Признак неисправности |
Причина неисправности |
Действия машиниста для устранения неисправностей |
1. Компрессор, регулятор давления |
||
Срабатывание |
Неисправны клапаны цилиндра |
На двухсекционном локомотиве |
предохранительного клапана на |
высокого давления (ЦВД) |
при сильном нагреве компрессора |
холодильнике |
компрессора (малый подъем, |
остановить компрессор и |
заедание, неплотности, излом |
следовать до основного или |
|
пластин и пружин). |
оборотного депо на одном компрессоре. |
|
Разрыв диафрагмы, излом или |
При разрыве диафрагмы |
|
обрыв трубки к разгрузочному |
разгрузочного устройства |
|
устройству всасывающего |
сменить её на остановке. Если |
|
клапана одного из цилиндров |
запасной диафрагмы нет или |
|
низкого давления (ЦНД) |
произошел излом трубки, перевести соответствующий цилиндр на холостой режим, для чего под крышку диафрагмы разгрузочного устройства подложить прокладку толщиной 6 — 8 мм. При наличии крана на холодильнике приоткрыть его. |
|
Неисправно разгрузочное |
Устранить неисправность (можно |
|
устройство ЦВД |
использовать детали одного из ЦНД, но подача компрессора при этом снизится). |
|
Неисправен или неправильно |
Перейти на работу от другого |
|
отрегулирован регулятор давле- |
регулятора либо управлять |
|
ния |
компрессорами вручную (для этого необходимо включить регулятор принудительно или |
|
Срабатывание |
зашунтировать его контакты) |
|
предохранительного клапана на |
||
нагнетательном трубопроводе |
Замерзла напорная магистраль |
Устранить замерзание. Если |
тепловоза |
между секциями при включении |
поезд небольшой длины, следо- |
регулятора давления на ведущей |
вать с питанием тормозной ма- |
|
секции (давление повышается |
гистрали от компрессора одной |
|
только на ведомой секции) |
секции, регулятор давления включить на каждой секции |
|
Неисправность |
Заглушить штуцер крепления |
|
предохранительного клапана |
клапана. Не допускается закры- |
|
(ослабление пружины, |
тие сразу двух штуцеров предо- |
|
разрегулировка) |
хранительных клапанов одного компрессора |
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Действия машиниста для устранения неисправностей |
Малый подъем пластин нагнетательных клапанов |
Заменить клапан и с помощью прокладки, устанавливаемой между обоймой и седлом клапана, добиться подъема его пластин на 2,5—2,7 мм |
|
Повышенный нагрев компрессора |
Загрязнение холодильника компрессора, слабое натяжение, обрыв ремня вентилятора или отсутствие его лопастей; повышение утечек из ТМ, низкая подача компрессора |
Избегать дополнительного расхода воздуха. Учитывать, что расчетное отношение времени работы компрессора к времени простоя составляет 1:2, непрерывная работа компрессора не должна превышать 15 мин |
Неисправность масляного насоса, засорение сетки его фильтра, низкий уровень масла в картере компрессора, загрязнение масла |
При низком давлении масла в компрессоре, но достаточном уровне масла в картере компрессор остановить, так как из-за заклинивания узлов он может быть разрушен |
|
Выброс масла в нагнетательный трубопровод и через воздушные фильтры или сапун в атмосферу |
Износ поршневых колец, высокий уровень масла в картере компрессора, повреждение нагнетательного клапана ЦВД |
Чаще продувать маслоотделители и влагосборники, излишки масла слить через спускное отверстие; при сильном выбросе масла отключить компрессор |
Выброс воздуха при работе компрессора под нагрузкой через фильтры ЦНД |
Повреждение или незакрепление клапанов ЦНД; излом медной прокладки клапанной коробки ЦНД |
Следовать с поездом дальше, учитывая, что подача компрессора понижена. При наличии запасных частей неисправность на стоянке устранить |
Снижение подачи компрессора |
Неисправность клапанов: излом пружин или пластин, нагар на пластинах, малый их подъем; загрязнение фильтров, пропуск воздуха поршневыми кольцами, утечки воздуха в соединениях труб |
Следовать, ограничивая расход воздуха, до основного или оборотного депо. |
Не пускаются мотор-компрессоры |
Загустение масла |
При обесточенной цепи включения компрессора провернуть его вручную. Долить теплое масло в картер |
Компрессор К2 на тепловозе ЧМЭЗ не включается |
Нет подачи масла в гидромеханический редуктор из-за заедания перепускного клапана |
Спецключом отвернуть клапан и устранить заедание |
Компрессоры не включаются или не отключаются |
Выход из строя регулятора давления |
Слегка постучать по корпусу регулятора, на ЧМЭЗ попробовать включить или выключить регулятор ГЗ/8"; если это не даст результата, на двухсекционном локомотиве переключиться на исправный регулятор давления либо перейти на ручное управление компрессорами |
Регулятор давления не обеспечивает включение и выключение компрессора при заданных давлениях |
Неправильная регулировка регулятора |
Отрегулировать регулятор на заданные давления включения и выключения; на двухсекционном локомотиве переключиться на другой регулятор давления |
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Действия машиниста для устранения неисправностей |
Регулятор ЗРД не срабатывает на выключение, компрессор работает в режиме холостого хода |
Пропуск воздуха через выключающий клапан (не садится на седло, признаком этого является выход воздуха через атмосферное отверстие регулятора) |
Перейти на работу от исправного регулятора давления или очистить выключающий клапан |
2. Кран машиниста № 394, 395 Завышение давления в ТМ при положении II ручки КМ |
Неплотность питательного клапана редуктора крана машиниста (КМ), в результате чего в УР может попасть больше воздуха, чем может сбросить стабилизатор, и произойдет перезарядка ТМ. Реже: засорение в стабилизаторе отверстия диаметром 0,45 мм; пропуск воздуха золотником; большая утечка воздуха из УР через отверстие диаметром 1,6 мм в полость над уравнительным поршнем, вызывающая полное открытие питательного клапана редуктора; излом или нарушение плотности диафрагмы редуктора; повреждение прокладки между средней и нижней частями КМ; засорение калиброванного отверстия диаметром 1,6 мм; износ градационного сектора КМ; разработка соединения золотника со стержнем и др. |
Установить ручку КМ в положение IV. Если повышение давления прекратилось, причиной его была неплотность клапана редуктора. При снижении давления в ТМ до зарядного установить ручку крана в положение II. Повторить эти действия до прибытия на станцию. Если в положении IV продолжается завышение давления, возвратить ручку в положение II и увеличить темп ликвидации сверхзарядки путем затяжки пружины стабилизатора или ослабить заглушку стабилизатора. |
Медленное повышение давления в тормозной магистрали (ТМ) при отпуске установкой крана машиниста в положение I |
Засорение сетки на питательной трубе к КМ; малое отверстие впускного клапана (менее 2 мм); низкое давление в главных резервуарах, плохая проходимость блокировочного устройства № 367, неплотность уравнительного поршня |
Выполнять отпуск тормозов более длительное время установкой ручки КМ в положение I, на остановке устранить неисправность |
При переходе с завышенного давления на зарядное срабатывают тормоза поезда, загорается лампа «ТМ» |
Неисправность стабилизатора (плохая притирка клапана, излом диафрагмы, нарушение крепления), вызывающая повышенный темп понижения давления, или неправильная его регулировка; заедание уравнительного поршня с последующим ею подъемом (срывом); низкая плотность уравнительного поршня, большие утечки из УР. Неисправность магистральной части одного из грузовых ВР на локомотиве или вагонах |
Производить отпуск тормозов I положением крана до зарядного давления в УР, не допуская сверхзарядки. Проверить темп ликвидации сверхзарядки ТМ стабилизатором, если состояние крана в норме, при неоднократном срабатывании тормозов в пути следования заявить контрольную проверку тормозов. При неисправности или нарушении регулировки стабилизатора отрегулировать его или заменить. При заедании или низкой плотности уравнительного поршня сменить кран. |
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Действия машиниста для устранения неисправностей |
Давление в тормозной магистрали и уравнительном резервуаре при поездном положении ручки крана понижается темпом, не вызывающим торможение |
Засорение сетки фильтра редуктора крана машиниста, излом пружины редуктора |
Установить ручку КМ в положение IV. Давление в УР повышать кратковременной постановкой ручки крана в положение I, на станции сменить редуктор или кран машиниста |
После ступени торможения происходит самопроизвольный отпуск тормозов при нахождении ручки крана машиниста в положении IV |
Пропуск воздуха между притирочными поверхностями золотника и его стола; зауживание отверстий в трубке от УР и в ее штуцере; заедание уравнительного поршня в верхнем положении с последующим перемещением его в нижнее положение, неисправности тормозного оборудования вагонов |
Применять III положение ручки крана. При необходимости применять экстренное торможение |
Слышно дутье воздуха через атмосферную трубку крана машиниста |
Плохо притерт впускной или выпускной клапан. Пропуск воздуха манжетой цоколи нижней части крана |
На остановке или при перекрытом комбинированном кране продуть клапаны постановкой ручки крана в положения I и VI Манжету сменить |
Снижение давление в ТМ и УР при переводе ручки крана е положение IV |
Большие утечки из УР; пропуск воздуха уплотнениями уравнительного поршня, хорошо выявляемый при больших утечках воздуха из ТМ |
Следовать далее с учетом снижения скорости после усиления торможения. На остановке устранить неисправности крана или сменить его |
Низкий темп или отсутствие служебного торможения при постановке ручки крана в положение V |
Засорение отверстий диаметрами 1,6 и 2,3 мм; сильный пропуск воздуха уплотнениями поршня или его заклинивание в среднем положении; излом хвостовика (выпускного клапана) уравнительного поршня; смятие, засорение или замерзание атмосферной трубки крана |
Применить экстренное торможение, сменить кран машиниста или перейти в другую кабину управления. Для служебного торможения смещать ручку крана за положение V или следовать до ближайшей станции только на ЭПТ |
3. Кран вспомогательного тормоза уcл. № 254 При торможении краном машиниста отсутствует наполнение тормозных цилиндров локомотива |
Излом или осадка пружины переключательного поршня крана № 254; засорение калиброванного канала диаметром 0,8 мм, сообщающегося с полостью между поршнями; пропуск воздуха через клапан «буфера» в атмосферу; не исправен воздухораспределитель локомотива |
Продолжить движение до основного или оборотного депо. При необходимости производить торможение краном № 254 (положениями III—VI) |
При нажатии на клапан «буфера» (положение I) нет полного отпуска тормоза |
Заедание переключательного поршня; пропуск воздуха его манжетой; засорение торцового канала переключательного поршня или калиброванного канала диаметром 0,8 мм, сообщающегося с полостью между поршнями; заедание нижнего поршня |
Отключить воздухораспределитель локомотива (кроме следования одиночным порядком). Продолжать движение до основного депо, где устранить неисправность. При следовании одиночным порядком сменить кран или отпускать тормоза краном машиниста. |
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Действия машиниста для устранения неисправностей |
При первой ступени торможения краном вспомогательного тормоза отсутствует наполнение ТЦ |
Заедание или тугое перемещение поршней; смещение центрирующей шайбы в стакане; излом регулировочной пружины |
Продолжать движение. При необходимости сменить кран. В депо смазать или заменить манжеты поршней, устранить смешение шайбы, заменить пружину |
Медленное наполнение ТЦ |
Малый подъем (открытие) двухседельчатого клапана; загрязнение сетки фильтра |
При следовании одиночным порядком тормоза локомотива приводить в действие заблаговременно или перейти на управление из второй кабины (секции) |
Медленный отпуск тормоза локомотива |
Заедание двухседельчатого клапана; засорение отверстий нижнем поршне Смятие, засорение или замерзание атмосферной трубки |
При пользовании краном № 254 для предупреждения заклинивания колесных пар локомотива выполнять ступени торможения не более 2-2,5 кг/см2 Отсоединить атмосферную трубку от крана |
При тормозных положениях ручки крана вспомогательного тормоза давление в ТЦ поднимается до уровня питательной магистрали |
Засорение отверстия в средней части крана, сообщающего ТЦ с полостью под нижним поршнем |
При следовании с поездом перекрыть разобщительный кран на трубопроводе от крана № 254 к ТЦ, при следовании одиночным порядком на ЧМЭЗ пользоваться вторым краном или сменить кран. На тепловозах 2ТЭ116 краном вспомогательного тормоза не пользоваться, кран от ВР к крану № 254 перекрыть, пользоваться краном машиниста либо сменить кран. |
4. Блокировочное устройство № 367 Недостаточная проходимость воздуха через блокировочное устройство, вызывающая срабатывание тормозов из-за утечек воздуха из ТМ поезда, невозможность их отпуска и зарядки |
Малый подъем клапанов устройства; засорение его каналов или их зауживание из-за выдавливания прокладки; замерзание устройства, чаще всего корпуса сигнализатора расхода воздуха |
На станции проверить установленным порядком проходимость воздуха через устройство, устранить неисправность. На перегоне при срабатывании тормозов остановить поезд, перевести ручку крана машиниста в положение I и наблюдать за давлением в магистрали. Если завышения давления нет, значит причина в замерзании (засорении) клапана от питательной магистрали к устройству или самого устройства. Следовать до ближайшей станции, сменив кабину управления; в оставленной кабине включить отопление |
При смене кабины управления в передней кабине при повороте ручки блокировочного устройства вниз тормоз локомотива не отпускает |
Пропуск воздуха клапанами устройства в задней кабине, в результате чего воздух из питательной сети попадает в ТЦ |
Ручку крана № 254 в задней кабине установить в поездное положение |
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Действия машиниста для устранения неисправностей |
В передней кабине управления ручку блокировочного устройства невозможно повернуть вниз |
Наличие остаточного давления в ТМ из-за неполной ее разрядки (при смене кабины) вследствие съема ручки устройства, ставшего возможным в результате износа стопорного замка; пропуск воздуха клапанами устройства |
Разрядить ТМ через комбинированный кран, при смене кабины выключать блокировочное устройство только после разрядки ТМ до нуля. |
5. Другое тормозное оборудование Быстрое падение давлении в ГР |
Сорван или лопнул межсекционный рукав питательной магистрали (ПМ) |
Сменить рукав, а если сделать это нельзя, перекрыть концевые краны (синего цвета) между секциями; регуляторы давления включить в работу со своим компрессором |
Недостаточная эффективность тормоза локомотива |
Выход из строя одного или нескольких ТЦ (обрыв резинового рукава, пропуск воздуха через неплотности крышки, манжеты) Неисправно реле давления №404 (пропуск воздуха через неплотности крышки или выпускного клапана, замерзание диафрагмы) |
На стоянке при невозможности самостоятельно устранить неисправность перекрыть разобщительные краны к ТЦ или реле давления № 404. Тормоз локомотива применять заблаговременно |
⇐Проверки тормозного оборудования локомотивов | Тормозное оборудование локомотивов | Порядок включения и размещения тормозов в составе⇒