Смазка деталей крана

При работе механизмов крана ряд деталей, соприкасающихся между собой, перемещается относительно друг друга. Как бы ни были хорошо обработаны детали, все же на их поверхности имеются незаметные для глаза выступы и впадины, которые при движении задевают друг за друга, в результате чего возникает трение. Трение задерживает движение и вызывает износ деталей.

Различают трение двух родов: скольжения, когда одно тело при перемещении скользит по другому, и трение качения, когда одно тело перекатывается по другому.

Трение скольжения вызывает значительно большее сопротивление движению (в 5-6 раз), чем трение качения. На кранах трение скольжения имеется, например, между шейками валов и втулочными подшипниками, поршневыми кольцами и стенками цилиндров двигателей, ползунами и параллелями, шейками коленчатых валов и подшипниками, между тормозными барабанами и фрикционными лентами, нажимными и фрикционными дисками муфт и т. д. Трение качения возникает между деталями, вращающимися в шариковых или роликовых подшипниках, а также между опорными кольцами и катками поворотной рамы.

Чтобы уменьшить потери энергии на трение, а следовательно, уменьшить и износ трущихся деталей, необходимо смазать трущиеся детали тонким слоем смазки. Смазочные вещества заполняют впадины и шероховатости на трущихся поверхностях и разъединяют их между собой. Трение при этом происходит не между металлическими поверхностями, а между частицами смазки, т. е. происходит так называемое жидкостное трение, создающее незначительное сопротивление движению. Кроме того, смазка охлаждает трущиеся поверхности, что также уменьшает их износ. Чтобы уменьшить потери на трение, необходимо при изготовлении деталей и пригонке одной трущейся поверхности к другой тщательно их обрабатывать; применять смазочные масла соответствующего качества в зависимости от условий работы деталей; своевременно и в нужном количестве подавать смазку к трущимся поверхностям.

Особое внимание следует уделять смазке деталей, работающих с высокими скоростями движения и под большими нагрузками.

Для смазки деталей кранов применяют жидкие и густые (консистентные) смазки. Наибольшее применение имеют различные минеральные масла, вырабатываемые из нефтепродуктов. Качество жидких смазочных масел определяется вязкостью, температурой вспышки, температурой застывания, кислотностью и степенью очистки от механических примесей.

В зависимости от назначения смазочных масел к ним предъявляют те или иные требования. Например, для смазки трущихся частей механизмов, не подвергающихся нагреванию паром или газом, температура вспышки смазочного масла не имеет значения. Для смазки нагревающихся в процессе работы частей машин, как-то: поршни двигателя, цилиндры двигателей и паровых машин, необходимо учитывать температуру вспышки смазочного вещества.

Смазочные масла для той или иной детали или механизма выбираются с учетом условий работы и температуры с тем, чтобы они имели соответствующую вязкость. Если вязкость масла недостаточна, оно будет выдавливаться и стекать из-под трущихся поверхностей; наоборот, если вязкость будет значительна, то подача смазки к трущимся поверхностям будет затруднена.

Зимой, при низкой температуре, вязкость смазочных масел повышается, и для того чтобы обеспечить нормальную смазку трущихся поверхностей, необходимо применять масла с меньшей вязкостью. Для понижения температуры застывания масел к ним добавляют масла другого сорта с более низкой температурой застывания, например трансформаторное масло, имеющее температуру застывания — 45°С. При большом содержании в масле кислот образуются осадки, которые засоряют маслопроводы, отчего прекращается циркуляция смазки в смазочной системе. Окисление масел сокращает время их использования без смены и вызывает коррозию трущихся металлических поверхностей. Поэтому ГОСТом предусмотрено определенное предельно допустимое содержание кислот в маслах.

Для смазки кранов смазочные масла следует применять, руководствуясь требованиями, указанными в инструкции по эксплуатации кранов, в соответствии с картой смазки. Карта смазки составляется в зависимости от условий работы отдельных механизмов и деталей крана. При выборе того или иного сорта смазки следует учитывать удельную нагрузку на трущиеся поверхности, скорость движения, температуру среды, в которой работают смазываемые поверхности, систему смазки. Чем выше удельная нагрузка, тем больше должна быть вязкость смазочного масла.

При большой скорости вязкость должна быть меньше; при высокой температуре среды, в которой работают детали, масло должно быть более вязким. При работе в условиях низкой температуры следует применять масло с меньшей вязкостью и более низкой температурой застывания.

При смазке деталей кранов все смазочные масленки в зимнее время заполняются солидолом марки Л, а при отсутствии такого — консталином. В остальное время года применяют солидол марки Т. При смазывании крышки смазочных масленок подвертывают до появления смазки между трущимися поверхностями. Детали ноцых кранов, вышедших из ремонта, смазывают более обильно, чем детали уже работающих кранов.

Шейки осей колесных пар смазывают осевым маслом, летом марки Л, зимой марки 3 или зимней смазкой «Северная». Осевое масло марки 3 применяют при температуре выше -25°С, а смазку «Северная» -• при температурах до -40°С.

При очень сильных морозах применяют смеси зимних смазок с добавлением 5% керосина.

Буксы кранов заправляют подбивочными концами. Концы перед закладкой в буксы должны быть очищены от грязи и песка и просушены при температуре 80°С в течение 3-4 ч. После этого концы в течение 3-4 ч пропитывают в осевом масле при температуре 60-70°С. Подготовленные таким образом концы укладывают в буксы так, чтобы шейка оси была охвачена ими снизу и верхний слой концов не доходил бы до подшипников на 20-25 мм.

Корпуса букс перед закладкой концов очищают от грязи, песка, воды и т. п. и протирают внутри и снаружи. При этом проверяют пылевые шайбы и ставят их на место. Необходимо следить, чтобы крышки букс были исправны и плотно закрывались. Это необходимо для предупреждения попадания внутрь буксы песка и грязи.

Смазке механизмов кранов следует уделять большое внимание. При недостаточной или недоброкачественной смазке детали будут быстро изнашиваться, в машине и двигателях могут возникнуть чрезмерный нагрев подшипников и их выплавление, задиры цилиндров, излом поршневых колец, обрыв шатунных болтов и т. п. При избыточной смазке происходит утечка масла, увеличивается расход смазочных материалов, а в некоторых случаях ухудшается работа деталей.

В цилиндрах двигателя и паровой машины излишняя смазка приводит к образованию нагара. Переполнение маслом роликовых и шариковых подшипников приводит к их нагреву и порче, так как при этом ролики и шарики не вращаются, скользят. Поэтому смазочные масла к трущимся поверхностям необходимо подавать равномерно и по возможности одинаковыми порциями, что достигается применением для смазки прессов и насосов. Ручной способ смазки самый несовершенный и неэкономичный. Необходимо следить за тем, чтобы смазка была не загрязнена, а

Рис. 170. Схема смазки краиа ПК-ЦУМЗ-15:

1 — оси опорного катка (24 точки); 2 — центральный шкворень (две точки); З — ось промежуточного зубчатого колеса ‘(одна точка); 4 — втулка верхняя и нижняя (две точки); 5 — коническое зубчатое колесо (одна точка); 6 — нижняя балка (одна точка); 7 — верхняя балка (одна точка); 8 — крышка-подпятник (одна точка); 9 — червячная пара (одна точка); 10 — ось барабанов (две точки); 1 — ось блоков (одна точка); 12 — воздушный насос; 13 — шарнир стрелы (две точки); 14- канаты стальные; 15 — траверса (две точки); 16, 17 — оси блоков (две точки); 18 — шарикоподшипник крюка (одна точка); 19 — ступицы грузового и грейферного барабанов (четыре точки); 20 — корпус фрикционной муфты (восемь точек); 21 — коническое зубчатое колесо (две точки); 22 — хомут кулачка включения муфты (четыре (точки); 23 — хомут эксцентрика (две точки); 24 — головка шатуна (две точки);

25 — крышка подшипников щековин (восемь точек);

26 — головка тяг эксцентри ка (две точки); 27 — ползун (шесть точек); 28 — грундбукса (две точки); 29, 30 — цилиндры (две точки); 31 -г- ось балок выносных опор (восемь точек); 82 — букса (восемь точек); 33 — шарикоподшипник вала (две точки)

посуда для смазки была исправной и чистой. При смазывании необходимо убедиться, что масло поступает на трущиеся части. Для смазывания трущихся поверхностей, не имеющих специальных смазочных устройств, следует пользоваться спринцовками.

На рис. 170 приведена схема смазки крана ПК-ЦУМЗ-15.

Уход за кранами | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Управление кранами

Добавить комментарий