Электродвигатель типа ПН-2,5 (рис. 72) служит для привода топливного насоса. Двигатель представляет собой машину постоянного тока напряжением 75 в. Устройство его аналогично устройству электродвигателя типа ПН-28,5, рассмотренному выше.
Технические данные электродвигателя привода топливного насоса
Тип………………. ПН-2,5
Мощность……………. 0,20 кет
Напряжение………….. 75 в
Ток………………. 4,3 а
Скорость вращения……….. 1 740 об/мин
Рис. 72. Вспомогательный электродвигатель типа ПН-2,5: 1-остов; 2-сердечник главного полюса; 3 — катушка главного полюса: 4- вентилятор; 5 — задний подшипниковый щит; 6 -задний подшипник; 7 -вал якоря; в-якорь: 9 -обмотка якоря; 10- сердечник дополнительного полюса; 11 — катушка дополнительного полюса; 12 — щеткодержатель; 13 -коллектор: 14 -передний подшипниковый щит; 15 — переднийподшипник; 16- клеммовая коробка
К-п.д……………… 71 %
Исполнение…………… Защищенное
Изоляция……………. Класса Л
Возбуждение………….. Шунтовое
Число главных полюсов……… 2
» дополнительных полюсов….. 1
» коллекторных пластин…… 56
» катушек якорной обмотки…. 14
Соединение катушек………. Последовательное
Число параллельных цепей……. 2
» секций………….. 14X4 = 56
» витков обмотки якоря……14(8+7+ 8 + 8)= 434
Диаметр коллектора………. 52 мм
Допустимый диаметр изношенного коллектора……………… 46 »
На тепловозе ТУ2 установлены два калорифера для обогрева кабин машиниста, по одному калориферу в каждой кабине. Каждый калорифер снабжен электродвигателем постоянного тока типа М38 мощностью 45 вт при напряжении 12 в. Питание электродвигатель получает от генератора, установленного на дизеле, с включением дополнительного сопротивления в цепь двигателя, так как рабочее напряжение указанного генератора составляет 24 в.
Электродвигатель котла-подогревателя представляет собой машину постоянного тока малой мощности типа МВ-42; 170 вт, 24 в; 3 500 об/мин. Питание электродвигателя осуществляется от аккумуляторной батареи тепловоза.
Уход за электрическими машинами. Проверку изоляции электрических машин тепловоза ТУ2 необходимо проводить каждый раз перед пуском машины, не работавшей длительный период. В этом случае сопротивление изоляции, определяемое 500-е мегомметром при эксплуатации, может снижаться до 0,35 мегома.
Запуск машины, имеющей сопротивление изоляции ниже 0,35 мегома, допускается только после обязательной сушки ее: сушка изоляции производится вне зависимости от показания мегомметра при длительной транспортировке или хранении машины в зимних условиях. Машину необходимо сушить до тех пор, пока сопротивление будет доведено до 0,35 мегома или более. Сушка производится способом, доступным по конкретным условиям в зависимости от наличных в депо вспомогательных средств. Одним из таких способов является сушка воздухом, нагретым до температуры около 100°С, который вводится в машину со стороны коллектора. Если сопротивление изоляции машины около 0,1 мегома, то при сушке якорь следует вращать.
Машину можно сушить также и электрическим током. Для сушки якоря машины возбудитель должен работать в режиме короткого замыкания. Величина тока должна быть около 50% номинального, чтобы температура обмоток не превышала 85°С. Периодически необходимо измерять сопротивление изоляции и температуру нагрева.
Сушка параллельных вспомогательных и независимых обмоток полюсов машины также может производиться током около 50% номинального, при этом температура обмотки не должна превышать 85°С. При сопротивлении изоляции машины менее 0,1 мегома предпочтительнее сушку производить нагретым воздухом. Если сопротивление изоляции не восстанавливается сушкой, необходимо проверить изоляцию каждого отдельного участка электрической цепи (т. е. отдельно отключенного щеточного аппарата, обмотки якоря, катушек главных и вспомогательных полюсов, соединительных проводов зажимов машины). Обнаруженный дефект необходимо устранить или дефектную деталь заменить запасной.
Нормально во время монтажа и испытания машин сопротивление изоляции их не должно быть ниже 0,5 мегома.
Коллектор является одной из основных частей электрических машин постоянного тока, установленных на тепловозе ТУ2. Поверхность нормально работающего коллектора имеет красноватый цвет с фиолетовым оттенком. Во время работы машины поверхность коллектора должна подвергаться осмотру не реже одного раза в сутки. При осмотре необходимо щетки, износившиеся до 12- 15 мм, заменить новыми (запасными) и протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в спирте.
Вновь установленные щетки до начала работы должны быть притерты к окружности коллектора стеклянной шкуркой № 00, которую закладывают между щетками и коллектором (шероховатой стороной к щетке); при этом шкурку необходимо двигать назад и вперед в направлении, поперечном оси якоря до тех пор, пока поверхность щетки не совпадет с окружностью коллектора. В конце притирки шкурку необходимо тянуть только в сторону вращения коллектора.
При притирке новых щеток необходимо поднять незаменяемые щетки, чтобы не испортить их поверхность, приработавшуюся к коллектору. После замены большого количества щеток (50% и более) рекомендуется вначале давать в течение 4-6 ч машине одну четверть или треть нормальной нагрузки, чтобы щетки могли приработаться.
Если на поверхности коллектора обнаружен сильный нагар, его необходимо шлифовать при полных оборотах машины стеклянной бумагой № 00, навернутой на деревянную колодку, имеющую вырез по диаметру коллектора. Шлифовка без колодки недопустима. После шлифовки коллектора или притирки щеток машину необходимо тщательно очистить от угольной пыли и медных опилок сухим сжатым воздухом давлением 1-3 ат. При значительном износе коллектора или наличии на его поверхности глубоких выбоин коллектор должен быть проточен, продорожен и отшлифован на станке. Необходимо иметь в виду, что обточка понижает механическую прочность коллектора, поэтому к ней следует прибегать лишь при крайней необходимости. При установке щеткодержателей после проточки коллектора или замене щеток обоймы устанавливают так,
чтобы зазор между коллектором и нижней кромкой обоймы был от 2 до 3 мм. Если при ремонте машины траверса щеткодержателя подвергалась разборке, например, со снятием подвесок 15 (см. рис. 68), то при установке необходимо следить, чтобы разность высот набегающего и сбегающего краев щеток не превышала 1 мм; при этом должно сохраняться правильное симметричное положение щеток по окружности коллектора с точностью +1 мм.
Подшипники возбудителя и других электрических машин тепловоза ТУ2 требуют особого ухода за ними. При работе машины необходимо следить, чтобы температура подшипника не превышала температуры окружающей среды более чем на 30°С. Шум подшипника должен быть равномерным. При обнаружении недопустимого нагрева или повышенного и неравномерного шума подшипник нужно осмотреть. При нормальной работе осмотр его и смену смазки производят после 4 ООО ч работы, но не реже одного раза в год. Рекомендуется эту операцию совмещать с общей ревизией машины, чтобы по возможности сократить количество разборок ее. Осмотр производят при вынутом якоре. После вскрытия подшипника необходимо удалить смазку, промыть подшипник керосином, а затем бензином. В случае обнаружения трещин или других повреждений в подшипнике его необходимо заменить запасным.
Если при внешнем осмотре никаких дефектов не обнаружено, но во время работы подшипник перегревается, его необходимо заменить новым.
При замене неисправный подшипник снимают с вала при помощи приспособления. Новый подшипник насаживают на вал, подогрев его предварительно в ванне с веретенным маслом до 80-85°С. При подогреве подшипник не следует класть на дно сосуда, необходимо его подвесить так, чтобы он не касался стенок и дна. После подогрева подшипник легко надеть на вал; при этом недопустимы резкие удары по подшипнику. Смазка подшипника производится консистентной смазкой марки 1-13 по ГОСТ 1631-51.
⇐Тяговый электродвигатель | Тепловоз ТУ2 | Аккумуляторная батарея⇒