Водяная система дизеля (рис. 7) состоит из двух контуров — основного (горячего) и дополнительного (холодного).
Основной контур. Насосом 29 вода нагнетается в дизель, охлаждая втулки цилиндров, их крышки, выпускной коллектор и турбокомпрессор. Выходя из дизеля и турбокомпрессора, горячая вода поступает в секции холодильника 1 (І) и 1 (2) основного контура, проходит их и, охлажденная, попадает в маслоохладитель 28 гидропередачи. Охладив масло гидропередачи, вода поступает во всасывающую полость насоса 29.
Дополнительный контур. Насосом 31 вода нагнетается в охладитель наддувочного воздуха, а затем в маслоохладитель 35 дизеля. Охладив наддувочный воздух и масло дизеля, вода через регулятор температуры 34 поступает во всасывающую полость насоса 31.
В системе применен серийный регулятор температуры прямодействующего типа РТП65-45 (техническое описание и инструкцию по эксплуатации см. в документации, прилагаемой к дизелю тепловоза). Он предназначен для прямой регулировки температуры воды в охладителе наддувочного воздуха и косвенной регулировки температуры масла дизеля и гидропередачи при условиях малых нагрузок и, особенно, при низких температурах наружного воздуха, когда требуется подогрев наддувочного воздуха. Это производится горячей водой основного контура.
При температуре воды на выходе из секции дополнительного контура 36-40 °С канал X перекрыт и поток воды направляется через канал Я к насосу 29 основного контура. При этом вода из основного контура засасывается насосом 31 дополнительного контура и резко сокращается расход воды через охладитель масла 28 гидропередачи. Система охлаждения работает как одноконтурная.
По мере повышения температуры воды, проходящей через регулятор температуры, выше 40 °С и до 50 °С он вначале частично, а затем полностью закрывает канал Я и открывает канал X, через который весь поток воды, выходящей из секции дополнительного контура, направляется к насосу 31, т. е. система охлаждения работает как двухконтурная.
На трубопроводе выхода воды из дизеля установлен терморегулятор 15, который управляет клапаном подачи масла в гидромуфту привода вентилятора холодильника. Начало открытия клапана происходит при температуре воды (82 ± 2) °С, а полное открытие — при температуре 92 °С.
— трубопровод охлаждения-, — трубопровод обогрева и подпитки -,
—-трубопровод на дизеле-, —-пароотводы;
-<- направление потоков воды при работе дизеля -,
-«- направление потоков воды при прогреве от внешнего источника; Д,П, X обозначение каналов на регуляторе температуры;
С…….гибкое соединение
Примечание. Знак„+“открыто; знакзакрыто,- знак„+** “закрыть при появлении воды.
Рис. 7. Водяная система: 1 (7). 1 (2) — секции холодильника основного контура; 2, 5, 7, 12, 1-3, 17, 20, 23, 25, 26, 37, 38, 39 — вентили; 3 (1) -3 (3) — краны; 4 — водомерное стекло; 6 (1), 6 (2) — клапаны обратные; 8 — заливочная горловина; 9 — клапан паровоздушный; 10 — бак расширительный; 11 — датчик реле уровня; 14 (1)-14 (3) — датчик термореле; 15 — регулятор температуры; 16 (7), 16 (2) — термометры дистанционные; 18 (7), 18 (2) — обогреватели пола; 19 (7), 19 (2) — пробки; 27 — калорифер; 22 — обогреватель аккумуляторов; 24 (1), 24 (2) — головки соединительные; 27 — дизель; 28 — маслоохладитель УГП; 29 — насос охлаждения дизеля; 30, 32 — краны; 31 — насос охлаждения наддувочного воздуха; 33 — топливо-подогреватель; 34 — регулятор температуры; 35 — маслоохладитель дизеля; 36 — секции холодильника дополнительного контура
Контроль температуры воды, выходящей из дизеля (основной контур) и входящей в насос 31 (дополнительный контур), осуществляется дистанционными термометрами 16 (1) и 16 (2), датчики которых установлены на трубопроводах, а указатели — на пульте в кабине машиниста.
Для управления жалюзи холодильника на трубопроводах установлены датчики,термореле 14 (і) -14 (3). Отвод пара из наиболее нагретых точек дизеЛя и других характерных точек трубопровода системы осуществляется при помощи паровоздушных трубок в расширительный бак 10, где пар конденсируется или, занимая верхнюю часть бака (свободную от воды), создает избыточное давление в нем в пределах регулировки паровоздушного клапана 9 — 0,05-0,075 МПа (0,5-0,75 кгс/см2), смонтированного в крышке заливочной горловины 8. Если в расширительном баке создается разрежение порядка 0,002-0,008 МПа (0,02-0,08 кгс/см2), то этим же клапаном бак соединяется с атмосферой и заполняется воздухом.
От основного контура имеется отвод воды к обогревателям кабины: 18 (I) и 18 (2) — обогревателям пола и 21 — калориферу, а также к обогревателю аккумуляторного помещения 22. После прохождения этих теплообменников вода снова возвращается в контур. Также имеется отвод воды к топливоподогревателю 33.
Положение вентилей, кранов и соединительных головок при включении обогрева кабины, подогрева топлива, прогреве водой от внешнего источника, при заправке системы и сливе воды из системы показаны в таблице к рис. 7.
⇐Топливная система | Тепловозы ТГМ4Б | Масляная система⇒