Устройство. В верхней части корпуса б запрессована втулка, по которой перемещается магистральный поршень 9 с уплотнительным кольцом. Поршень связан рамкой с золотником 7.
Золотник прижимается к зеркалу втулки лепестковой пружиной, а внутри него находится уравнительный клапан 8, связанный шпилькой со штоком поршня. В крышке 12 размещен упорный стержень //. поджатый пружиной.
В нижней Части клапана расположен ускоритель экстренного торможения. Состоит он из ускорительного поршня 5, верхнего клапана 3, прижимаемого к седлу 4 пружиной, и нижнего клапана 1. Последний дополнительно прижимается к своему седлу пружиной 2, которая опирается на тонкую шайбу.
Трехходовая пробка 14 переключательного крана снабжена ручкой 15, имеющей три положения: / (вертикальное) — тройной клапан включен с ускорителем, // (под углом) — клапан выключен, III (горизонтальное) — клапан включен без ускорителя.
В магистральном отростке нижней части помещен металлический пылеулавливающий Колпачок 13.
Действие. Зарядка. При зарядке воздух из магистрали поступает через колпачок 13 (рисунки на с. 94 и 95), пробку 14. отверстия в крышке 12 в магистральную камеру МК и устанавливает поршень 9 вместе с золотником 7 в положение отпуска и зарядки (по рисунку влево). По отверстиям 10 во втулке и торце поршня воздух перетекает в золотниковую камеру ЗК и запасный резервуар ЗР.
При таком положении золотника тормозной цилиндр и полость воздухораспределителя над ускорительным поршнем 5 сообщаются с атмосферой через углообразную выемку 17,18 в золотнике и отверстие 19 во втулке. Одновременно воздух из.магистрали поступает в ускоритель, поднимает нижний клапан /, заполняет ускорительную камеру над этим клапаном и снова прижимает его к седлу.
Торможение. При снижении давления в магистрали темпом служебного торможения (на 1,2—1,5 кгс/см2) магистральный поршень перемещается вправо (по рисунку) сначала вместе с уравнительным клапаном 5, а затем и с золотником, открывая сообщение запасного резервуара с тормозным цилиндром через каналы 16 и 20.
Усилие на поршень уменьшается и он останавливается, немного не доходя до буферного стержня 11 или слегка касаясь его. В этом случае, т. е. при полном торможении, давление в запасном резервуаре и тормозном цилиндре выравнивается.
Если давление в магистрали снижается на величину, меньшую чем 1,2 кгс/см2, но не менее 0,4 кгс/см2, то поршень вместе с золотником и уравнительным клапаном перемещается так же, как и при полном служебном торможении. Воздух из запасного резервуара будет перетекать в тормозной цилиндр до тех пор, пока в запасном резервуаре давление не понизится по сравнению с давлением в магистрали примерно на 0,1 кгс/см2.
После этого поршень вместе с уравнительным клапаном сдвинется обратно (влево) и клапан прекратит сообщение запасного резервуара с тормозным цилиндром — получится ступень торможения.
Последующая ступень торможения осуществляется легче, чем первая, поскольку питательные отверстия закрыты и магистральный поршень перемещается теперь без золотника. Благодаря этому последующую ступень можно вызвать понижением давления в магистрали уже на меньшую величину, примерно на 0,3 кгс/см2.
При резком понижении давления в магистрали, например, темпом 1 кгс/см2 за 0,6 с (экстренное торможение), поршень 9 быстро перемещается в правое крайнее положение, прижимаясь к прокладке между корпусом и крышкой.
В этом случае золотник становится я такое положение, при которой его кромка открывает канал 21.
Тогда воздух из запасного резервуара устремляется на ускорительный поршень 5, который вместе с верхним клапаном 3 отжимается вниз. Воздух из полости между верхним 3 и нижним 1 клапанами уходит в тормозной цилиндр, давление над нижним клапаном понижается и он перемещается вверх, пропуская воздух из магистрали в тормозной цилиндр.
Этот процесс продолжается до тех пор, пока давление в магистрали не станет ниже давления, действующего на клапан 1 сверху. После этого тормозной цилиндр наполняется только из запасного резервуара через дроссельное отверстие в ускорительном поршне.
Благодаря дополнительному выпуску воздуха из тормозной магистрали при экстренном торможении происходит более быстрое распространение тормозной волны по поезду, а давление в цилиндрах получается несколько выше, чем при служебном торможении.
Отпуск. Когда давление в магистрали повышают до величины большей на 0,2— 0,3 кгс/см2, чем давление в запасном резервуаре, поршень 9 с уравнительным клапаном и золотником перемещается в крайнее левое положение.
Происходит зарядка запасного резервуара и одновременно тормозной цилиндр сообщается с атмосферой.
⇐Электропневматический клапан автостопа (ЭПК) уcл. №150 | Тормоза подвижного состава | Воздухораспределитель уcл. № 292-001⇒