Зубчатые передачи, сальниковые уплотнения и резинометаллические детали

/ Тепловоз ТЭ3 / Зубчатые передачи, сальниковые уплотнения и резинометаллические детали

Зубчатая передача. Зубчатые колеса передачи с трещиной у основания зуба, отколом хотя бы одного зуба, предельным износом зубьев зубчатых колес подлежат замене. Запрещается устранять износ и трещины зубьев зубчатых колес наплавкой или сваркой.

Разрешается оставлять без исправления зубчатые колеса, кроме случаев, оговоренных особо, если вмятины, мелкие раковины (в виде сыпи) и другие дефекты имеют глубину не более 0,2 мм, а отдельные - до 0,5 мм и их общая площадь не превышает 10% эвольвент-ной (рабочей) поверхности одного зуба; с отколом части зуба, если отколовшаяся часть находится от торца зуба на расстоянии, не превышающем 10% длины зуба. Острые кромки поврежден-ного зуба должны быть закруглены. Износ зубьев цилиндрических колес измеряют штангензубомером.

При сборке зубчатой передачи соблюдают следующие основные условия:

линия касания зубьев колес, т. е. линия приложения окружного усилия, должна находиться на начальной окружности обоих колес;

плавный, без толчков и рывков, переход от одного зуба к другому, т. е. выход из зацепления одного зуба и начало зацепления следующего зуба;

осевое биение колеса, установленного на валу, при измерении индикатором по окружности впадин не должно превышать (кроме случаев, оговоренных особо) при диаметрах окружности впадин до 200 мм 0,10 мм; от 200 мм до 300 мм - 0,15 мм; от 300 мм до 500 мм - 0,20 мм; более 500 мм - 0,25 мм;

боковой и радиальный зазоры между зубьями колес должны быть в установленных пределах, а прилегание (контакт) зубьев по их длине (по краске) - не менее 70% у цилиндрических шестерен и 40% у конических шестерен (со стороны узких концов зубьев);

боковой зазор между зубьями колес конической передачи регулируют смещением колес на валах или колес вместе с валами, у зубчатых колес цилиндрической передачи, как правило,- подбором колес, а в регулируемых конструкциях - изменением межцентрового расстояния с последующей фиксацией подвижной части согласно чертежу;

боковой зазор между зубьями колес в зависимости от конструкции передач измеряют индикаторным приспособлением, щупом или по свинцовой выжимке;

радиальный зазор между зубьями колес определяют по свинцовой выжимке.

При проверке бокового зазора между зубьями конической передачи индикатором колёса прижимают торцами к соответствующим опорным поверхностям (раздвинуты или сдвинуты). Зазор измеряют дважды: при раздвинутых и сдвинутых зубчатых колесах. Работа зубчатой передачи считается нормальной, если колеса вращаются свободно, без толчков и рывков.

Сборочная единица с сальниковым уплотнением. Резиновую манжету (кольцо), войлочное или фетровое кольцо в случае разборки уплотнения заменяют новыми независимо от их состояния. Самоподж,имные сальники, имеющие рванины, трещины, неровности на рабочей поверхности, заменяют. Для сальниковых уплотнений применяют материалы в соответствии с требованиями чертежа. Войлочные или фетровые кольца, устанавливаемые в крышках подшипников, должны входить в выточку крышки плотно. Необходимо следить, чтобы поверхность колец была чистой и ровной, без утолщений, выемок и подрезов. Кольцо должно обжимать детали равномерно и плотно. Разрезные сальниковые кольца, служащие для уплотнения вращающихся валов, располагают так, чтобы угол между стыками смежных колец составлял 120 или 180°.

Самоподвижный сальник (с кожаной или резиновой манжетой), служащий для уплотнения вращающихся или скользящих валов, и резиновые уплотнители (манжеты, кольцо), предназначенные для уплотнения пары (поршень- цилиндр), обеспечивают плотное и равномерное прилегание манжеты к валу или цилиндру. Разрешается укорачивать пружину сальника. Поверхность шейки вала или цилиндра в месте прилегания манжеты (кольца) должна быть ровной и чистой, след выработки глубиной более 0,1 мм, способствующий утечке жидкости или воздуха, устраняют. Поверхность резиновой манжеты, вала нли цилиндра покрывают смазкой.

При установке самоподжимного сальника в гнездо усилие запрессовки должно прикладываться только к корпусу сальника; в свободном положении сальника его пружина должна сжимать манжету на 2-5 мм по диаметру. Для получения необходимой плотности контролирующие поверхности сальникового гнезда (корпуса) рекомендуется покрывать клеем ГЭН-150В, шеллаком, герметиком или свинцовыми белилами.

Пружины винтовые. Проверяют высоту в свободном состоянии, равномерность шагов и целостность витков, перпендикулярность опорных поверхностей к геометрической оси пружины, нет ли трещин. У пружин, устанавливаемых в ответственных сборочных единицах, кроме того, проверяют упругость (высоту пружины под статической нагрузкой).

Пружины, высота которых в свободном состоянии или под статической нагрузкой менее чертежной на 8% и более, восстанавливают, а имеющие трещины и изломы витков заменяют. Отклонение оси пружины от перпендикуляра к торцовой плоскости разрешается устранять шлифовкой торцов пружины. Чертежную высоту, упругость пружин восстанавливают термообработкой.

При сборке сборочных единиц с двумя концентрично расположенными пружинами их размещают так, чтобы направление витков наружной и внутренней пружин было разным. Разность высот одноименных пружин одного комплекта или одной сборочной единицы допускается на более 5%.

Сборочные единицы с резинометал-лическими деталями. Разъемное соединение, осуществленное при помощи резиновых или резинометаллических деталей, для передачи вращающего момента, динамических или статических нагрузок, являющихся в то же время амортизаторами.

Резиновые и резинометаллические детали заменяют, если:

на поверхности резины (резиновых и резинометаллических деталей) имеются трещины и отслоения, превышающие установленные допуски. Отдельные повреждения резины глубиной до 2 мм удаляют срезкой с плавным выходом к поверхности;

толщина резиновой детали или слоя резины на резинометаллической детали меньше чертежной на 15% вследствие остаточных деформаций;

поверхность резины размягчена (под действием различных растворителей) более чем на 10% толщины;

произошло отслоение резины от ар-мировки у резинометаллической шайбы и сайлент-блока более чем на 10% высоты и на 20% длины окружности;

у отверстий резиновых деталей имеются глубокие надрывы, трещины, а также значительное искажение формы.

Сборочные единицы с подшипниками скольжения и качения | Тепловоз ТЭ3 | Трубопроводы