Эластичная муфта. Коленчатый вал дизеля и вал якоря генератора соединены полужесткой муфтой (рис. 15). Конструкция муфты полностью унифицирована и взаимозаменяема для всех модификаций дизеля типа Д100. При перестановке муфты с одного дизеля на другой используют новые болты крепления дисков муфты с фланцами коленчатого вала и вала генератора, так как они являются призонными.
Муфта состоит из двух дисков: ведущего, на наружной поверхности которого выполнен зубчатый венец, и ведомого, оба диска из стали 40Х. Между дисками поставлен пакет пластин (54 шт.), толщина каждой пластины 0,8 мм. Пластины штампованы из листовой стали 2X13 (ГОСТ 5582-75), допускается сталь 17Х18Н9 по ТУ 14-1-1206-74.
Пакет пластин 5 соединен с дисками муфты болтами, причем поочередно с каждым диском следующим образом: пятью болтами через один, пакет крепится к ведущему диску, остальными пятью болтами он крепится к ведомому диску. Таким образом, небольшие перекосы осей коленчатого вала и вала генератора компенсируются изгибом пластин муфты. Муфта не компенсирует параллельного смещения коленчатого вала и вала генератора, а в направлении вращения является жесткой. Такая конструкция муфты позволяет жестко передавать без изменений вращающий момент от дизеля к генератору.
Соосность коленчатого вала и вала генератора обеспечивается центрирующей посадкой дисков на бурты фланцев валов. При центровке соосности валов дизеля и генератора одновременно замеряют радиальный зазор между якорем и главными полюсами генератора. Зазор измеряют длинными щупами в разных положениях вала якоря (разность не более 0,8 мм, зазор 3,2-4,4 мм). Излом вала дизеля и вала генератора проверяют измерением толщины муфты в одной и той же точке при разных положениях коленчатого вала (принято и считается достаточным проверять при повороте вала на 90°). Допустимое отклонение толщины муфты, замеренной в разных положениях коленчатого вала в одной и той же точке, не должно превышать 0,15 мм, при больших значениях необходима перерегулировка.
Ведущий диск муфты градуирован на 360° и имеет 12 меток. Десять меток от «1Т» до «ЮТ» указывают положение соответствующих кулачков валов привода топливных насосов (при этих положениях производится установка топливных насосов, что соответствует по профилю кулачка геометрическому началу подачи топлива- подъем центра ролика толкателя 3,6 мм).
Выпускные коробки. Выпускная коробка унифицирована для всех модифи-
Рис 15 Муфта привода генератора. 1,3 — болты, 2 — сухарь, 4 — ведущий диск, 5 — пластины (кольца), 6 — ведомый диск каций двигателей типа Д100. Выпускная коробка служит для удаления из цилиндра отработавших газов в выпускной коллектор. Втулка цилиндров своей нижней частью (поясом размещения выпускных окон) входит в выпускную коробку, представляющую собой отливку из чугуна прямоугольной формы с цилиндрическим отверстием для нижней части втулки цилиндра. С двух противоположных сторон коробки выполнены полости для прохода выпускных газов из втулки в коллектор. Стенки этих полостей двойные. Между ними циркулирует вода, охлаждающая выпускной коллектор и втулки цилиндров. Вода из выпускного коллектора проходит через переливные коробочки в коллекторе и водяные полости в выпускной коробке.
В нижней части коробка имеет кольцевой центрирующий бурт (обточка которого выполнена соосно с отверстием под втулку), которым коробка центрируется в выточке опорного листа блока (нижний лист отсека выпускных коллекторов). В центрирующем бурте и соответственно в горизонтальном листе блока имеется 6 отверстий с резьбой. В эти отверстия со стороны нижнего картера болтами коробка крепится к блоку.
Выпускной коллектор. Выпускной коллектор полностью унифицирован с коллектором дизеля 10Д100, он смонтирован в боковых нишах (отсеках) блока и прикреплен шпильками к боковым поверхностям выпускных коробок (см. рис. 7). Между коллектором и выпускнымг коробками установлены паронитовые прокладки, чтобы не допустить пропуска выпускных газов и воды, охлаждающей коллектор. Для придания паронитовым прокладкам эластично-упругих свойств их троекратно пропитывают эластомером ГЭН-150(В).
Между двумя стенками выпускного коллектора,изготовленного из листовой стали, образуется полость для протока охлаждающей воды к полостям выпускной коробки и далее к втулке цилиндра (см. рис. 7). Наружный и внутренний кожуха соединены между собой общей плитой, которой коллектор крепится к выпускным коробкам. Фланцы перетока воды из коллектора в полость охлаждения втулки соединяют верхний наружный и внутренний кожуха, а фланцы смотровых лючков- боковые кожуха. Внутренний и наружный кожуха скреплены между собой распорными бонками с электрозаклепками, которые предохраняют плоские стенки кожухов от деформации при повышенном давлении воды в системе.
В нижней части коллектора между 9-м и 10-м цилиндрами на вертикальной передней стенке приварены две бонки с отверстиями. Верхнее отверстие проходит в газовую полость, а нижнее — в водяную полость и служат они для установки вентиля спуска воды из полости охлаждения коллектора (нижнее) и спуска конденсата из газовой полости (верхнее).
Коллектор соединен фланцами с выпускным патрубком, между фланцами установлены паронитовые прокладки. Фланец коллектора имеет два прямоугольных выступа в верхней и нижней частях, выступы имеют по три отверстия, через которые болтами коллекторы крепятся к переднему листу блока, удерживая его от продольного смещения. Каждый коллектор (правый и левый) выпускными патрубками через тепловые компенсаторы (сильфонного типа) соединен с глушителем шума, установленным на подставке и кронштейне, закрепленном на блоке около отсека управления. Глушитель шума, таким образом, полностью передает свой вес кронштейну и подставке, не нагружая выпускные патрубки.
⇐Коленчатые валы, их подшипники и антивибратор | Тепловоз ТЭ3 | Вертикальная передача, воздуходувка и приводы⇒