На кранах КДЭ-161 и КДЭ-251 начали устанавливаться и на всех последующих кранах этой серии устанавливаются генераторы переменного тока типа ЕСС5-4М101 с самовозбуждением по схеме компаундирования с электромагнитным корректором.
Генератор Г1 (см. эл. схему рис. 64) синхронный, с самовозбуждением от кремниевых выпрямителей Д2. Принцип работы этого генератора состоит в следующем. За счет остаточного магнетизма в дополнительной обмотке статора ДОС при вращении ротора индуктируется слабая электродвижущая сила переменного тока. С трехфазной обмотки ДОС она подается на выпрямитель Д2, где преобразуется в электродвижущую силу постоянного тока и поступает в обмотку ротора ОР. Этот ток в обмотке ротора создает дополнительно магнитный поток небольшой силы, который складывается с потоком остаточного магнетизма. За счет этого в дополнительную обмотку статора подводится несколько большая электродвижущая сила, чем от остаточного магнетизма. Этот процесс повторяется до тех пор, пока на зажимах генератора не возникнет номинальное напряжение 380 В. В целях большей надежности и гарантии возбуждения схемой предусмотрена при пуске генератора подача начального импульса от аккумуляторной батареи путем включения кнопки Дні.
Работа генератора в крановом режиме характеризуется резкими колебаниями нагрузки при включении и выключении механизмов крана.
Для поддержания напряжения генератора при изменении нагрузок служит специальное стабилизирующее устройство, состоящее из трех трансформаторов тока ТрТ, компаундирующего резистора Я9 и резистора уставки Я8.
При Нагрузке, т. е. при прохождении тока через основную обмотку статора ООС, статор сам создает магнитный поток, который оказывает размагничивающее воздействие на магнитный поток ротора, вследствие чего напряжение на зажимах генератора падает. Чем больше загружается генератор, тем больший ток в обмотке ООС, тем больше падает напряжение.
Стабилизирующее устройство восстанавливает напряжение и поддерживает его на постоянном уровне при различной величине нагрузки. Работа стабилизирующего устройства состоит в следующем. В каждую генераторную фазу включено по одному трансформатору ТрТ» Нагрузочный ток, проходя по первичной обмотке этого трансформатора, вызывает ток в его вторичной обмотке. Эти токи поступают на компаундирующий резистор Д9, в котором под действием вторичных токов начинает падать напряжение. Падение напряжения на каждом резисторе Я9 можно рассматривать как источник электродвижущей силы, которая, складываясь геометрически с электродвижущей силой дополнительной обмотки статора, поступает суммарной на выпрямитель Д2. Чем больше эта суммарная электродвижущая сила, тем больше выпрямленный ток, тем больше и магнитный поток ротора.
При изменении нагрузки изменяется и величина токов во вторичных обмотках трансформатора ТрТ, поэтому падение напряжения на компаундирующих резисторах непостоянно и тоже изменяется. Чем больше нагрузка, тем больше падение на сопротивлениях, и наоборот. Но с увеличением тока нагрузки увеличивается размагничивающее действие статорной обмотки, поэтому для того чтобы результирующий ток возбуждения оставался постоянным, необходимо, чтобы магнитный поток ротора был больше. Схема стабилизирующего устройства и параметры обмоток и резисторов таковы, что он автоматически производит изменения тока обмотки ротора при изменении нагрузки на генератор как по величине, так и по соэф и обеспечивает постоянство результирующего магнитного потока возбуждения, которое создает относительное постоянство напряжения на зажимах генератора.
Резистор уставки Я8 предназначен для регулировки холостого хода в незначительных пределах.
Компаундирующий резистор Я9 регулируется при начале эксплуатации на нагрузки генератора и в процессе эксплуатации изредка при необходимости может быть подрегулировано.
На кранах ЕДК-25 и ЕДК установлен генератор ДГ-60/120А. Стабилизация напряжения достигается подбором соответствующих размеров обмоток и активного железа якорей, а также тем, что провода обмотки якоря возбуждения проложены в пазах главного якоря. При изменении внешней нагрузки на генератор изменяется реакция главного якоря, в результате чего изменяется электродвижущая сила в проводниках обмотки возбуждения, а следовательно, изменяется магнитный поток главного якоря, обеспечивая напряжение в номинальных пределах. Подрегулировка номинального напряжения осуществляется ручным регулятором, включенным последовательно обмотке возбуждения.
Для привода механизмов кранов, как правило, используются типовые электродвигатели, выпускаемые промышленностью в специальном крановом исполнении. Крановые электродвигатели имеют повышенную прочность и предназначены для частых пусков, обладают повышенной перегрузочной способностью и малым маховым моментом. Наибольшее применение в железнодорожных кранах нашли электродвигатели с фазовым ротором серий МТ и МТК На отдельных механизмах кранов, наименее нагруженных, иногда применяются электродвигатели общепромышленного исполнения с короткозамкнутым ротором серий АО и АОС.
⇐Пусковая электроаппаратура, ее назначение и устройство | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Аккумуляторные батареи⇒