Скоростемер является визуальным самопишущим прибором, который показывает и регистрирует: скорость движения поезда от 5 до 150 или 220 км/ч; время суток в часах и минутах; количество километров, пройденных за сутки, смену и рейс; суммарное количество километров, пройденных локомотивом.
Одновременно на диаграммной ленте скоростемера записываются: скорость, км/ч; пробег, км; длительность пробега и остановки локомотива продолжительностью до 24 ч в часах и минутах; режим торможения; включенное положение клапана автостопа; наличие на локомотивном светофоре красного, желтого с красным и желтого огней.
Скоростемер СЛ-2М состоит из отдельных механизмов и узлов, расположенных в корпусе 5. Через застекленное окно в корпусе видны стрелки часов 6, стрелка указателя скорости 7 и показания рейсового счетчика 12. Завод часов и перевод стрелок производят ключом 14, а сброс показаний счетчика — ключом 13.
К нижней части корпуса скоростемера присоединен индикатор 10 давления воздуха в тормозной магистрали (на электропоездах — давления в тормозных цилиндрах), приводной валик 9 от редуктора колесной пары с масленкой 8 и штепсельный разъем 11.
В верхней части скоростемера, закрытой откидной крышкой 17, расположены лентопротяжный механизм 4, регистрирующее устройство и сигнальная лампа 1. Через стекло 16 видны писцы (3 — скорости, 2 — времени, 15 — тормозного давления), перемещающиеся по стойкам 18.
Регистрирующее устройство снабжено еще четырьмя писцами, которые связаны с электромагнитами для фиксирования показаний огней локомотивного светофора, а также включенного положения клапана автостопа. Электромагниты включены параллельно: ЭЭ — в цепь катушки клапана автостопа; ЭЖ — в цепь лампы желтого огня; ЭКЖ — в цепь лампы желтого с красным огня; ЭК — в цепь лампы красного огня.
Контакты 0—10, 0—20 и Уж, Укж контактного устройства позволяют контролировать четыре скорости: 10 и 20 км/ч для всех поездов и, кроме того, Уж и Укж, устанавливаемые различными для грузовых и пассажирских поездов.
Соединение электрических цепей скоростемера с устройствами автоматической локомотивной сигнализации осуществляется штепсельным разъемом 11с контактами 1—11.
Образцы лент скоростемера имеют следующий масштаб диаграммной записи: для скорости 1 мм = 3,75 км/ч для скоростемера с пределом измерения 150 км/ч или 5,5 км/ч — с пределом измерения 220 км/ч; для времени 1 мм = 1 мин; для пути 5 мм = 1 км; для давления в магистрали 1 мм = 0,24 кгс/см2.
На верхнем поле ленты шириной 30 мм регистрируются минуты с цифрами от 0 до 30 и часы от 0 до 24. Нижнее поле шириной 40 мм разделено горизонтальными линиями с цифрами скорости движения локомотива от 0 до 150 (или 220) км/ч.
На этом поле записываются величина давления воздуха в тормозной магистрали, скорость движения, пройденный путь и другие величины.
Для расшифровки записи ленты применяют специальные шаблоны, линейки и приспособления.
Проба тормозов на стоянке (рис. а) показана вертикальной линией, где участок аб — продувка магистрали перед прицепкой локомотива, участок ав (утолщенная линия) — проба тормозов, участок аг — постановка ручки крана машиниста в I положение.
Проба тормозов на эффективность в пути следования изображена на рис. б. Участок ав, равный 3 мм, соответствует снижению давления в тормозной магистрали на Др = 3-0,24 = 0,72 кгс/см2. Участок бг — отпуск I положением ручки крана. За время пробы тормозов (участок вг, равный 3 мм) скорость поезда понизилась на ДУ = 8 км ч (с 60 до 52 км ч) и поезд прошел в заторможенном состоянии расстояние
Д = 1000’3 = 600л (по ленте 3 мм).
5
Утечки в уравнительном резервуаре (рис. в) при постановке ручки крана машиниста в IV положение показаны наклонной линией аб.
Ступень торможения изображена на рис. г. Первую ступень торможения производят снижением давления в магистрали на 0,5 кгс см2 (участок АБ), а отпуск тормоза — I положением ручки крана машиниста (участок ВГ).
Экстренное торможение показано на рис. д. Линия А — торможение, линия Б — отпуск.
-г — о Ю00-4 1 ормознои путь получился Д =-= 800л 5
Открывание стоп-крана (рис. е) характеризуется снижением давления в магистрали на 0,2 кгс/см2 с резким уменьшением скорости.
Остановка компрессора — кривая АБ на рис. ж. На участке БВ штриховой линией показано возможное повышение давления при перекрытии крана двойной тяги. Участок БГ свидетельствует о выключении компрессора.
Длительная выдержка ручки крана машиниста в I положении (рис. з) характеризуется линией АБ и приводит к уравниванию давления в магистрали и главном резервуаре. Если после этого ручку крана машиниста перевести во II положение (участок БВ), то произойдет самоторможение поезда (кривая падения скорости V).
Отпуск I и II положениями ручки крана машиниста показан на рис. и. Кривая Б — отпуск I положением. Торможение Д произведено с завышенного давления Г, что может привести к неотпуску тормозов. Кривая аб — отпуск II положением после ступени торможения А.
⇐Электропневматический клапан автостопа (ЭПК) уcл. № 150И | Тормозное оборудование локомотивов | Тормозные рычажные передачи⇒