Аккумуляторные батареи

Для запуска двигателей, а также для освещения и сигнализации на кранах используются преимущественно свинцовые стартерные аккумуляторы СТ. В зависимости от числа элементов батареи обозначаются 3-СТ или 6-СТ, т. е. три аккумулятора в батарее или шесть и соответственно на 6 или на 12 В.

В условное обозначение батареи входит указание емкости при 20-часовом режиме ее разрядки, условное обозначение материала моноблока и материала сепаратора, т е П — пластмасса асфальтовая, Э — эбонит, Т — термопласт (полиэтилен наполненный), Условное обозначение материала сепаратора может быть следующее. М — монопласт, О — стекловолокно, Р — мипор, МС — ми-нопласт и стекловолокно. Например, батарея 6ТСТ-182ЭМС обозначает стартерную батарею тяжелой службы из шести аккумуляторов общим напряжением в 12 В, в эбонитовом моноблоке, с сепаратором из минопласта и стекловолокна, номинальной емкости батареи не менее 155 А-ч. Аккумуляторные пластины батареи (рис. 77) представляют собой прямоугольные решетки из сплава свинца и сурьмы (сурьма вводится для механической прочности пластин и не участвует в химическом процессе). Ячейки пластин заполняются активной массой, состоящей из смеси свинцового сурика и свинцового глета, смешанных с водяным раствором серной кислоты. Отдельные пластины собраны

Рис 77 Устройство аккумуляторной батареи 1 — блок пластан, 2 — баретка, 3 — крышка, 4 — штырь контактный, 5 — втулка уплотнительная 6 — пробка заливочного отверстия, 7 — пластина меж элементного соединения, 8 — мастика заливочная, 9 — корпус

В полублоки путем припайки их к свинцовой пластинке 2, называемой бареткой, имеющей штырь 4 для присоединения провода, уплотненный в крышке свинцовой втулкой 5. Полублоки положительных пластин имеют на одну пластину меньше, чем полублоки из отрицательных пластин, так что при сборке в блок крайними оказываются одноименные отрицательные пластины, благодаря чему уменьшается коробление их в работе. Между пластинами прокладывается сепаратор. Собранные в блоки пластины помещают в корпусе 9 с тремя или с шестью отсеками и закрывают крышкой деревянной или эбонитовой 3 с пробкой 6 и залитой мастикой 8. Отдельные элементы в батарее соединяют свинцовыми пластинами 7 последовательно, крайние штыри бареток образуют контакты батарей. Электролитом служит раствор аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Техническую кислоту применять нельзя из-за наличия в ней примесей железа, меди, хлора, разрушающих пластины и снижающих емкость батареи. Нельзя применять недистиллированную воду.

Принцип действия электрического аккумулятора заключается в следующем. При зарядке аккумулятора от генератора постоянного тока электрический ток от положительного контакта генератора идет к положительным пластинам аккумулятора, затем через электролит к отрицательным пластинам. Под действием проходящего тока в аккумуляторе происходит химическая реакция, в результате которой на положительных пластинах сернокислый свинец превращается в перекись свинца, имеющего коричневый цвет; на отрицательных пластинах сернокислый свинец восстанавливается в чистый свинец. Таким образом, в результате прохождения электрического тока в аккумуляторе происходит обратимая химическая реакция и на контактах аккумулятора создается разность потенциалов. При подключении к контактам аккумулятора потребителя тока электрический ток начнет проходить в обратном направлении и в аккумуляторе будет происходить обратная химическая реакция со снижением потенциалов на пластинах, т. е. перекись свинца на положительных пластинах и губчатый свинец на отрицательных начнут снова переходить в сернокислый свинец. В процессе этой реакции в цепи аккумулятора будет проходить ток, как бы возвращая затраченный при его зарядке. Процесс зарядки так же небеспределен. Зарядка аккумулятора происходит, пока весь сернокислый свинец не перейдет в перекись свинца и в губчатый свинец, затем данная реакция прекращается и дальнейшая подача тока вызывает разложение воды электролита на кислород и водород, что сопровождается выделением их в виде пузырьков, создающих впечатление кипения.

Кипение электролита свидетельствует о завершении зарядки аккумулятора. Полностью заряженный аккумулятор имеет на своих контактах напряжение 2-2,3 В независимо от размеров пластин. Емкость аккумулятора определяется в ампер-часах. При разрядке аккумулятора напряжение на его контактах постепенно снижается и практически разряжать его ниже 1,7 В не следует.

ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ОСНОВНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ КРАНОВ

Генераторы и электродвигатели кранового исполнения | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Осмотр электрического оборудования

Добавить комментарий