Перед сушкой обмоток машину протрите и очистите сухим воздухом под давлением. Коллектор или контактные кольца, щеточный аппарат, изоляторы, переднюю и заднюю лобовые часта обмоток якоря и доступные части магнитной системы очистите от пыли, грязи и масла. Выбор способа сушки зависит главным образом от местных условий, имеющихся возможностей и степени увлажнения изоляции. Наиболее интенсивной сушкой влажной изоляции является сушка электрическим током, при которой внутренние слои изоляции нагреваются сильнее наружных. Однако следует учитывать, что сушка током, пропускаемым через обмотку с сильно увлажненной изоляцией, может привести к ее вспучиванию. Поэтому в подобных случаях сушку рекомендуется вначале проводить дру
гим способом, например внешним нагреванием либо продуванием через машину горячего воздуха, затем можно сушить током.
Электрическим током обмотки сушите тогда, когда сопротивление изоляции больше 0,05 МОм. При сопротивлении изоляции менее 0,05 МОм возможен пробой изоляции на корпус. Сопротивление изоляции в процессе сушки измеряйте мегаомметром напряжением 500 В, а температуру неподвижных обмоток — термометром, ртутную камеру которого оберните станиолью. Во время сушки обмоток через каждые 15-30 мин, а по достижении установившейся температуры — не реже одного раза в час измеряйте и записывайте в протоколе сушки температуру сопротивления изоляции.
При сушке на время измерения сопротивления изоляции ток выключайте, но при сушке постоянным током не отключайте полный ток во избежание пробоя изоляции; выключение производите постепенным снижением подаваемого напряжения. Обмотку и стальные детали нагревайте постепенно. При быстром нагреве может возникнуть разница температур обмотки и активной стали, что может привести к повреждению (разрыву) изоляции из-за различных коэффициентов их линейного расширения. В процессе 2-3 ч сушки температура обмоток не должна превышать 50-60 ° С, а через.6-8 ч после начала сушки-70 °С.
Во время сушки сопротивление изоляции обмоток сначала понижается вследствие испарения из машины влаги, а затем начинает возрастать и наконец устанавливается постоянным или незначительно повышается. Ни в коем случае нельзя прекращать сушку при продолжении понижения сопротивления изоляции. При установившемся сопротивлении ИЗОЛЯЦИИ сушку продолжайте 2-3 ч; если при этом изменение сопротивления изоляции незначительно, то сушку можно закончить.
Сушка изоляции обмоток продуванием через машину горячего воздуха. При сушке горячим воздухом пользуйтесь вентилятором или воздуходувкой. Воздух, подводимый к машине, подогревайте при помощи специальных подогревателей. Обмотки машин по возможности равномерно обдувайте горячим воздухом, температура которого не должна превышать 90-100 °С.
Сушка внешним обогревом. Для сушки внешним обогревом электрическую машину поместите в сушильную камеру, которая должна быть вентилируемой. Температура воздуха камеры не должна превышать 90-100 °С. Во время сушки все крышки коллекторных камер и вентиляционные отверстия откройте.
Сушка изоляции обмоток электрическим током. Существуют два способа сушки изоляции: от постороннего источника тока и в режиме короткого замыкания. Сушку током от постороннего источника производите тогда, когда не представляется возможным вращать машину и имеется источник постоянного тока низкого напряжения. При этом на время сушки снимите крышки коллекторных камер и откройте венти
ляционные отверстия электрических машин для свободного удаления влаги из машины и обмоток, а также периодически проворачивайте якорь. Сушку током короткого замыкания применяйте в тех случаях, когда возможна работа машины в качестве генератора.
Изоляцию двухмашинного агрегата сушите от постороннего источника тока при номинальном напряжении, если сопротивление изоляции не менее 0,1 МОм. При сопротивлении изоляции ниже этого значения (до 0,05 МОм) сушку изоляции обмоток производите в режиме короткого замыкания или от постороннего источника напряжением 15-20 В. При сушке изоляции в режиме короткого замыкания передвиньте на время сушки траверсу на 2-3 коллекторные пластины по вращению. Ток обмотки выбирайте такой, чтобы предельная температура ее изоляции не превышала 70 °С, что составляет 80-85% номинального значения тока. При сушке электродвигателей серии П током от постороннего источника цепь якоря с обмоткой добавочных полюсов и последовательной обмоткой подключайте к сети с напряжением, равным 3-6% номинального. При этом сила тока, необходимая для нагрева машины до температуры 70 °С, не должна превышать 50-60% номинального тока. Включайте и выключайте обмотки только через реостат.
⇐Двухмашинный агрегат и вспомогательные электрические машины | Тепловозы ТГМ4Б | Уход за электроаппаратурой, шунтами, контактами контакторов и реле⇒