Непосредственно за фронтом секций (у тепловоза ТУ7) или водяным радиатором (у тепловоза ТУ6А) расположен вентилятор (рис. 78). Снаружи по периметру вентилятор закрыт кожухом 6 (см. рис. 75). Зазор между торцами лопастей и цилиндрической частью кожуха должен быть не более 5 мм. Увеличение этого зазора снижает расход воздуха через секции, поэтому его величину следует сохранять в эксплуатации. Воздух вентилятором выбрасывается под капот в дизельное помещение.
Вентилятор приводится во вращение клиноременной передачей от шкива, установленного на переднем конце (носке) коленчатого вала дизеля; ведомый шкив установлен на полом валу, вращающемся в подшипниках в корпусе привода вентилятора; фрикционная муфта включения расположена на валу вентилятора. В ведущем шкиве вмонтирована муфта предельного момента, предназначенная для защиты узла крепления шкива на носке коленчатого
Температуру масла дизеля регулируют охлаждающей жидкостью системы охлаждения. Когда дизель горячий, вода охлаждает масло, а когда дизель холодный (в период пуска и прогрева), вода нагревает масло.
Масляный радиатор (рис. 77) состоит из корпуса, секций и крышки. Корпус масляного радиатора закреплен болтами на блоке цилиндров дизеля. Секции выполнены из пластин и перфорированных сердечников, спаянных вместе. Пластины снаружи омываются охлаждающей жидкостью, проходящей во входное отверстие. Масло, протекая через секции, завихряется перфориро-
Рис. 78. Установка вентилятора:
« — установка и регулировка фрикционной муфты; б — схема натяжения ремней; 1 — опора, 2 — натяжной шкив, 3 -шкив привода; 4 — вентиляторное колесо; 5 — фрикционная муфта; 6 — кронштейн с выжимным подшипником; 7 — регулировочный болт вала дизеля и привода вентилятора от повреждений при внезапной остановке или заклинивании вентилятора, а также от инерционных усилий при его включении. Ведущий шкив соединен с коленчатым валом дизеля шлицевой рессоркой. Вентилятор с ведомым шкивом и муфтой включения установлен на сварной опоре. Клиновые ремни привода вентилятора натягиваются натяжным шкивом (роликом).
Фрикционная муфта включения представляет собой пневматически включаемую одностороннюю муфту сухого трения. В качестве ведущего элемента служит внутренняя сторона ведомого шкива, а ведомая часть муфты установлена на шлицах на валу вентилятора и оборудована накладками из фрикционного материала. Фрикционная муфта включения вентилятора может быть включена только при наличии давления в воздушной системе тепловоза. Муфту регулируют отвертыванием или завертыванием регулировочных гаек, показанных на рис. 78 и крепящих коромысла муфты. При этом необходимо, чтобы при выключенном вентиляторе между торцом обоймы выжимного подшипника и концами коромысел муфты был выдержан зазор 2±0,1 мм. Шарикоподшипник при этом должен свободно и без заеданий проворачиваться от руки. Зазор должен быть равномерным по всей окружности (при любом положении вентилятора). При большом зазоре гайки следует завернуть и наоборот. При правильной регулировке в выключенном состоянии вентиляторное колесо при номинальной частоте вращения вала дизеля не должно вращаться со скоростью более 60- 80 об/мин.
Натяжение ремней привода вентилятора проверяют путем из-мерения их прогиба между ведущим и ведомым шкивами при приложении усилия в средней части около 3 кгс. Величина прогиба при этом должна-находиться в пределах 10-13 мм.
Чтобы уменьшить количество случаев выхода из строя механического привода вентилятора, проводятся работы по применению на тепловозах ТУ7 гидродинамического привода с гидромуфтой по-типу тепловозов ТГМ23 широкой колеи.
Вентилятор у дизеля ЯАЗ-М204А смонтирован на кронштейне, укрепленном на передней верхней крышке блока двигателя тремя болтами. Шкив вентилятора приводится во вращение клиновым резиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
⇐Холодильник | Тепловоз ТУ6А и ТУ7 | Пневматическая система и тормозное оборудование⇒