Тормозная рычажная передача предназначена для передачи усилия от тормозных цилиндров или от привода ручного тормоза к тормозным колодкам и выполняется таким образом, что усилие нажатия колодки на бандажи колес в несколько раз превосходит давление на поршень в тормозном цилиндре.
Тормозная рычажная передача электровоза ВЛ8 выполнена с односторонним нажатием колодок на каждое колесо. Она состоит из тормозных цилиндров 3 (<1=10"), вертикальных рычагов 2, горизонтальных сварных тяг 7 и 11, подвесок 14, балансиров 8, тормозных колодок 9, тормозных поперечин 10, 13 и предохранительных скоб 6.
Вертикальные рычаги первой и четвертой тележек удлинены для присоединения тяг ручного тормоза.
Тормозная тяга 7 регулируется по длине при помощи болта 4. Этим достигается регулировка тормозной рычажной передачи. Тормозные башмаки 12 служат для установки тормозных колодок. Возвращающая пружина 5 служит для возвращения тормозной передачи после отпуска тормозов в исходное положение.
Ручной тормоз применяют для затормаживания электровоза в случае порчи автотормозов или при длительной стоянке. Ручной тормоз состоит из колонки, которая представляет собой двухступенчатый зубчатый редуктор, цепи, направляющих роликов, балансиров и тяг.
Тормозная рычажная передача электровоза ВЛ11 выполнена на два передаточных отношения с учетом возможности применения чугунных или композиционных колодок, с двухсторонним нажатием колодок на колесо, с приводом от индивидуального тормозного цилиндра на каждую сторону тележки.
Тормозные цилиндры 17 закреплены на кронштейнах болтами М16, приваренных к шкворневому брусу рамы тележки. От штоков тормозных цилиндров усилия передаются через рычаги 13, планку 26, балансиры 15 и 20, связанные тягой 18, планки 12 на подвески 9 и внутренние тормозные колодки и далее посредством тяг 23 на подвески 24 и наружные тормозные колодки. Тормозные колодки при помощи чек 1 крепятся к башмакам 4, которые соединены с подвесками 9 и 24. Подвески 24 подвешены к концевым брусьям рамы тележки, а подвески 9 соединены валиком 5 с подвесками 2, присоединенными к кронштейнам на боковине рамы тележки. Верхними концами подвески 9 соединены с балансирами 15 и 20 планками 12. Через фигурные вырезы в нижней части подвесок проходят поперечины 8, соединенные попарно тягами 23, расположенными с внешней стороны каждой колесной пары. Балансиры 15 и 20 внизу соединены тягами 18 постоянной длины. Нижние отверстия в балансирах 15, 20 предусмотрены для перестановки тяги 18 при оборудовании тормозной системы регуляторами выхода штока.
Отверстия Б и В предусмотрены для перестановки валиков 21, 14 при оборудовании тормозной системы композиционными колодками. Поперечины 8, подвески 24, тяги 18 и 23 застрахованы от падения на путь при их обрыве тросами 16, 22. Тросы закреплены на кронштейнах рамы тележки и на тормозном цилиндре. Для предохранения от обрыва длина тросов 22 выдерживается на 20—25 мм больше расстояния между точками их крепления.
Шарнирные соединения рычажной системы выполнены посредством валиков и втулок из высокомарганцовистой стали, запрессованных в отверстия сопрягаемых деталей. Выход штока тормозного цилиндра регулируется изменением длины тяги 23 при вращении винта. При исчерпании возможности регулировки выхода штока посредством винта тяги 23 ступенчатое регулирование осуществляется перестановкой валиков в последующие отверстия этих тяг. Болты 10 служат для регулировки равенства зазоров между колодками и бандажами.
Предельное значение разницы зазоров на каждой стороне тележки не более 5 мм. Зазоры между колодками и бандажом по концам каждой колодки регулируются разворотом колодок на валиках 5 при помощи пружин 7 и упорных болтов 6. Предельное значение разности зазоров не более 5 мм, причем больший зазор должен быть на нижнем конце колодки.
Балансир 15 верхним концом упирается в рычаг 13, а балансир 20 упирается в головку болта 19, при этом необходимо иметь в виду, что упорным болтом следует пользоваться только при замене чугунных колодок на композиционные и наоборот.
При диаметре бандажа менее 1200 мм валики 11 должны переставляться в крайние отверстия планки 12.
Тормозная рычажная передача тепловоза 2ТЭ116 служит для передачи усилий от поршней тормозных цилиндров на колеса локомотива и равномерного распределения этих усилий между тормозными колодками. Тележки тепловоза оборудованы пневматическим, индивидуальным для каждого колеса колодочным тормозом с двусторонним нажатием чугунных гребневых тормозных колодок на колеса. На каждое колесо приходится свой тормозной цилиндр № 553 диаметром 8", действующий через рычажную передачу с общим передаточным числом 7,8.
Схема рычажной передачи тетежжи гаиюмпа 2ТЭ116
Передача состоит из шести групп, полярно связанных триангелями. Каждая группа приводится в движение от тормозного цилиндра 1, укрепленного с наружной стороны боковин рамы тележки. При заполнении сжатым воздухом тормозного цилиндра диаметром 203 мм его шток воздействует на горизонтальный балансир 2, проходящий через отверстие в раме тележки. Балансир через верхнюю вилку и рычаг подвески 3 прижимает к бандажу колесной, пары тормозную колодку. Далее усилие через нижний конец рычага подвески тормозной колодки и нижнюю вилку триангеля приводит в движение тягу 5 и второй триангель, который в свою очередь связан с рычагом 6 подвески тормозной колодки. Каждая тормозная колодка прикреплена чекой к тормозному башмаку и снабжена храповым механизмом, обеспечивающим расположение поверхности тормозной колодки параллельно поверхности круга катания колеса. Все тормозные цилиндры работают синхронно.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРМОЗА ТЕЛЕЖКИ
Число тормозных цилиндров на тележку, шт 6
Усилие, кН (тс), развиваемое штоком тормозного цилиндра при 9,96 (0,996) давлении воздуха 373 кПа (3,8 кгс/см2)
КПД рычажной передачи 0,9
Расчетное нажатие колодок на ось, кН (тс) 126,224 (12,62)
Расчетный тормозной коэффициент 0,56
Установочный выход штока тормозного цилиндра, мм, при зазоре между колодкой и 55 бандажом 7 мм
Наибольший эксплуатационный выход штока тормозного цилиндра, мм 120
Расчетный тормозной путь при действии автоматического тормоза, м 785
Регулятор выхода штока тормозного шишндра тепловоза 2ТЭ116 1 — защитная труба; 2 — тяга; 3 — втулка; 4 — гайка; 5 — пружина; 6 — палец; 7 — рычаг;
8 — скоба; 9 — шплинт
Ручной тормоз действует на две колесные пары (вторую и третью) только передней тележки. Он приводится в действие вращением штурвала, установленного на левой стороне задней стенки кабины машиниста.
Рычажную передачу регулируют продольной стяжкой по мере износа колодок и при их замене. Для уменьшения выхода штоков следует укоротить продольную тормозную тягу регулятором. Для этого необходимо отвести скобы 8 и навинчиванием на тягу 2 защитной трубы 1 и гайки 4 (вначале трубу, а потом гайку) укоротить тягу, установив требуемый выход штока. После регулировки установить скобы 8, для чего грани гаек необходимо расположить в одинаковой плоскости так, чтобы скобы их охватили. Пружины 5 должны удерживать скобы в положении блокировки гаек.
Из-за применения в тормозной системе тепловоза безгребневых колодок тормозные башмаки левой и правой сторон тележки (одной колесной пары) соединены триангелями для придания рычажной передаче тормоза необходимой поперечной жесткости, предотвращения сползания колодок с бандажа и обеспечения синхронной работы тормоза.
Тормозная рычажная передача тепловоза ЧМЭЗ, смонтированная на раме тележки, обеспечивает прижатие тормозных колодок к колесам с обеих сторон, т. е. является двусторонней. Она собрана из четырех одинаковых по конструкции групп. Каждая группа управляется тормозным цилиндром 4 и состоит из рычагов 1, 2, 8, 10 и 12, тормозных тяг 5 и 13, подвесок 3 и 6, винтовой стяжки 9, трех башмаков 34 с тормозными колодками 7, тормозного вала 37 и тринадцати соединительных валиков. Все детали тормозной рычажной передачи (кроме колодок) изготовлены из стали.
Тормозной цилиндр 4 диаметром 8" (203 мм) прикреплен шестью болтами М16 к кронштейну 3, приваренному снаружи к продольной балке рамы тележки. По концам продольных балок 14 приварены наклонные кронштейны 36. Снизу к кронштейну приварена толстостенная труба, через которую свободно проходит тормозной вал 37. На выступающем конце вала посредством клиновой шпонки 38 укреплен рычаг 2, представляющий собой пластину толщиной 25 мм, к которой приварена втулка с профрезерованной в ней шпоночной канавкой.
Верхний конец рычага 2 соединен валиком 18 с вилкой, образованной двумя пластинами, приваренными к стержню, на который при торможении воздействует шток 17 тормозного цилиндра. К средней части рычага 2 приварена скоба для крепления возвратной пружины 19. Другой конец пружины соединен с рамой тележки крюком, закрепленным на выступе, который приварен к тарелке 31 под пружины рессорного подвешивания.
На противоположном конце вала 37 жестко укреплен рычаг 1. Вначале крепление рычага осуществлялось клиновой шпонкой. Впоследствии для фиксации рычага стали применять обычную шпонку, а для крепления на валу — стяжной болт 40. Под головку болта и гайку ставят лепестковые шайбы. Для смазки тормозного вала предусмотрены масленкир.
Нижний конец рычага 1 валиком 39 соединен с нижними тормозными тягами 13, которые выполнены в виде двух пластин толщиной 17 мм, соединенных между собой приваренной к ним проставкой. Второй валик 39 соединяет с нижними тормозными тягами рычаг 12. Через отверстие в средней части этого рычага проходит валик 35, посредством которого на рычаге закреплены подвеска 3 и тормозной башмак 34. Подвеска представляет собой две полосы толщиной 10 мм, соединенные в верхней части приваренной к ним втулкой. При помощи валика 16 подвеска закреплена на кронштейне 15, приваренном к продольной балке 14 рамы тележки.
На башмаке 34, имеющем специальную конфигурацию, укреплена при помощи клина 33 тормозная колодка 7, отлитая из фосфористого чугуна. Колодка гребневая, с твердыми вставками из стали. Клин проходит через отверстия в башмаке и колодке. На башмаке и рычаге укреплен двумя шпильками фиксатор 26, обеспечивающий равномерный износ тормозной колодки. Одна шпилька ввернута в отверстие н на башмаке, а другая вместе с пружиной, прижимающей планку фиксатора к рычагу, укреплена на самом рычаге.
Рычаги 10 и 12 посредством валиков 20 и 41 соединены с верхними тормозными тягами 5. Рычаг 10 валиком 28 связан с тормозным башмаком и подвеской 6, закрепленной посредством валика 22 на кронштейне 21, приваренном к поперечной балке рамы тележки. Одинаковые по конструктивному исполнению рычаги 8 и 10 соединены между собой винтовой стяжкой 9. Она представляет собой муфту, в которую ввернуты две вилки и, причем хвостовик одной вилки имеет правую резьбу, а хвостовик другой — левую. Со стороны вилки с правой резьбой на цилиндрической поверхности муфты имеется шестигранник под ключ 65 мм. Вилки закрепляют контргайками к, под которые ставят разрезные шайбы. Предохранительная скоба 29, привернутая двумя болтами к усилительному ребру фартука рамы тележки, предотвращает падение винтовой стяжки на путь.
Верхний конец рычага 8 валиком 23 соединен с кронштейном 24, приваренным к продольной балке 14. К рычагу 8 валиком 25 присоединяют башмак с тормозной колодкой. На валики 18, 25, 27, 28 и 39, имеющие бурты, с противоположной стороны надевают шайбы и ставят шплинты. Валик /6 фиксируется стопорной планкой ж, входящей в прорезь на его поверхности и закрепляемой двумя болтами на приваренной к кронштейну 15 пластине з. Валики 20, 22, 23, 35 и 41 фиксируются шайбами и шплинтами, поставленными с обеих сторон. В местах прохода валиков для уменьшения износа подвесок, рычагов, тяг и башмаков запрессованы сменные втулки д.
При монтаже тормозной рычажной передачи применяются дистанционные втулки е, позволяющие при необходимости переоборудовать передачу на колею 1435 мм.
Для регулировки выхода штока тормозного цилиндра необходимо, отвернув контргайки к, ключом поворачивать муфту винтовой стяжки 9 в ту или другую сторону. При повороте по часовой стрелке выход штока увеличивается, а при повороте против часовой стрелки — уменьшается. По окончании регулировки положение винтовой стяжки фиксируют обеими контргайками. Дополнительная регулировка выхода штока может производиться с помощью устройства, смонтированного на переднем конце верхних тормозных тяг 5. Между тягами укреплен двумя гайками квадратный стержень 6, в который ввернут регулировочный винт в. На цилиндрическую часть винта надевают проушину а, после чего к торцу винта приваривают головку м. Валик 41, устанавливаемый в прорези о тяг, соединяет проушину а с рычагом 12.
Для уменьшения выхода штока 17 (при изношенных бандажах колесных пар), отвернув контргайку г, поворачивают ключом на 17 мм регулировочный винт в (на конце винта сделан квадратный хвостовик под ключ) по часовой стрелке. При этом головка м винта, упираясь в рычаг 12, перемещает его вместе с валиком 41 относительно прорезей о в тягах 5. По окончании такой регулировки винт в закрепляют контргайкой г.
При толщине бандажа 60 мм и менее стержень 6 при ремонтах переставляют в отверстие п верхних тяг. После последней обточки бандажей колесных пар (т. е. при толщине бандажа 43 — 45 мм) валик 39 на нижних тормозных тягах переставляют в крайнее отверстие с.
Одна из четырех групп задней тележки используется для ручного торможения тепловоза. Установленный в кабине машиниста штурвал ручного тормоза связан с цепью 30, другой конец которой валиком 32 соединен с дополнительным плечом л рычага 2. Следовательно, при ручном торможении к бандажам колесных пар прижимаются только три колодки (с левой стороны тепловоза) — у пятой колесной пары с одной стороны и у шестой — с обеих сторон. В заторможенном состоянии штурвал удерживается защелкой и храповиком. Следует помнить, что использовать ручной тормоз для остановки движущегося тепловоза запрещено инструкцией завода-изготовителя, так как при движении по кривым участкам пути такое торможение приведет к повреждению деталей ручного тормоза.
Кинематическая схема (а) и конструктивное исполнение (б) тормозной рычажной передачи тележки тепловоза ЧМЭЗ:
1,2,8, 10, 12 — рычаги; 3,6 — подвески; 4 — тормозной цилиндр; 5,13 — тяги; 7 — тормозная колодка; 9 — винтовая стяжка; 11 — колесная пара; 14 — продольная балка; 15, 21, 24, 36 — кронштейны; 16, 18, 20, 22, 23, 25, 27, 28, 32, 35,39,41 — валики; 17 — шток; 19 — возвратная пружина; 26 — фиксатор; 29 — предохранительная скоба; 30 — цепь; 31 — тарелка; 33 — клин; 34 — башмак; 37 — тормозной вал; 38 — клиновая шпонка; 40 — стяжной болт; а — проушина; б — стержень; в — регулировочный винт; г, к — контргайки; д — сменная втулка; е — дистанционная втулка; ж — стопорная планка; э — пластина; и — вилка; л — плечо; м —
головка; я, п, с — отверстия; о — прорезь; р — масленка
⇐Скоростемер СЛ-2М | Тормозное оборудование локомотивов | Пример расчета справки об обеспечении поезда тормозами ф. ВУ-45⇒