реостатных испытаний
Кроме полных реостатных испытаний, иногда возникает необходимость проведения их по сокращенной программе.
В том случае, если пониженная мощность генератора наблюдается при нормальной частоте вращения коленчатого вала дизеля и увеличенном зазоре под упором подачи топлива, следует обратить внимание на положение индуктивного датчика. Если его сердечник находится на наибольшем упоре или вблизи этого положения, то неисправность следует искать в селективном узле или цепи питания регулировочной обмотки амплистата. Если же сердечник полностью вдвинут, то причиной является неисправность или неправильная регулировка механизма управления мощностью объединенного регулятора.
При неправильной регулировке игл регулятора, когда верхняя игла слишком завернута, сердечник индуктивного датчика при всех режимах остается полностью вдвинутым, что снижает ток в регулировочной обмотке и мощность генератора. Особенно заметно снижение мощности генератора в режимах близких к ограничению напряжения или тока.
К этому же приводит и неправильная регулировка рычажного механизма управления мощностью регулятора, когда якорь индуктивного датчика находится на наименьшем упоре или имеет недостаточный выход.
Наблюдаются случаи обрыва обмотки индуктивного датчика, а также потери контакта в цепи регулировочной обмотки. При этом мощность генератора при токах 3000-4000 А снижается на 7-8%.
Часты случаи потери или ухудшения контакта между хомутиками и витками регулировочных резисторов СОЗ задающей обмотки амплистата. При ухудшении контакта происходит нагрев и потемнение регулировочных хомутиков и снижение тока задающей обмотки амплистата.
Это возможно также из-за отсутствия контакта в замыкающих контактах реле РУ8 (между проводами 453 и 454), РУ10 (между проводами 451 и 452) или одного из отключателей моторов ОМ (между проводами 457 и 459). В последнем случае мощность снижается до 1050-1080 кВт.
Во всех случаях снижения мощности генератора во время эксплуатации следует в первую очередь проверить соединения соответствующих проводов с клеммными рейками, с выводами амплистата, распределительного трансформатора, надежность соединений штепсельных разъемов панелей выпрямителей ПВ и БВ, тахометрического блока и индуктивного датчика, прилегание хомутиков к регулируемым резисторам и, лишь после этого, судить о необходимости регулировки электрической схемы.
Понижение мощности может быть следствием неисправности форсунок дизеля, плунжерных пар топливных насосов (например, трещины в гильзе). При этом в соответствующем цилиндре понижается температура выпускных газов и давление сгорания. Бывают случаи ослабления болтовых соединений муфт привода отсечного вала топливного насоса, что приводит к уменьшению подачи топлива.
То же происходит и при неправильной регулировке тяг от отсечного валика к предельному выключателю или постановке нетиповой возвращающей пружины рычага отсечного валика с большой жесткостью.
Во всех этих случаях, несмотря на установку штока силового поршня сервомотора в положение наибольшей подачи (валик штока, как правило, находится на упоре), рейки топливного насоса находятся в положении пониженной подачи топлива.
Пониженная мощность генератора при уменьшенной частоте вращения вала дизеля под нагрузкой («просадка») и нормальной частоте без нагрузки, как правило, вызывается нарушением настройки объединенного регулятора или селективного узла.
Если момент на валу генератора превышает момент, создаваемый дизелем, то частота вращения вала дизеля и мощность генератора уменьшатся. Таким образом пониженная мощность дизель-генератора в этих случаях является следствием завышения мощности, потребляемой тяговым генератором.
О неисправности можно судить по положению сердечника индуктивного датчика. При неисправности или нарушении регулировки индуктивного датчика его сердечник будет находиться в положении наибольшего упора. Если сердечник находится на наименьшем упоре — нарушена регулировка селективного узла.
Наиболее частыми являются случаи нарушения регулировки механизма управления мощностью объединенного регулятора, а также неправильная регулировка игл этого механизма.
Если нижняя игла чрезмерно завернута, то сердечник индуктивного датчика, выйдя на наибольший упор, будет оставаться в таком положении. Это приводит к «просадке» частоты вращения вала дизеля в средней части характеристики генератора.
Бывают случаи завышения мощности генератора из-за неправильной регулировки тока задающей и регулировочной обмоток, а также в случае нарушения цепей ТПТ и ТПН. Нарушение цепи ТПН приводит к резкому снижению частоты вращения вала дизеля при высоком напряжении генератора, а при больших токах частота вращения падает в случае нарушения цепи ТПТ.
Пробой вентилей ПВ в цепи обмотки управления амплиста-та также сопровождается «просадкой» частоты вращения вала дизеля. Колебания мощности тягового генератора нередко возникают из-за нарушения работы щеточного аппарата синхронного подвозбудителя.
При изменении режимов работы, например контроллером, колебания мощности, сопровождающиеся просадкой частоты вращения вала дизеля в пределах 10-20 об/мин, как правило, происходят при чрезмерном заворачивании игл механизма управления мощностью. Если просадка наблюдается при увеличении тока генератора, то причиной может быть недостаточная величина зазора под упором наибольшей подачи топлива.
Наблюдаются случаи колебания мощности генератора, сопровождающиеся непрерывным перемещением сердечника индуктивного датчика от наибольшего упора к наименьшему и обратно.
Это может быть вызвано чрезмерным отворачиванием игл механизма регулирования мощности, заеданием вертикального штока силового поршня объединенного регулятора. В других случаях при исправности и правильной регулировке регулятора причиной является неправильная регулировка селективной характеристики, когда амплистат работает в релейном режиме. Это требует тщательной настройки селективной характеристики при реостатных испытаниях.
Нарушение режима плавного трогания в основном вызывается потерей контакта между регулировочными хомутиками и витками резистора СОЗ у проводов 453, 454 произвольным изменением положения хомутиков во время эксплуатации тепловоза.
Неудовлетворительная работа узла управления возбуждением тяговых двигателей может быть вызвана нарушением регулировки или неисправностями реле перехода, а также контакторов ослабления возбуждения и цепей этих аппаратов.
При исправности реле переходов настройка параметров их включения и отключения не представляет большой трудности, однако требует достаточной точности.
Ни в коем случае не допускается подрегулировка самого реле РД-3010 при реостатных испытаниях непосредственно на тепловозе. При необходимости реле нужно снять и отрегулировать на стенде (типовом А-253) в следующей последовательности.
При отсутствии тока в токовой катушке реле должно включаться при токе в катушке напряжения 75-85 мА и отключаться при уменьшении тока до 22-32 мА.
Если реле включается при токах меньших 75 мА, то необходимо усилить нажатие регулировочной пружины и наоборот. Ток отключения реле регулируют изменением жесткости пружины подвижных контактов. Для отключения реле при меньшем токе жесткость пружины уменьшают и наоборот.
Затем при токе в токовой катушке, равном 1,0 А, проверяют включение реле, которое должно происходить при повышении тока в катушке напряжения до 155-165 мА.
Если реле срабатывает при токе менее 155 мА, следует подрегулировать его вывинчиванием плунжера токовой катушки и, наоборот, при токе срабатывания более 165 мА надо ввинчивать плунжер.
Увеличив ток в токовой катушке до 1,3 А, проверяют отключение реле, которое должно происходить при токе в катушке напряжения 52-65 мА. Если отключение происходит при большем токе, необходимо, вывинчивая упорный болт, уменьшить зазор между якорем и сердечником катушки напряжения.
Разрыв контактов должен быть 2-0,5 мм, а притирание 1,5-0,2 мм.
⇐Предыдущая Оглавление Следующая⇒