Низкие температуры в зимнее время осложняют работу на кранах. Чтобы обеспечить нормальную и безотказную работу кранов зимой, они должны быть вполне исправными и соответствующим образом подготовлены к этому.
На паровых кранах до наступления зимних холодов утепляют парорабочие, водоподводящие и вестовые трубы инжекторов в местах, подвергающихся замерзанию, а также продувочные краны котла. В будке машиниста уплотняют щели, приводят в исправное состояние систему отопления, вставляют все стекла. У кранов с двигателем внутреннего сгорания также утепляют водяные, топливные и масляные трубопроводы, подвергающиеся охлаждению, проверяют исправность топливоподогревателя, заменяют летние сорта масел на зимние.
Для обеспечения нормальной работы кранов с электрическим приводом зимой необходимо принять меры против попадания в двигатели снега с вентиляционным воздухом. Необходимо также следить за тем, чтобы во время метели и снежных буранов снег не попадал на электрическую пусковую аппаратуру.
В процессе работы на паровых кранах необходимо тщательно следить за состоянием труб, подвергающихся замерзанию, периодически продувать их паром. Воду в котел следует качать попеременно обоими инжекторами и после прокачки ставить инжектор на прогрев. Пускать паровую машину нужно после ее предварительного прогрева и при открытых цилиндропродувочных краниках. При остановке паровой машины продувочные краники нужно держать открытыми. При отоплении котла не следует допускать продолжительного открытия шуровочного отверстия, двери будки при подаче топлива в топку должны быть закрыты. Нельзя чрезмерно открывать поддувало и часто применять сифон. Огонь в топке должен поддерживаться равномерным и светлым по всей площади колосниковой решетки. Воду следует качать в котел малыми порциями. Чистка топки должна производиться быстро, чтобы не охладить котел.
Для облегчения пуска двигателя в холодное время масло перед заливкой нужно подогреть до температуры 80-90°С, но не выше. При заправке подогретым маслом двигатель быстрее прогревается, уменьшается расход топлива на его прогрев, а сам двигатель меньше изнашивается. Во избежание замерзания воды в системе охлаждения необходимо внимательно следить за состоянием системы и принимать меры, предупреждающие ее замерзание. Для этого радиатор двигателя закрывают теплым капотом, имеющим откидной клапан против центральной части радиатора. Одновременно тщательно утепляют нижний резервуар радиатора, нижний патрубок, корпус топливного фильтра, особенно в зоне рубашки подогрева топлива. При работе зимой нельзя допускать снижения температуры охлаждающей жидкости ниже 50°С, так как это приведет к появлению нагара в цилиндрах двигателя.
Во время продолжительной стоянки клапан утеплительного чехла должен быть закрыт, и двигатель время от времени необходимо пускать для прогрева системы охлаждения. При остановке двигателя на длительное время нужно спускать воду из всей системы охлаждения. Спускать воду следует после снижения ее до 50-60°С с тем, чтобы ие допустить резкого перепада температуры в водяных рубашках двигателя и как следствие появление трещин. На время длительной стоянки двигателя все спускные краны и отверстия в крышке водораспределительного канала должны оставаться открытыми.
Перед пуском холодного двигателя, у которого спущена вода, его предварительно следует обогреть горячей водой. Для этого в систему охлаждения при открытых спускных краниках и пробке заливают сначала два-три ведра воды, подогретой до 60-70°С, а потом более горячую воду температурой 80-90°С. Воду пропускают через систему охлаждения до тех пор, пока из спускных кранов и пробки не потечет горячая вода, а головка цилиндров, блок и радиатор хорошо прогреются. После этого спускные устройства закрывают. Одновременно в картер двигателя заливают подогретое масло.
Заливать в двигатель сразу очень горячую воду нельзя, так как могут появиться трещины в головках цилиндров и на стенках водяных рубашек. Нельзя также пускать двигатель без заполненной системы охлаждения, так как это тоже может вызвать появление трещин. Доливать холодную воду в радиатор при работающем двигателе следует постепенно, тонкой струей. В случае замерзания воды в системе охлаждения, что происходит в первую очередь в нижней части радиатора и нижнем трубопроводе, их следует отогревать тряпками, смоченными горячей водой.
Отогрев начинают в месте присоединения нижнего трубопровода к радиатору. Если же вода в этом трубопроводе еще не успела замерзнуть, то радиатор необходимо укрыть, пустнть двигатель и дать ему проработать на малых оборотах при холостом ходе. Если весь радиатор прогрелся, то это свидетельствует о возобновлении нормальной циркуляции.
В случае замерзания воды и в радиаторе и в рубашках охлаждения отогрев необходимо начинать с основательного прогрева водяного насоса. Перед пуском двигателя его необходимо предварительно провернуть вручную с тем, чтобы проверять, нет ли прихватывания льдом водяного насоса. После этого двигатель сначала пускают на самых малых оборотах, а по мере прогрева обороты увеличивают.
Отогревать систему охлаждения открытым пламенем нельзя, так как это приведет к порче трубок радиатора и опасно в пожарном отношении. Лучше в холодное время применять для заполнения охлаждающей системы двигателя смеси (антифризы), замерзающие при низких температурах. Наибольшее применение имеет антифриз В-2 (ГОСТ 159-53) — желтоватая, слегка мутная жидкость с температурой замерзания — 40°С. Состоит он по объему из 55% технического этиленгликоля и 45% воды. При пользованин антифризом следует принимать меры предосторож-ностй, так как он ядовит.
Кроме специальных требований по уходу в холодное время за котлом, паровой машиной, двигателем, необходимо также чаще проверять смазочные отверстия, смазочные приборы механизмов крана, следить за тем, чтобы смазка свободно поступала на трущиеся поверхности, применять незамерзающие сорта смазки. Необходимо внимательно производить смазку осей поворотных катков, втулок центральной колонны, механизма передвижения, осей блоков головки стрелы и грейфера.
При смазке букс необходимо следить, чтобы подбивка не Примерзла к шейкам осей. Буксы следует заливать подогретой смазкой с добавлением небольшого количества керосина. При особенно низких температурах буксы заправляют зимней смазкой.
При работе необходимо плавно переключать механизмы, без рывков, чтобы не допустить поломок отдельных деталей. Включение муфт механизмов передвижения, поворота, подъема груза и пр. следует производить при небольших оборотах машины или двигателя. В случаях, когда кран не сдвигается своим ходом, необходимо применить обратный ход. Нельзя допускать передвижения крана по занесенным снегом и обледеневшим или засыпанным углем и шлаком путям.
Необходимо следить за тем, чтобы при повороте крана опорные катки вращались, а не скользили по опорному кольцу, а также за положением канатов на блоках стрелы с тем, чтобы избежать, пусть даже кратковременной, работы при соскочивших канатах, так как это приводит к их обрыву и порче блоков.
Особое внимание нужно уделять состоянию и смазке канатов. Смазывать канат следует канатной мазью регулярно и не реже 1 раза в десять дней в сухую и не очень холодную погоду (до -25°С), лучше всего йри постановке крана в стойло. Перед смазкой канат должен быть хорошо очищен от льда и грязи й протерт насухо тряпками или концами.
Необходимо также своевременно очищать механизмы крана ОТ наледи И не допускать обледенения опорного кольца и большого зубчатого колеса.
Особенно тщательного ухода в зимнее бремя требует пневмосистема управления. Во избежание замерзания воды в магистрали, образующейся в результате конденсации влаги, необходимо регулярно и чаще спускать воду через соответствующие спускные устройства. Для предотвращения замерзания оконных стекол кабины рекомендуется стекла протирать керосином с солью или техническим глицерином. Нельзя разбивать грейфером смерзшийся уголь, песок и прочие материалы. На электрических и дизель-электрическйх кранах необходимо смазку, заливаемую в редукторы и коробки скоростей, обезвоживать и разбавлять керосином.
⇐Постановка кранов в резерв | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Рациональные способы использования кранов⇒