Регулятор давления:
1 — корпус; 2 — клапан; 3 — игольчатый стержень; 4 — пружина; 5 стопорный винт; б — фиксирующая планка; 7 — накидная гайка; S — контргайка; 9 — головка; 10 — квадратный хвостовик; II, 12 — регулировочная и лабиринтная втулки; 13, 15 — трубки; 14 — штуцер
Регулятор давления управляет работой компрессора, не допуская его перегрузки. В расточке стального цилиндрического корпуса 1 помещен бронзовый клапан 2, выполненный в виде стакана с двумя коническими поясками. Нижним пояском клапан притерт к посадочному седлу в корпусе 1, а верхним — к посадочному седлу на нижнем торце лабиринтной втулки 12, которая вставлена в корпус сверху. На наружной поверхности втулки проточены три лабиринтные канавки, а в нижней ее части профрезерован паз а под хвостовик стопорного винта 5, ввернутого в корпус 1 и не допускающего проворот втулки 12.
Клапан 2 прижат к седлу в корпусе игольчатым стержнем 3, конический конец которого упирается в выемку в днище клапана. Стержень 3 нагружен пружиной 4, верхний конец которой упирается в выточку регулировочной втулки 11, ввернутой в лабиринтную втулку 12. Верхний торец втулки 11 выполнен в виде квадратного хвостовика 10 под ключ 12 мм. Через сквозное отверстие втулки 11 проходит стержень 3, на верхнем конце которого укреплена головка 9.
Перемещение лабиринтной втулки 12 вверх под действием пружины 4 ограничено накидной гайкой 7, навернутой на корпус 1. Снизу в резьбовое отверстие корпуса ввернут штуцер крепления трубки подвода сжатого воздуха от главных резервуаров. В приливе корпуса сделано отверстие с резьбой Ml 2 под штуцер 14 крепления двух трубок, из которых одна соединена с разгрузочными устройствами компрессора, а другая — с золотниковой коробкой гидромеханического редуктора.
Когда давление воздуха в главных резервуарах меньше 0,85 МПа (8,5 кгс/см2), клапан 2 под действием стержня 3 и пружины 4 прижат к посадочному месту в корпусе 1. При таком положении клапана разгрузочные устройства сообщены с атмосферой через трубку 13, штуцер 14, отверстие б, радиальный зазор между корпусом 1 и клапаном 2, зазор между верхним коническим пояском клапана 2 и седлом лабиринтной втулки 12 и зазор между стержнем 3 и отверстием в регулировочной втулке 11. Через трубку 15 соединена с атмосферой и полость над золотником гидромуфты 11, т.е. гидромуфта привода компрессора заполнена маслом, обеспечивая его работу в нагрузочном режиме.
Как только давление в главных резервуарах, а значит, и под клапаном 2 достигнет 0,85 МПа (на такое давление отрегулирована пружина 4), клапан отожмется от своего седла. За счет увеличившейся поверхности, на которую давит воздух, происходит быстрое прижатие клапана к своему верхнему седлу, т.е. регулятор давления включается и разобщает разгрузочные устройства компрессора, а также полость над золотником гидромуфты 11с атмосферой. Одновременно воздух из главных резервуаров через радиальный зазор между корпусом 1 и клапаном 2 по трубке 13 поступит к штуцерам, ввернутым в крышки цилиндров высокого и низкого давления. В результате при движении поршня в каждом из трех цилиндров будет происходить всасывание и выталкивание воздуха через открытые всасывающие клапаны.
По трубке 15 сжатый воздух поступает к золотниковой коробке гидромеханического редуктора, вследствие чего происходит опорожнение гидромуфты привода компрессора, коленчатый вал которого перестанет вращаться. Новое включение компрессора произойдет при снижении давления в главных резервуарах до 0,75 МПа(7,5 кгс/см2), когда клапан 2 под действием пружины 4 сядет на свое седло в корпусе 1, разобщив разгрузочные устройства и полость над золотником включения гидромуфты 11 от главных резервуаров и сообщив их с атмосферой.
Регулировку регулятора давления производят следующим образом. Если компрессор отключается при давлении в главных резервуарах более 0,85 МПа (8,5 кгс/см2), то за квадратный хвостовик 10 поворачивают регулировочную втулку 11 против часовой стрелки, предварительно ослабив контргайку 8. Если же компрессор отключается при давлении в главных резервуарах менее 0,85 МПа (8,5 кгс/см2), то втулку 11 поворачивают по часовой стрелке, увеличивая затяжку пружины 4 до тех пор, пока регулятор будет отключать компрессор при давлении в главных резервуарах 0,85 МПа (8,5 кгс/см2).При этом пружина Л через регулировочную втулку 11 отжимает лабиринтную втулку 12 вверх до упора в накидную гайку 7. При повороте гайки 7 по часовой стрелке втулка 12 перемещается вниз, а при повороте против часовой стрелки — вверх. С помощью накидной гайки регулируют перепад давления (т. е. момент включения компрессора). Такая регулировка усложняется тем, что регулировочная втулка 11 ввернута в лабиринтную втулку 12. Поэтому при изменении положения втулки 12 (в осевом направлении) изменяется уже отрегулированная затяжка пружины 4. Нормальный перепад давления зависит от положения втулки 12, определяющей подъем клапана 2. Чем больше подъем клапана, тем меньше перепад и, наоборот, чем меньше подъем клапана, тем больше перепад.
Если компрессор включается при давлении менее 0,75 МПа (7,5, кгс/см2), то, отвернув винт 5, поворачивают накидную гайку 7 против часовой стрелки, а регулировочную втулку 11 — точно на такой же угол по часовой стрелке до момента, когда компрессор будет включаться при давлении 0,75 МПа (7,5 кгс/см2). Если же компрессор включается при давлении более 0,75 МПа (7,5 кгс/см2), то накидную гайку 7 поворачивают по часовой стрелке, а регулировочную втулку 11 — против часовой стрелки. После регулировки положение втулки 12 фиксируют контргайкой 8, а положение накидной гайки 7 — планкой 6, для крепления которой используется стопорный винт 5.
⇐Регулятор давления уcл. № ЗРД | Тормозное оборудование локомотивов | Предохранительный клапан уcл. № Э-216⇒