Нормальная безаварийная работа вагонов-самосвалов может быть обеспечена только при соблюдении всех установленных правил эксплуатации. До пуска в элксплуатацию вновь полученных вагонов-самосвалов необходимо смазать все трущиеся части, а затем опробовать работу механизмов при опрокидывании порожнего вагона-самосвала в одну и в другую сторону и отрегулировать механизм открывания и закрывания продольных бортов кузова вагона. Регулирование заключается в следующем:
борт в закрытом положении должен прилегать своими концевыми внутренними поверхностями к лобовым стенкам (вплотную или с зазором не более 40 мм);
при закрытых бортах кузов должен равномерно опираться на опоры, расположенные на шкворневых и цилиндровых балках нижней рамы вагона.
После окончания регулирования следует затянуть гайки на регулировочной тяге механизма открывания и закрывания бортов. Механизм открывания и закрывания бортов должен находиться под постоянным наблюдением. Обслуживающий персонал должен: следить за плавностью открывания и закрывания бортов; проверять, нет ли заедания при открывании и закрывании; смазывать шарнирные соединения механизма и борта; следить за появлением и устранять зазор между нижним поясом борта и настилом пола, между лобовой стенкой и продольным бортом;
очищать рабочие поверхности механизма и борта от налипающих и примерзающих остатков груза.
Ослабление наблюдения за работой механизма открывания и закрывания бортов, отсутствие периодической проверки плавности открывания бортов может привести к опрокидыванию груженого вагона-самосвала с закрытым бортом. В этом случае вагон-самосвал будет неустойчив относительно головки рельса и вместе с тележками может опрокинуться в отвал или бункер.
Для обеспечения устойчивости вагона-самосвала при движении и в особенности при разгрузке необходимо строго соблюдать установленные зазоры между скользунами на кузове и тележке. Суммарный зазор для одной тележки с обеих сторон должен быть не более 6-12 мм, зазор для одной стороны тележки — не менее 6 мм. Проверять зазоры следует на прямом контрольном участке железнодорожного пути. Регулировать зазоры необходимо увеличением или уменьшением количества и толщины прокладок, укладываемых под колпаками скользунов тележки. При этом под одним колпаком должно быть не более трех прокладок общей толщиной до 12 мм. Толщина каждой прокладки допускается от 1,5 до 4 мм.
При необходимости более значительного регулирования, вызванного износом скользунов, надлежит заменить изношенные колпаки или приварить подкладку на скользун шкворневой балки тележки. Кроме этого, необходимо следить за исправным креплением скоб на шкворневых балках нижней рамы вагона-самосвала и шкворневых балках тележки. Обрывы скобок на шкворневых балках следует своевременно устранять.
Для предотвращения обрыва подвесок, изгиба триангелей и обрыва тормозных тяг надо преимущественно пользоваться равнинным режимом торможения, установив переключатель воздухо-замедлителя на равнинный режим, а ручку режимного переключателя на средний режим торможения.
Не следует также допускать трогания заторможенного состава до отпуска тормозов, особенно при остановке поезда на уклоне с последующим движением вверх по этому уклону. Обрыв подвесок, изгиб триангелей или обрыв тормозных тяг сигнализируют о ненормальном режиме эксплуатации. Необоснованное увеличение прочности повреждаемых узлов и деталей может привести к заклиниванию тормозов и образованию «ползунов» на колесах.
Уход за ходовыми частями, тормозами и ударно-тяговыми приборами осуществляется по действующим «Правилам технической эксплуатации железных дорог СССР» и соответствующим инструкциям Министерства путей сообщения.
Учет, освидетельствование, содержание и обслуживание воздушных резервуаров автотормоза и механизма разгрузки осуществляются в строгом соответствии с «Правилами устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением, Госгортехнадзора».
Гидравлические испытания запасных резервуаров под давлением жидкости, равным 100 Н/см2 (10 ат) выполняют не реже, чем через каждые 3 года. Гидравлические испытания указанных резервуаров и автотормозов проводят в соответствии с правилами Госгортехнадзора и после каждого механического повреждения или ремонта с применением сварки. Цилиндры наклона кузова вагона-самосвала подвергают гидравлическим испытаниям не реже, чем через каждые 3 года. Гидравлические испытания цилиндров следует проводить на специальном стенде.
Периодически, не реже 1 раза в месяц, проводят ревизию пневматической системы разгрузочного механизма. При этом необходимо:
проверить герметичность соединения воздушных магистралей и аппаратов;
опробовать действие приборов; учитывая особую важность исправного действия воздухозамедлителей, необходимо следить за правильностью установки сектора отсечки воздуха; момент отсечки воздуха регулируют, устанавливая рычаг сектора в соответствующее отверстие;
смазать пробку крана разгрузки техническим вазелином и очистить отверстие, сообщающееся с атмосферой;
проверить, нет ли механических повреждений и исправны ли цилиндры опрокидывания; достаточно ли в них смазки; в каждый цилиндр для нормальной его смазки должно быть залито ~20 л минерального масла.
Кроме того, указанное количество масла заливает в цилиндры предприятие, получившее вагоны-самосвалы, до их пуска в эксплуатацию. Невыполнение данного требования приведет к преждевременной порче манжет, рабочих поверхностей цилиндров и излому поршней. Если в процессе эксплуатации внутреннюю поверхность цилиндра не смазывать, то необходимо обязательно доливать смазку порциями — по 2-3 л.
В зимнее время во избежание накапливания воды и ее замерзания в цилиндрах разгрузки на локомотивах рекомендуется применять влагоотделители для уменьшения попадания влаги в масло, а также периодически сливать воду из цилиндров разгрузки до появления чистого масла, доливая при необходимости масло в цилиндры.
Вагоны-самосвалы в течение всего периода эксплуатации должны находиться под техническим надзором, осуществляемым специально обученным осмотрщиком на пунктах технического осмотра.
Одновременно с проверкой состояния вагонов-самосвалов на пунктах технического осмотра необходимо проводить их обслуживание: профилактический ремонт (замену мелких изношенных деталей); крепление и регулировку; смазку шарнирных и других соединений; устранение утечек в магистралях и пневматических приборах. При техническом обслуживании необходимо также обращать внимание на допустимые размеры и на следующие требования, предъявляемые к отдельным узлам и деталям вагонов-самосвалов:
прокат обода колеса должен быть не более 9 мм; наименьшая допускаемая толщина гребней не менее 22 мм. Прокат ободов и толщину гребня измеряют абсолютным шаблоном. Наименьшая допустимая толщина ободов равна 19 мм;
отсутствие валиков, шплинтов и шайб не допускается; выход штока тормозного цилиндра должен быть в пределах 80- 190 мм на вагонах-самосвалах ВС-85, 2ВС-105 и в пределах 75- 125 мм на вагонах-самосвалах 6ВС-60;
снижение давления воздуха в тормозной магистрали вагона должно быть не более 1,0 Н/сма (0,1 ат) в течение 5 мин при начальном давлении 60,0 Н/см2 (6 ат) и отключенном воздухораспределителе;
не допускается сползание колодки с бандажа на четверть ее ширины.
⇐Электрооборудование вагонов-самосвалов дли подключения приборов сигнализации | Вагоны-самосвалы | Подготовка к работе пневматических приборов вагонов-самосвалов⇒