Тепловоз подвергают реостатным испытаниям для проверки и регулировки в полном объеме (после подъем очного и большого периодического ремонтов) или частичном, позволяющем судить об исправности отремонтированного узла и наладить его работу.
II а груз очный реостат должен быть рассчитан на длительный ток 3600 А. Конструкция реостата должна допускать кратковременный ток 6500 А, а также наибольшее напряжение
600 Б. Схема подключения тепловоза к реостату Т приборов контроля приведена на рис. 15.
Дли контроля за режимами ira строй к и электрической схемы тепловоза во время реостатных испытаний необходимы электроизмерительные приборы, характеристики которых приведены в табл. 3.
Ниже приведены основные виды регулировок.при реостатных испытаниях.
Регулировка внешней характеристики тягового генератора. Необходимая внешняя характеристика генератора зависит от правильной настройки селективной характеристики.
Внешняя и селективная характеристики представлены на рис. 16,
Настройку селективной характеристики производят при отключенной регулировочной обмотке амплистата и исправном состоянии всех элементов системы возбуждения.
Нормальная работа системы возбуждения возможна лишь при правильном соотношении напряжений и токов в отдельных сс узлах. Это обеспечивается предварительной установкой ориентировочных сопротивлений регулировочных резисторов на тепловозе. Проверку этих величин следует производить в следующей последовательности.
Таблица 3
Измеряемая величина |
Обозначение в схеме (рнс, 22) |
Тип прибора, пределы измерений, класс |
Ток тягового генератора |
AI |
Амперметр постоянного тока с шунтом, 0-7500 А, кл. 0,5 |
Ток задающей обмотки амплистата |
Л2 |
Амперметр постоянного тока, 0-2 А, кл. 1,5 |
Ток регулировочной обмотки амплиста та |
A3 |
Амперметр постоянного тока, 0-2 А, кл. 1,5 |
Продолжение
Измеряемая величина |
Обозначение в схеме (рис.22) |
Тип приборЕї, пределы измерений, класс |
Ток управляющей обмотки амплистата |
Л4 |
Амперметр постоянного тока, 0-2 А, кл. 1,5 |
Ток возбуждения тягового генератора |
А5 |
Амперметр постоянного тока с шунтом 0-150 А, кл, 1,5 |
Ток обмотки независимого возбуждения возбудителя |
А6 |
Амперметр постоянного тока 0-10 А, кл. 1,5 |
Ток размагничивающей обмотки возбудителя |
А7 |
Амперметр постоянного тока 0-5 А, кл. 1,5 |
Напряжение тягового генератора Напряжение синхронного подвозбу-дителя Напряжение вспомогательного генератора |
VI V2 V3 |
Вольтметр постоянного тока 0-750 В, кл. 0,5 Вольтметр переменного тока 0-150 В, кл. 1,5 Вольтметр постоянного тока 0-150 В, кл. 0,5 |
Сопротив-
Регулироиочный резистор ление, Ом
В цепи питания тахометрического блока, СБТВ… 25 В цепи регулировочной обмотки амплистата, СОР… 7 В цепи управляющей обмотки амплистата, СОУ… 3 Трансформатора постоянного тока, СБТТ…. 8 Трансформатора постоянного напряжения, СЕТИ.. 10 В цепи обмотки управления трансформатора постоянного напряжения, СТИ……………. 420
В цепи первичной обмотки стабилизирующего трансформатора, С ТС……………….. 48
В цепи задающей обмотки амплистата, С03 Между проводами
453-454……………….. 34
459-457..•…………….. Ю
459-455……………….. 13
451-454……………….. 9
В цепи размагничивающей обмотки возбудителя, СВВ Между проводами
415-421……………….. 25
418-421……………….. 50
415-416……………….. 80
413-416……………….. ПО
В цепи возбуждения синхронного подвозбудителя,
СВИВ………………….. 20
На 15-й позиции контроллера машиниста при токе генератора 1600-1800 А должны быть проверены и при необходимости отрегулированы величины тока и напряжения в соответствии с табл. 4.
Таблица 4
Регулируемый параметр |
Регулировать с помощью сопротивления |
Устанавливає-мая величина |
||
Ток размагничивающей обмот- |
СВВ (между проводами |
418 |
1,3 А |
|
ки возбуждения возбудителя |
и |
421) |
1,3 А |
|
Ток задающей обмотки ампли- |
С03 (между проводами |
459 |
||
стата |
и |
455) |
||
Напряжение синхронного под- |
СВПВ (между проводами |
410 |
100 В |
|
возбудителя |
и |
440) |
60 ±2 » |
|
Напряжение питания ампли- |
||||
стата (И 1-ОЇ) |
||||
Напряжение питания ТПТ |
70±2 » |
|||
{Н2-К2) |
||||
Напряжение питания ТПИ |
30±1 » |
|||
(НЗ-КЗ) |
9 + 1 » |
|||
Напряжение питания ИД |
||||
(01-02) |
1 |
Форма селективной характеристики должна соответствовать кривой 1/ на рис. 16.
Совмещение селективной характеристики с заданной производится путем изменения величин сопротивлений СТН, СОЗ, СБТТ и СБТН, влияние которых на положение характеристики показано на рис. 17- Комбинированное воздействие на характеристику изменения нескольких сопротивлений приведено на
Рис. 16. Реальные селективная 1 и внешняя II характеристики тягового генератора:
г 11 ток и напряжение тягового генератора; ——поле допусков в зонах ограничения тока (±5%) и Еіапряжепия (±4%)
рис. 18 (при последовательном уменьшении сопротивлений СБТТ и СТИ увеличений сопротивления СОЗ).
Если регулировка селективной характеристики не удается, рекомендуется проверить подключение и характеристики элементов схемы, участвующих в формировании характеристики.
Проверка характеристики трансформатора ТПТ: отключить регулировочную и задающую обмотки амплистата и подать питание на его задающую обмотку через потенциометр от вспомогательного генератора;
разорвать цепь СБТТ и цепь рабочих обмоток ТЛИ, поставить перемычку на управляющую обмотку амплистата и сопротивление СО У, как показано на рис. 19;
на 15-й позиции контроллера, регулируя ток задающей обмотки, установить напряжение генератора равным 300-400 В при токе генератора около 1000 А.
Проверить напряжение питания ТПТ, которое должно соответствовать значению по табл. 4, при необходимости произвести подрегулировку СВПВ;
проверить характеристику ТПТ в двух точках при указанных в табл. 5 величинах тока генератора.
Проверка характеристики трансформатора ТПН:
выполнить указанные выше проверки трансфоратора ТПТ;
разорвать цепь СБТН и цепь рабочих обмоток ТПТ;
установить сопротивление СТН равным 350 Ом;
на 15-й позиции контроллера, регулируя ток задающей обмотки, установить напряжение генератора равным 570 В;
проверить напряжение питания ТПН, которое должно соответствовать значению но табл. 4, при необходимости произвести подрегулировку сопротивлением СВПВ;
Рис. 18. Влияние. изменения нескольких сопротивлений на селективную характеристику 1
Рис. 19. Схема проверки трансформаторов ТПТ и ТПН
регулируя ток задающей обмотки амплистата, изменять напряжение генератора и, фиксируя по приборам напряжение генератора и ток ТПН, проверить характеристику ТПН в двух точках при величинах напряжения генератора, указанных в табл. 5.
Таблица 5
Трансформатор |
Параметры генератора |
Ток трансформатора, А |
Тока ТПТ-4Б |
2000 А |
1,1 + 0,05 |
6000 » |
3,4+0,15 |
|
Напряжения ТПН-ЗА |
570 В |
1,75 + 0,05 |
200 » |
0,6+0,03 |
Проверка характеристики амплистата: отключить регулировочную.и управляющую обмотки амплистата, а задающую обмотку включить через потенциометр от вспомогательного генератора;
проложить изоляционную прокладку между силовыми контактами контактора КВ, для исключения повышения наибольшего напряжения генератора в процессе проверки;
установить контроллер на 15-ю позицию и проверить напряжение питания амплистата, которое должно соответствовать значению по табл. 4, при необходимости произвести подрегулировку сопротивлением СВПВ;
установив ток задающей обмотки амплистата в соответствии с. табл. 6, проверить;
а) тестером напряжение максимального выхода амплистата (между плюсовой и минусовой клеммами мостика силовых диодов) ;
б) ток минимального выхода амплистата (по прибору Л6 в Дели обмотки Н1-НН1 возбудителя).
Таблица 6
Режим |
Ток задающей обмотки, а |
Параметры «а выходе амплистата |
Максимальный выход Минимальный выход |
0,03-0,04 |
Не менее 20 В Не более 0,5 А |
Полученные значения должны соответствовать табл. 6. (Для определения тока минимального выхода амплистата необходимо изменить полярность включения его задающей обмотки.)
После проверок и замены (при необходимости) неисправных аппаратов схема должна быть восстановлена.
Для настройки внешней характеристики генератора на нулевой позиции контроллера необходимо включить регулировочную обмотку амплистата, а затем перевести контроллер на 15-ю позицию.
При нормальных атмосферных условиях, работе вентилятора холодильника при наибольшей частоте вращения и
Таблица 7
Температу- |
Атмосферное давление, ] |
ни рт. |
ст. |
|||||||||
жающей |
||||||||||||
среды, °С |
ш |
782 |
736 |
740 |
744 |
748 |
752 |
756 |
760 |
764 |
768 |
772 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
-6 |
1241 |
1244 |
1247 |
1250 |
1253 |
1256 |
1255 |
1262 |
1265 |
1268 |
1271 |
1274 |
-4 |
1238 |
1241 |
1244 |
1247 |
1250 |
1253 |
1256 |
1259 |
1262 |
1265 |
1268 |
1271 |
-2 |
1236 |
1239 |
1242 |
1245 |
1248 |
1251 |
1254 |
1257 |
1260 |
1263 |
1265 |
1269 |
-0 |
1233 |
1236 |
1239 |
1242 |
1245 |
1248 |
1251 |
1254 |
1257 |
1260 |
1263 |
1266 |
2 |
1231 |
1234 |
1237 |
1240 |
1243 |
1246 |
1249 |
1252 |
1255 |
1258 |
1261 |
1264 |
4 |
1228 |
1231 |
1234 |
1237 |
1240 |
1243 |
1246 |
1249 |
1252 |
1255 |
1258 |
1251 |
6 |
1226 |
1229 |
1232 |
1235 |
123Є |
1241 |
1244 |
1247 |
1250 |
1253 |
1256 |
1259 |
8 |
1223 |
1226 |
1229 |
1232 |
1235 |
1238 |
1241 |
1244 |
1247 |
1250 |
1253 |
1256 |
Ю |
1221 |
1224 |
1227 |
1230 |
1233 |
1236 |
1239 |
1242 |
1245 |
1248 |
1251 |
1254 |
12 |
1218 |
1221 |
1224 |
1227 |
1230 |
1233 |
1236 |
1239 |
1242 |
1245 |
1248 |
1251 |
14 |
1216 |
1219 |
1222 |
1225 |
1228 |
1231 |
1234 |
1237 |
1240 |
1243 |
1246 |
1249 |
16 |
1213 |
1216 |
1219 |
1222 |
1225 |
1Ш |
1231 |
1234 |
1237 |
1240 |
1243 |
1246 |
18 |
1211 |
1214 |
1217 |
1220 |
1223 |
1226 |
1229 |
1232 |
1235 |
1238 |
1241 |
1244 |
20 |
1208 |
1211 |
1214 |
1217 |
1220 |
1223 |
1226 |
1229 |
1232 |
1235 |
1238 |
1241 |
22 |
1206 |
1209 |
1212 |
1215 |
1218 |
1221 |
1224 |
1227 |
1230 |
1233 |
1236 |
1239 |
24 |
1203 |
1206 |
1209 |
1212 |
1215 |
1218 |
1221 |
1224 |
1227 |
1230 |
1233 |
1236 |
26 |
1201 |
1204 |
1207 |
1210 |
1213 |
1216 |
1219 |
1222 |
1225 |
1228 |
1233 |
1234 |
28 |
1198 |
1201 |
1204 |
1207 |
1210 |
1213 |
1216 |
1219 |
1222 |
1225 |
1228 |
1231 |
зо |
1196 |
1199 |
1202 |
1205 |
1208 |
1211 |
1214 |
1217 |
1220 |
1223 |
1226 |
1229 |
32 |
1193 |
И96 |
1199 |
1202 |
1205 |
1208 |
1211 |
1214 |
1217 |
1220 |
1223 |
1226 |
34 |
1191 |
И94 |
1197 |
1200 |
1203 |
1206 |
1209 |
1212 |
1215 |
1218 |
1221 |
1224 |
35 |
1190 |
1193 |
1196 |
1199 |
1202 |
1205 |
1208 |
1211 |
1214 |
1217 |
1220 |
1223 |
компрессора на холостом ходу проверить соответствие внешней характеристики кривой 1 (см. рис. 16) (при других условиях величина мощности генератора, замеренная при токе 3600 А, должна соответствовать табл. 7 с учетом графика на рис. 20).
При этом должны быть выполнены следующие условия: при токе генератора 3600 А якорь индуктивного датчика должен находиться в положении минимума (вдвинут). Расстояние от торца корпуса датчика до первой риски на якоре должно быть в пределах 10-30 мм; в зонах ограничения тока и напряжения генератора якорь датчика должен находиться в положении максимума (выдвинут из корпуса); соответствующий этому положению наибольший ток в регулировочной обмотке амплистата должен быть равен примерно 0,7 Л.
В средних точках зоны регулирования мощности ток в регулировочной обмотке должен уменьшаться до 0,3-0,6 Л.
При увеличении сопротивления резистора СОР ток в регулировочной обмотке в зонах ограничения увеличивается, а в зоне регулирования мощности изменяется незначительно за счет действия индуктивного датчика. Б этой зоне воздействовать на ток регулировочной обмотки можно либо изменением параметров селективного узла, либо подрегулировкой уровня мощности объединенным регулятором, как описано ниже.
При мощности генератора, приведенной к атмосферным условиям с учетом температуры топлива, зазор под упором мощности дизеля должен быть равен 0,6-0,8 мм. Несоблюдение указанной величины может приводить к возникновению незатухающих колебаний при работе дизель-генератор а.
Если при выполнении указанных условий мощность дизель-генератора не соответствует требуемой, то при нормальном режиме работы дизеля рекомендуется следующий метод подрегулировки.
При работе тепловоза на нулевой позиции контроллера снять крышку с объединенного регулятора. Вращением головки болта § (рис. 21) установить метку на траверсе 7 против 5-6-го деления рычага 6. Проверить установку игл регулятора мощности. Иглы должны быть отвернуты на 1,5-2 оборота от упора.
Установить 15-ю позицию контроллера. Отпустить контргайку 4 и вращением штока В отрегулировать уровень мощности дизель-генератора. При уменьшении размера «а» мощ-
сцентрик следует повернуть в обратную сторону (так, чтобы плунжер поднялся). При регулировке мощности необходимо постоянно контролировать частоту вращения вала дизеля во избежание ее снижения ниже допустимой величины («просадки»).
Установить 4-ю позицию контроллера без нагрузки, отпустить контргайку 2 и, наворачивая втулку 1 на шток 3, добиться выхода якоря индуктивного датчика на увеличение нагрузки генератора. Затем, медленно вращая втулку в обратную сторону, заметить момент начала обратного движения якоря датчика и в этом положении законтрить втулку 1 гайкой 2. Якорь индуктивного датчика должен остановиться в положении наименьшей нагрузки.
Незатухающие колебания якоря индуктивного датчика и мощности дизель-генератора обычно являются следствием недостаточного зазора под упором наибольшей мощности дизеля, чрезмерно вывернутых игл или неправильного подключения стабилизирующего трансформатора ТС.
Регулировка плавного трогания. Установить контроллер на 2-ю позицию и при токе тягового генератора 1500 А отрегулировать мощность 250-270 кВт, изменяя сопротивление СОЗ между проводами 451 и 454;
установить контроллер на 1-ю позицию и при токе тягового генератора 800+1000 А отрегулировать мощность 100-120 кВт, изменяя сопротивление СОЗ между проводами 454 и 475.
Регулировка характеристики при отключенном тяговом дви гателе. Отключить один из отключателей двигателей и установить контроллер машиниста на 15-ю позицию. При токе генератора 3000-3200 А отрегулировать мощность генератора в пределах 1050-1100 кВт, изменяя сопротивление СОЗ между проводами 457, 459.
Регулировка аварийной схемы возбуждения. На нулевой позиции контроллера установить переключатель АР в положение «аварийный режим»;
б ость увеличивается. Если шток 3 завернут до верхнего упора, а мощность недостаточна, необходимо отпустить болт 9 и повернуть эксцентрик 10 на 1-2 деления так, чтобы плунжер 11 опустился, после чего снова регулировать мощность изменением размера «а».
Если шток 5 сворачивается вниз с винта 5 до конца резьбы, а мощность дизель-генератора велика, экустановить контроллер на 15-ю позицию и при токе генератора 3600 А отрегулировать напряжение генератора равным 300-330 В (изменяя сопротивление СВВ между проводами 415, 421).
Регулировка плавного трогания при аварийной схеме возбуждения. На нулевой позиции отключить отключатели двигателей и отрегулировать напряжение генератора равным:
на 2-й позиции контроллера 80 В, изменяя сопротивление СВВ между проводами 416, 415;
на 1-й позиции контроллера 30 В, изменяя сопротивление СВВ между проводами 413, 415.
Регулировка включения реле перехода. Ориентировочная кратность тока в токовых катушках реле по отношению к току генератора должна быть равна 2200. Регулируют с помощью сопротивлений в цепи токовых катушек;
включение реле перехода должно происходить при токах генератора, равных: 2450 А для РП1; 2250 А для РП2.
Ток, при котором происходит включение реле, регулируют изменением сопротивления СРП1 и СРП2 в цепи катушек напряжения между проводами: 603-598 А для РП1; 589-593 А для РП2. Для уменьшения тока генератора, при котором включается реле, необходимо увеличить сопротивление, для увеличения тока сопротивление уменьшить;
отключение реле перехода должно происходить при токах генератора, равных 3600 А для РП1; 3450 А для РП2.
Ток отключения реле регулируют изменением сопротивления СРП2 и СРП1 в цепи катушек напряжения соответственно между проводами: 596-589 для РП2; 597-603 для РП1.
Для уменьшения тока генератора, при котором отключается реле, следует увеличить сопротивления, для увеличения тока сопротивление уменьшить.
Установить величину участков сопротивлений СРП1 и СРП2, закорачиваемых контактами реле РУ4 (между проводами 597-602 для РЛ1 и 596-591 для РП2), равной 1350 Ом (примерно 2/3 резистора ПЭ-150-2000 Ом). Регулируют перемещением хомута резистора с проводом 602 для РП1 и хомута резистора с проводом 591 для РП2.
Примечание. После длительной работы тепловоза под нагрузкой из-за изменения температур обмоток реле перехода и электрических машин параметры включения и отключения реле перехода могут отличаться от ранее настроенных на 100-120 А, что существенно не отражается на работе тепловоза, при условии что эти отклонения направлены в одну сторону, т. е. когда реле включается раньше и отключается позже или наоборот.
После настройки электрической схемы следует проверить срабатывание температурных реле ТРМ и ТРВ, включение, работу и отключение компрессора, а также проверить работу и осмотреть распределительные редукторы, гидропривод вентилятора холодильника, вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей и тягового генератора, холодильник, систему отопления кабин, тормозную систему, противопожарные средства, клапаны и редукторы давления, тифоны и свистки, стеклоочистители и другое оборудование.
⇐Предыдущая Оглавление Следующая⇒