При проектировании тепловоза для получения необходимых тормозных путей при одиночном следовании с конструкционной скоростью 160 км/ч было предположено применить торможение неметаллическими колодками из пластмассы марки 6КВ-10. Однако в процессе работы первых тепловозов с пассажирскими и скорыми поездами при торможении неметаллическими колодками выявилась ненормальная выработка бандажей по поверхности катания, повышенный нагрев и провертывание бандажей, а в ряде случаев и быстрый износ гребня бандажа.
Было принято решение спроектировать рычажную передачу тормоза с применением стандартных чугунных колодок, а следовательно, и с повышенным коэффициентом нажатия их на колесо. Этой передачей оборудуют тепловозы ТЭП60, начиная с № 0018.
При чугунных тормозных колодках и при рычажной передаче со статическим коэффициентом нажатия 0,616 максимальная скорость одиночно следующего тепловоза установлена 115 км/ч.
Рычажная передача тормоза, применяющаяся на тепловозах ТЭП60, схема которой показана на рис. 162, дает возможность при необходимости перейти на торможение неметаллическими колодками без каких-либо существенных переделок в узлах передачи.
Рис 162 Схема рычажной передачи тормоза
При замене чугунных колодок неметаллическими необходимо ось вращения вертикального рычага 1 установить в верхнее отверстие боковины рамы тележки, на верхнее же отверстие подвешивают и рычаг 1. При перестановке оси и вертикального рычага 1 на верхнее отверстие передаточное число рычажной передачи изменится с 5,33 на 2,38.
В табл. 31 приведены основные характеристики рычажной передачи, выполненной с двусторонним расположением тормозных колодок. На одной тележке установлены четыре тормозных цилиндра диаметром 254 мм (10"). Каждый цилиндр приводит в действие три тормозные колодки, подвешенные на кронштейнах, приваренных к боковинам и поперечным балкам тележки. Рычажная передача, идущая от каждой пары тормозных цилиндров, расположенных на противоположных сторонах тележки, имеет поперечную балку, которой передается сила из плоскости тормозных цилиндров в плоскость :круга катания бандажей. Суммарный зазор между тремя тормозными колодками и бандажами, обслуживаемыми одним тормозным цилиндром, 18 мм. При большом износе тормозных колодок и бандажей перед регулировкой зазора между ними винтом и муфтами рекомендуется переставить валики в вилках тормозных тяг.
Таблица 31
Неравномерность прилегания контура колодки к контуру колеса регулируют подтягиванием гайки скобы, закрепленной на башмаке. Максимальный эксплуатационный выход штока тормозного цилиндра устанавливается инструкциями ЦТ МПС по тормозам.
⇐Особенности эксплуатации тележки | Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 | Ручной тормоз⇒