизма.

Вертикальное положение рычажков на пульте управления соответствует нейтральному (невключенному) положению муфт и заторможенному состоянию тормозов. В табл. 36 приведены положения рычагов и педалей при выполнении основных операций краном как при работе крюком, так и при работе грейфером по перегрузке сыпучих грузов.

Пневматическое управление наряду с явно положительными сторонами (легкость управления, быстрота срабатывания) имеет ряд легко уязвимых мест, неисправности в которых нарушают работу всей системы.

К пневмосистеме предъявляют следующие основные требования: она не должна пропускать воздух через резиновые уплотнительные кольца и сальники, из труб магистрали, в цилиндрах, золотниках и вращающихся сочленениях; поступающий в магистраль сжатый воздух не должен быть влажным и не должен содержать масла.

Чтобы не допустить загрязнения и увлажнения чистого и сухого воздуха, необходимо особенно внимательно следить за состоянием масловлагоотделителя, чаще спускать конденсат через спускные краники, периодически промывать и очищать масловлагоотделитель от загрязнений. Хорошее охлаждение воздуха в наружном ресивере предохраняет магистраль от конденсации в ней влаги и в значительной степени предохраняет ее от замерзания в зимнее время.

На рис. 173 показан пульт управления дизель-электрическим краном КДЭЧ61. Управление этим краном осуществляется через

Положение рычагов управления муфтами

Положение рычагов управления тормозами

подъема и опу-

передвижения

правого

левого

правого

левого

Выполняемые операции

скания стрелы

крана

барабана

барабана

барабана

барабана

Рычаг 1

Рычаг 2

Рычаг 5

Рычаг 4

Рычаг 7

Рычаг 6

Рычаг 3

Рычаг 8

Переработка груза крюком

Подъем груза

Вертикально

Вертикально

От себя

От себя

Вертикально

От себя

От себя

Вертикально

Опускание груза до

То же

Вертикально

»

От себя, НО-

То же

»

10 тс

га иа педали

Опускание груза свы-

»

>

»

От себя

>

От себя

»

ше 10 тс

Подъем стрелы

На себя

Вертикальна

Вертикально

»

Вертикально

Вертикально

>

Опускание стрелы

От себя

>

»

»

»

»

»

>

Поворот вправо

Вертикально

»

»

На себя

»

От себя

» влево

»

»

»

*

От себя

»

»

То же

Передвижение вперед

>

От себя

>

>

Вертикально

Вертикально

Передвижение назад

»

На себя

»

»

»

»

Переработка груза грейфером

Подъем закрытого Вертикально

Вертикально

От себя

От себя

Вертикально

От себя

От себя

Вертикально

Грейфера

Открытие грейфера »

То же

То же

Вертикально

От себя, нога иа педали

»

Опускание закрытого » грейфера

>

Вертикально

Вертикально

От себя, йога на педали

От себя

>

Захват груза (закры- »

>

»

От себя

От себя

То же

»

тие грейфера)

Подъем открытого »

От себя

То же

То же

»

>

грейфера

Опускание закрытого » грейфера

Вертикально

Вертикально

»

От себя, нога на педали

»

Примечания. 1. Совмещение операций с поворотом и движением крана достигается дополнительным включением соответствующих рычагов. 2. Опускание груза произврдится двигателем на заданной скорости.

Рис. 173. Пульт управления крана КДЭ-161:

1 — ком а ндок онтр оллер управлення грузовым электромагнитом;

2 — аварийный выключатель; 3 — кнопочная станция регулировки частоты вращения дизеля; 4 — рукоятка управления контроллером механизма поворота; 5 и 7 — рукоятки управления командоконтрол-лерами спуска и подъема груза; 6 — кнопка линейного контактора, 8 — рукоятка управления контроллером механизма передвижения;

9 — выключатели освещения машинного отделения, кабины, сигнальных фонарей, лобового и стреловых прожекторов и выключение дистанционного управления дизелем; 10 — приборы генератора; 11 — кнопка стартера дизеля; 12 — контрольные приборы дизеля;

13 — кнопочная станция управления стрелоподъемным механизмом;

14 -• кнопка звукового сигнала и кнопка включення свечей накала дизеля; 15 — переключатель питання аккумуляторных батарей и выключатель отопления кабины; 16 — штепсельная розетка; 17 — кнопка возбуждения генератора; 18 — педаль растормажнвання правого барабана; 19 — педаль растормажнвання механизма поворота; 20 —

педаль тормоза передвижения серии контроллеров, командоконтроллеров, контакторов, реле, кнопок и выключателей. Наблюдение и контроль за работой двигателя и всего электрооборудования ведутся по приборам, размещенным также на пульте. Двигатель крана запускают нажатием кнопки 11 и кнопочной станцией 3, которая соединяет цепь и включает стартер для прокручивания вала двигателя. Для вы полнения отдельных операций краном необходимо привести его в рабочее состояние: установить рабочий режим дизеля, включить линейный контактор и дальше соблюдать следующий порядок управления.

Движение крана самоходом. Механизм передвижения крана включается рукояткой 8. Передвигая ее «На себя» или «От себя», она действует на контроллер и через соответствующий контактор включает электродвигатели механизмов передвижения, при этом движение крана вперед или назад ориентируется по расположению ходовой рамы, т. е. при одном и том же положении рукоятки 8 можно двигаться и стрелой вперед, и кабиной в зависимости от положения поворотной части крана. Рукоятка 8 имеет по пять позиций в каждую от нейтрального положения сторону. Переход с одной позиции на другую необходимо осуществлять постепенно, по мере разгона хода крана, и на 5-й позиции достигается максимальная скорость движения. Длительная задержка на промежуточных позициях может повести к перегреву пусковых резисторов.

Остановка движения происходит при переводе рукоятки в нейтральное положение; при этом тормоз остается открытым и кран будет двигаться по инерции, пока не остановится сам или пока будет нажата педаль 20.

Изменение вылета стрелы. Для изменения вылета стрелы путем изменения угла ее наклона на пульте управления имеется кнопочная станция 13 с тремя кнопками: «Вверх»,

«Вниз» и «Стоп».

Нажатием кнопки «Вверх» механизм включается на подъем стрелы; при этом подъем автоматически прекращается при достижении стрелой своего верхнего предельного положения вследствие срабатывания концевого выключателя. При нажатии кнопки «Вниз» механизм работает в обратную сторону и стрела опускается; при этом, поскольку отсутствует концевой выключатель нижнего положения стрелы, необходимо практически, по опыту определять крайнее нижнее положение, при котором на барабане остается минимум 1,5-2 витка каната. Торможение механизма происходит одновременно и автоматически с остановкой двигателя.

Поворот крана. Механизм поворота крана включают рукояткой 4; при этом перевод рукоятки «На себя» обеспечивает поворот крана вправо, а перевод рукоятки «От себя» — влево. Рукоятка имеет по пять позиций от нейтрального положения в каждую сторону. Последняя — 5-я — позиция соответствует наибольшей скорости поворота. Перевод рукоятки с одной позиции на другую следует производить постепенно, по мере нарастания скорости, однако не следует чрезмерно задерживаться на промежуточных позициях во избежание недопустимого перегрева пусковых резисторов. Растормаживание и торможение механизма происходят автоматически с включением и выключением двигателя, но благодаря наличию педали 19 имеется возможность тормоз оставлять открытым с целью плавного подвода груза по инерции, для чего необходимо эту педаль держать нажатой.

Подъем и опускание груза. Наличие на кране двух грузовых барабанов позволяет производить подъем груза как раздельно каждым барабаном, так и одновременно двумя; при этом скорость подъема возрастает вдвое. Механизмом подъема груза управляют через рукоятку 5 для правого барабана и рукоятку 7 для левого барабана. Обе рукоятки имеют по три позиции в каждую сторону от нейтрального положения, что соответствует трем значениям скорости подъема груза; при этом 3-я позиция соответствует наибольшей скорости подъема.

При перемещении этих рукояток в положене «На себя» механизм включается на подъем груза, а при переводе в сторону «От себя» обеспечивается спуск груза. При подъеме груза необходимо следить за равномерностью намотки каната на барабан, не допуская чрезмерной намотки каната на один барабан за счет малой намотки на другой, и работать поочередно то одним, то другим, если не одновременно.

При подъеме перевод рукояток с одной позиции следует производить постепенно, но излишне не задерживаясь на промежуточных позициях во избежание перегрева пусковых резисторов. При опускании же груза, особенно свыше Ют, включение рукояток следует производить быстрее, так как под действием собственного веса груза скорости могут оказаться слишком велики. Целесообразно опускание вести попеременно двумя барабанами, не допуская нарастания скорости.

Для того чтобы оставить груз на весу, после его поднятия необходимо рукоятки, не задерживаясь на промежуточных позициях, поставить в нейтральное положение.

Вынужденное опускание груза с небольшой высоты может быть выполнено под действием собственного веса без включения механизма на правом барабане путем нажатия на педаль 18.

Управление при работе грейфером. При выполнении работ грейфером положение рукояток и их последовательность включения следующие:

1. Для подъема закрытого грейфера рукоятки 5 и 7 перевести «На себя».

2. Для раскрытия грейфера на весу рукоятку 7 поставить в положение «От себя», все остальные рукоятки должны быть в нейтральном положении.

3. Для опускания открытого грейфера обе рукоятки 5 и 7 установить в положение «От себя».

4. Забор грейфером груза и заглубление грейфера в сыпучий груз происходят при установке рукоятки 7 в положение «На себя» и нажатии педали 18, обеспечивающей подтравку поддерживающего каната в целях лучшего заглубления и забора грейфером груза.

Совмещение этих операций с операциями поворота или движения достигается дополнительной установкой рукояток 4 и 8 в соответствующее положение.

В экстренных случаях при ненормальности любого механизма необходимо пользоваться аварийным выключателем 2» при выключении которого все силовые линии обесточиваются, и немедленно все рычажки установить в нейтральное положение, после чего внимательно разобраться в неисправности, а затем, включив аварийный выключатель и нажав кнопку линейного контактора 6, вывести кран из аварийного состояния.

Основным требованием, предъявляемым к рычажным системам управления, является отсутствие недопустимых мертвых ходов рычагов, вызываемых повышенной слабиной — люфтами в их сочленениях вследствие разрегулировки и износа рабочих поверхностей. Для уменьшения люфтов необходимо тщательно следить за износом рабочих поверхностей, своевременно регулировать и смазывать, не допускать ослабления креплений.

Не рекомендуется допускать замены валиков в шарнирах другими случайными деталями, износившиеся валики должны быть заменены новыми, а разработанные отверстия исправлены заваркой с последующей разверткой под необходимый размер или, где это возможно, развернуты на больший размер с постановкой новых увеличенных валиков. Каждый валик должен иметь надежное крепление с помощью чеки, штифта или шплинта: закреплять валик случайной проволокой не следует.

Большое значение для нормальной работы рычажных систем имеет состояние фиксирующих устройств: защелки и собачки фиксаторов должны действовать свободно, без заеданий, перекосов и слабин. Язычки защелок и гнезда, в которые они заходят, должны иметь правильную форму и соответствовать друг другу. Плохая фиксация положений рычагов может повлечь к самопроизвольному включению или выключению и явиться причиной тяжелых последствий.

Регулировка рычажных систем обычно осуществляется сочленением тяг и различных стяжных муфт, и после регулировки их: положение должно быть надежно зафиксировано контргайками или другими устройствами.

При электрической системе управления хорошее состояние средств управления зависит прежде всего от правильного и умелого пользования ими. Для безотказной работы электроаппаратуры необходимо не допускать загрязнения ее. Вся аппаратура в зависимости от схемы монтажа должна быть защищена или отдельными оградительными кожухами, или находиться в закрытых шкафах. Неподвижные контакты должны быть хорошо поджаты и в случае ослабления немедленно подкреплены. Подвижные контакты в случае подгорания следует своевременно зачистить, заправить или заменить новыми. Ни в коем случае не следует допускать замыкания контактов посторонними случайными предметами: постановку различного рода перемычек или выклю чения из системы неисправной аппаратуры. При выявлении неисправностей в той или иной аппаратуре необходимо ее отремонтировать с участием специалиста-электрика.

Регулировка систем управления краном сводится главным образом к регулировке муфт и тормозов. Система управления кулачковыми муфтами должна быть так отрегулирована, чтобы Среднее положение рычага или рукоятки включения соответствовало среднему положению муфты, если она двусторонняя. При переводе рычага или рукоятки в крайнее положение должно обеспечиваться перемещение муфты до полного ее включения.

Системы управления фрикционными муфтами и тормозами должны быть так отрегулированы стяжными муфтами в рычагах или положением поршеньков-плунжеров в рабочих цилиндрах (при гидравлической системе), чтобы при переводе рычага или рукоятки управления на включение была достигнута надежная затяжка (сцепление фрикционных поверхностей), а при обратном обеспечивался полный отход фрикционных поверхностей друг от друга. В зависимости от конструктивных особенностей фрикционных муфт и тормозов величина отхода сцепляемых поверхностей различна, но в среднем она колеблется в пределах 1-2,5 мм. Если возникнет частичное касание фрикционных поверхностей при выключенном положении рычага, то это -вызовет перегрев и износ муфты. Чрезмерный нагрев муфт может явиться результатом недостаточной силы нажатия фрикционных поверхностей Друг от Друга, вследствие чего может произойти их проскальзывание. В подобных случаях следует проверить сначала регулировку муфты, а затем всю систему управления.

Дисковую фрикционную муфту крана ПК-ЦУМЗ-15 (см. рис. 88) регулируют следующим образом.

Кулак 19 ставят в рабочее положение, выравнивают равномерность нажатия на него двуплечих рычагов 9, для чего подтягивают или отпускают гайки 17. Ослабив стяжной болт и поворачивая регулировочную гайку 15, затягивают ее до отказа, после чего кулак 19 ставят в среднее положение, а гайку 15 дополнительно затягивают на 50-70°С. Установив таким образом регулировочную гайку, фиксируют ее стяжным болтом.

Тормоза как ленточные, так и колодочные обычно регулируют, изменяя величину отхода лент или колодок от фрикционных поверхностей при выключении тормоза. Величина отхода не долж> на быть особенно большой и чаще всего составляет 1,5-2 мм. В тормозах замкнутого типа, кроме отхода колодок или лент, регулируют силу их затяжки подтягиванием рабочей пружины тормоза или увеличением плеча противовеса, сдвигая его по рычагу.

Муфты и тормоза должны регулироваться так, чтобы во время работы с изменением величины поднимаемого груза не требовалось промежуточных регулировок, т. е. чтобы муфты и тормоза одинаково четко работали как при подъеме грузов малой величины, так и при подъеме тяжелых грузов.

Смазка деталей крана | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Постановка кранов в резерв

Добавить комментарий