В резерв ставят исправные, новые или прошедшие капитальный или средний ремонт краны, проработавшие не менее 10 суток, причем бандажи их колес не должны иметь прокат более 8 мм. В резерв запрещено ставить краны, если осталось менее трех месяцев до очередного освидетельствования их механизмов и котла. На кранах, находящихся в резерве, должны быть в исправном состоянии крюк и грейфер, комплект инструмента, вспомогательных приспособлений, инвентарь и сигнальные принадлежности. Краны, поступающие в резерв, осматривает специальная комиссия в составе начальника депо или его заместителя по ремонту (председатель), мастера или бригадира по ремонту кранов, инструктора по кранам или инженера депо. О результатах осмотра составляют акт в двух экземплярах по форме ТУ-124.
В резерве краны могут находиться не более двух лет, после чего они поступают в эксплуатацию, а на их место ставят другие краны. По истечении одного года краны резерва осматривают для выявления их технического состояния. Результаты технического осмотра оформляют актом и записывают в шнуровую книгу крана.
Очередные периодические освидетельствования и испытания кранов резерва производят в сроки согласно действующим правилам независимо от годовых осмотров. Двигатель внутреннего сгорания крана подлежит осмотру не реже 1 раза в месяц, выявленные при осмотре дефекты устраняются немедленно.
При постановке в резерв паровых кранов вода из водяных баков должна быть спущена, а сами баки промыты. Внутренние стенки баков очищают и при необходимости окрашивают. Ящики очищают от топлива, а весь кран — от грязи. Огневая и дымовая коробки, колосниковая решетка, зольник, дымовая труба, дымогарные и кипятильные трубы тщательно очищают от шлака, золы и сажи. Также спускают всю воду из инжекторов, труб, питательных коробок, цилиндров и других мест. Котел крана должен быть хорошо очищен от накипи и шлама, промыт и осмотрен. Результаты осмотра котла и сведения о произведенном ремонте записывают в шнуровую книгу и журнал текущих осмотров и ремонтов и, кроме того, составляют акт осмотра котла.
Все выявленные при осмотре неисправности устраняют и котел консервируют.
Консервация котла может быть произведена силикагелем или негашеной известью. Возможна также консервация котла и об-мазучиванием, что делалось раньше, но этот способ несовершенен, так как не обеспечивается полная сохранность котла от коррозии и при расконсервации необходимо котел прогревать паром и промывать горячей водой. Проще и надежней консервация котлов силикагелем или негашеной известью. Но при этих способах необходимы хорошая осушка котла от влаги и обеспечение его полной герметичности.
Силикагель (ГОСТ 3956-63) представляет собой твердые стекловидные зерна с пористым строением. Для консервации можно применять силикагель любой марки, но предпочтительней пользоваться крупным гранулированным крупнопористым силикагелем с диаметром зерен 2,7-7 мм марки КСК, хорошо поглощающим влагу. Перед употреблением силикагель не должен содержать более 2 влаги, для этого он хорошо просушивается в течение 3-5 ч при температуре 150-200°С, охлаждается до температуры 25- 35°С и расфасовывается в мешочки из хлопчатобумажной ткани продолговатой формы (в виде колбасок) весом по 300-500 г. Просушенный силикагель до закладки в котел следует хранить в герметической таре, чтобы избежать его увлажнения.
Перед консервацией проверяется герметичность котла, для чего все вентили, краны, клапаны плотно закрывают, люки ставят на место и котел наполняют воздухом под давлением 4-5 кгс/см2. Выявленные при этом неплотности устраняют. После этого воздух выпускают, открывают все люки и сушат котел, для чего в топке на жаровне сжигают в течение 2-3 ч 7-10 кг сухого древесного угля. Вместо древесного угля можно сжигать кокс или мелкие сухие чурки.
После окончания сушки жаровню вынимают и проветривают топку. Внутрь котла через лаз-люк вводят и подвешивают к дымогарным трубам на проволочных крючках 4-6 мешочков с силикагелем весом по 300-500 г каждый. Кроме того, через промывательные люки укладывают 4-8 таких же мешочков на огневую решетку и 3-6 мешочков на обвязочное (грязевое) кольцо. После закладки силикагеля все люки котла плотно закрывают и повторно проверяют плотность закрытия всех вентилей и пробок.
При отсутствии силикагеля можно применить негашеную размельченную на кусочки 5-10 мм известь. Известь вводится в котел в количестве 5-8 кг на специальных железных противнях. Через лаз-люк вводят в котел один противень с 3-5 кгс извести и подвешивают на проволоке к дымогарным трубам. Четыре узких противня шириной 36 мм с высокими буртами через промывательные люки устанавливают на огневой решетке в проходах между трубами и четыре кривых противня на грязевое кольцо, после чего ставят люки и проверяют плотность закрытия всех вентилей и пробок, так же как и при консервации силикагелем.
Консервацию обмазучиванием производят следующим образом. Спустя 3 ч после просушки ставят все люки, кроме одного верхнего смотрового, через который в котел вливают 8 кг мазута. Сначала через спускной кран полностью наполняют котел водой и потом через этот кран ее медленно спускают. В результате мазут покрывает всю внутреннюю поверхность котла.
При постановке крана в резерв на срок не более двух месяцев можно ограничиться сушкой котла и созданием герметичности.
Закончив консервацию, около водопробных краников подвешивают дощечку с надписью «Законсервирован (число, месяц и год) с введением в котел… кг (силикагеля, извести, мазута)».
Если край находится в резерве более одного года, то ежегодно необходимо проверять состояние котла путем вскрытия нескольких люков. Если лаборатория установит, что влажность силикагеля или извести 30% и более, необходимо котел переконсерви-ровать.
При постановке в резерв кранов с двигателями внутреннего сгорания и с дизель-электрическим приводом двигатель очищают от пыли и грязи и устраняют все неисправности; снимают свечи, ремень вентилятора, карбюратор и топливопроводы. Снятые детали и механизмы тщательно прочищают и складывают в ящики. На ящиках прикрепляют таблички, на которых указывают: заводской номер крана, наименование депо приписки крана и перечни деталей. Ящики с деталями хранятся в закрытом сухом помещении.
В каждый цилиндр двигателя заливают по стакану цилиндрового № 52 или дизельного масла и проворачивают коленчатый вал рукой несколько раз для смазки стенок цилиндров. В гнезда отверстий для свечей ставят деревянные пробки. Сливают воду и масло из двигателя, воздуходувки и системы охлаждения. После слива все вентили и краники оставляют открытыми. Сливают топливо из топливных баков, топливной системы и корпусов фильтров. Фильтрующие элементы (сменные) топливных, масляных и воздушных фильтров заменяют новыми, другие фильтры промывают. Кроме выполнения общих требований, при консервации д.в.с. следует также выполнять требования инструкций заводов-изготовителей.
Электрические машины и аппараты очищают. Щетки электродвигателей снимают, маркируют и упаковывают в специальные ящики, которые устанавливают в кузове крана. При маркировке на щетках указываются номера двигателя и щеткодержателя. С других электрических машин щетки не снимают.
Всасывающие и выпускные отверстия двигателей закрывают плотной бумагой или материей. Закрывают также вентиляционные отверстия генераторов электродвигателей и вспомогательного оборудования. Съемные фары и другое оборудование, которое может быть повреждено, снимают и убирают в кузов крана. Редукторы тяговых электродвигателей, кожуха зубчатых передач заправляют смазкой. Все детали, смазываемые густой смазкой, очищают и смазывают солидолом. Тонким слоем технического вазелина смазывают силовые и блок-контакты электрических аппаратов. Аккумуляторные батареи с крана снимают. Приводят в полную исправность противопожарный инвентарь, огнетушители, инструменты и сигнальные принадлежности. Все остальные трущиеся поверхности и части механизмов кранов тщательно смазывают.
Для стоянки кранов резерва выделяют специальные пути, имеющие свободный выход, которые должны быть ограждены. Под колеса крана подкладывают башмаки или клинья.
Желательно, чтобы при кране находилась платформа, на которую укладывают грейфер и стрелу крана. Стрела должна быть опущена и опираться на козлы через клиновые деревянные прокладки. Платформы при кранах резерва на время их стоянки могут быть негодными для следования в поездах. При отсутствии платформы стрела крана может опираться на козелок высотой 2300-2600 мм, устанавливаемый между наружными гранями рельсов на расстоянии 3Д длины стрелы от ее основания вдоль пути. Козелок крепится к шпалам строительными скобами. Стрелу закрепляют к козелку цепью или витками проволок диаметром 5 мм.
Снятый грейфер и крюк укладывают на шпальную клетку или клетку из деревянных брусков, расположенную у крана. Снятые канаты хранятся в кузове крана. Если навесное оборудование не снимается, то грейфер или крюк опускают и укладывают поперек пути на шпалы и закрепляют, канаты ослабляют. При наличии при кране платформы высоту козел, устанавливаемых на ней, подбирают так, чтобы при необходимости пересылки крана можно было легко заменить негодную платформу на годную и приспособить кран в транспортное положение в соответствии с заводской инструкцией.
При необходимости передачи крана из резерва в эксплуатацию в холодное время года его ставят на некоторое время в стойло. Из котлов кранов, законсервированных силикагелем или известью, мешочки вынимают, а котлы промывают. Котел крана, законсервированный мазутом, прогревают паром давлением 1-1,5 кгс/см2 и промывают водой, нагретой до 50-60°С; для промывки открывают все люки. В летнее время прогревать и промывать котел можно на открытом воздухе. После промывки ставят на место все люки и арматуру, снимают заслонку с трубы и котел заправляют обычным способом. Из цилиндров машины удаляют излишнюю смазку.
На кранах с двигателями внутреннего сгорания и днзель-электрическим приводом двигатель расконсервируют: снимают материю и бумагу со всех обернутых или закрытых деталей, отверстий, соединяют все трубопроводы, картер двигателя и все масленки заполняют соответствующей смазкой, систему охлаждения заполняют водой, а топливные баки топливом. Очищают контакты коцтакторов, ставят щетки на тяговые электродвигатели согласно маркировке, устанавливают аккумуляторную батарею. Опробова-ют двигатели и все механизмы вхолостую.
⇐Управление кранами | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Особенности ухода за кранами в зимних условиях⇒