К расчетным методам, используемым при анализе динамики пассажирского вагона, относятся: метод численного интегрирования и нахождение собственных чисел и собственных векторов.
Изложенные выше дифференциальные уравнения, описывающие колебания всех тел расчетной схемы вагона, могут быть более компактно представлены в векторноматричном виде
(2.106)
где и — вектор координат расчетной схемы (рис.2.1), определяемый компонентами по выражению (2.1);
[Л/] — инерционная матрица;
[Я] — матрица демпфирования;
[С]- матрица жесткости;
— нелинейный вектор, определяемый принятыми физическими и геометрическими гипотезами;
Q — грузовой вектор, определяемый внешними возмущениями.
Система дифференциальных уравнений (2.106) записана с использованием принципа д’Аламбера. В ней выделена линейная часть, а все нелинейности содержатся в векторах ^и 0.
Эта система дифференциальных уравнений (2.106) является математической моделью динамического процесса движения пассажирского вагона по прямым и криволинейным участкам ж.д. пути. Интегрирование этой системы дифференциальных уравнений на ЭВМ представляет процедуру цифрового моделирования колебаний.
Матрица жесткости [С] в (2.106) определяется жесткостями упругих элементов и линейными размерами вагона. В данном случае матрица демпфирования [В] имеет такую же структуру, как и матрица жесткости [С], в которой коэффициенты жесткости заменены коэффициентами неупругого сопротивления. Матрицы [С] и [В] всегда являются симметрическими и положительно определенными. Это свойство матриц априорно определяет устойчивость колебаний линеаризованной системы.
Общая структура матрицы [С] и векторов Р и Q показана на рис.2.15, где заштрихованные клетки обозначают ненулевые элементы, а пустые клетки — нулевые.
Рис.2.15. Структура: а) матрицы [С]; б) — вектора Р; в) — вектора Q.
⇐Моделирование возвышений наружных рельсов и уширений колеи в кривых | Динамика пассажирского вагона и пути модернизации тележки КВЗ-ЦНИИ | Метод численного интегрирования дифференциальных уравнений⇒