С помощью рычажной передачи тормозное усилие от ручного, пневматического или электропневматического тормоза передается на тормозные колодки, прижимаемые к колесам.
По принципу действия на колесные пары различают рычажные передачи двустороннего (рисунок на с. 218) и одностороннего (рисунок на с. 219) торможения.
Устройства и принцип действия. Тормозные рычажные передачи состоят из горизонтальных 2 и вертикальных 5 рычагов, тяг 3, затяжек (распорок) 6, тяги 4 ручного тормоза, подвесок 7, башмаков 9 и колодок 8. В поперечном направлении башмаки укреплены на триангелях, траверсах или балках (на рисунке не показаны).
При поступлении сжатого воздуха в тормозной цилиндр 1 поршень со штоком движется вправо, при этом происходят быстрые перемещения деталей горизонтальный рычаг АВ поворачивается около шарнира Б, перемещает тягу ВВ и поворачивает вертикальный рычаг ВД около шарнира Г. Нижний конец Д рычага перемещает триангель, прижимая башмаки с колодками к колесам (положение, показанное штриховыми линиями);
после того как первая пара колодок прижмется к колесам, конец Д рычага останется неподвижным. При дальнейшем движении рычага ВД влево вместе с затяжкой ГГ перемещается рычаг (подвеска) ЖЕ, прижимая вторую пару колодок;
рычаг АВ перемещает вправо затяжку ББ, и через тягу В,В( с рычагом В,Д, прижимает третью пару колодок.
Дальнейший поворот рычага В,Д, происходит около неподвижного шарнира Д,, вследствие чего затяжка Г, Г, переместится вправо и рычаг Ж,Е, прижмет к бандажам четвертую пару колодок.
Указанный процесс перемещения тяг и рычагов происходит за время около 0,5 с. При этом обе оси затормаживаются одно-
временно, так как горизонтальный рычаг АВ поворачивается не только в шарнире Б, но и в шарнире В.
Привод ручного тормоза посредством тяги 4 соединен с горизонтальным рычагом АВ, поэтому действие рычажной передачи будет такое же, как и при автоматическом торможении, но процесс протекает более медленно.
Передаточное число и к. п. д. Передаточным числом (отношением) рычажной передачи называется отношение суммы усилий нажатия тормозных колодок вагона или локомотива ХК к усилию, приложенному на рукоятке винта ручного тормоза, или к силе Р давления сжатого воздуха на поршень тормозного цилиндра.
Сумму усилий нажатия тормозных колодок определяют из выражения ХК — Рпт], где п — передаточное число; П — коэффициент полезного действия рычажной передачи
Для рычажных передач четырехосных вагонов с односторонним торможением 11 = 0,95, с двусторонним т)=0.9; для шестиосных вагонов п=0,85—0,9. У электровозов ВЛ8 11 = 0,93, у ВЛ23 <1 = 0,88.
Передаточное число может быть выражено следующими формулами (см. соответственно рис. а и б на с. 219); п = т^-у-
или п = т л ГК где т — число пар колодок, т. е. число триангелей, траверс или тормозных балок; Д В — ведущие плечи рычагов; Б, Г — ведомые плечи рычагов.
Углы наклона и подвешивания тормозной колодки. Угол и между горизонтальной осью колеса и осью тормозной колодки называется углом ее наклона. Угол р между осью подвески и линией, соединяющей нижний конец подвески с центром оси колесной пары, называется углом подвешивания тормозных колодок.
Угол а на вагонах обычно не превышает 10°, а на локомотивах 30". Угол р должен составлять 90°.
⇐Соединительные рукава типов Р2 и РЗ | Тормоза подвижного состава | Тележка грузового вагона с односторонним торможением⇒