Сборочная единица с неразъемным подшипником скольжения (например, соединение поршня с шатуном при помощи пальца, шарнирные соединения рессорного подвешивания тележек, подшипники маслопрокачивающего насоса и т. п.). Такие узлы с предельным износом деталей (когда зазор между деталями трущейся пары превышает максимально допустимый чертежный зазор на 25% и более, кроме случаев, оговоренных особо) в зависимости от конструкции и прочности материала деталей, а также экономической целесообразности ремонта допускается восстанавливать одним из следующих способов: обработкой одной из деталей, чаще всего шейки вала (пальца, оси, цапфы, валика), под ремонтный размер с одновременным уменьшением диаметра отверстия втулки подшипника; заменой одной из деталей новой и восстановлением нормальной формы (устранением овальности более 0,05 мм) трущихся частей незаменяе-мой детали; наращиванием до нормальных размеров и форм деталей.
При сборке сборочных единиц с неразъемными подшипниками скольжения обеспечить:
установленную посадку втулки в подшипниковом гнезде. При этом отверстия втулки, служащие для подвода смазки в подшипник, совместить с соответствующими отверстиями в гнезде. Втулку закрепить от проворота;
установленный зазор «на масло» в подшипнике и свободное относительное вращение (перемещение) трущихся деталей. Разность зазоров «на масло» у подшипников многоопорных валов не более 15%;
соосность подшипников (совпадение геометрических осей) и минимальную ступенчатость несущих (рабочих) поверхностей подшипников многоопорных валов (когда вал, валик или ось покоятся на двух или более опорах). Соосность и ступенчатость подшипников многоопорных валов определяют технологическим валом (или соответствующей технологической деталью), оптическими приборами или стрункой;
прилегание шеек многоопорных валов к несущим (рабочим) поверхностям подшипников. Неприлегание (провисание) отдельных шеек допускается не более 0,05 мм.
Сборочные единицы с подшипниками качения. Не допускаются к эксплуатации подшипники качения при следующих дефектах и повреждениях (кроме случаев, оговоренных особо):
отколов металла или трещин на поверхности качения (на кольцах, шариках или роликах);
цветов побежалости и следов заклинивания на поверхности качения деталей вследствие перегрева;
выбоии и отпечатков удара на беговых дорожках колец (или на поверхности цапф) от тугой посадки или ударной нагрузки;
выкрашивания или шелушения металла, мелких раковин, большого числа черных точек на поверхности качения деталей;
раковин коррозионного и некоррозионного характера;
глубоких рисок, забоин на поверхностях качения деталей;
повреждения сепараторов: надлом, трещины, срезы и ослабления заклепок, выработка гнезд до выпадания роликов;
зазора между стальными штампованными сепараторами и буртом внутреннего кольца шарикоподшипника с диаметром отверстия до 30 мм — менее 0,2 мм, с диаметром отверстия более 30 мм — менее 0,3 мм;
предельного износа и деформации деталей, т. е. когда осевой или радиальный зазоры, разность диаметров шариков или роликов и т. д. более допускаемых норм.
При наличии в одном подшипниковом гнезде или сборочной единице двух и более подшипников качения и в случае замены одного из них, как правило, заменяют и другие, т. е. производят комплексную замену подшипников, например, в крестовинах кардана, грузах регулятора частоты вращения и т. д.
Допускаются к дальнейшей эксплуатации подшипники качения, имеющие незначительные дефекты и повреждения: царапины и риски на посадочных поверхностях колец, появившиеся вследствие ослабления посадки; забоины, вмятины, следы коррозии на сепараторе, не препятствующие нормальному движению шариков и роликов; темные пятна коррозионного характера на поверхностях качения деталей, устраняемые зачисткой; матовая поверхность качения деталей как следствие ненормального износа; незначительная деформация и износ гнезд сепаратора сферического роликового подшипника, устраняемые обжатием сепаратора.
Мелкие вмятины, риски и незначительную коррозию на поверхностях качения и в местах посадки деталей подшипников устраняют зачисткой вруч-ную мелкой шлифовальной шкуркой. Устранение других повреждений и ремонт подшипников качений с заменой деталей для восстановления нормальных посадок проводят соответственно требованиям технических указаний, утвержденных ЦТ МПС.
Техническое обслуживание и ремонт сборочных единиц с подшипниками качения (букс колесных пар, ТЭД, тяговых генераторов и др.) проводят согласно действующей Инструкции по содержанию и ремонту сборочных единиц с подшипниками качения.
До монтажа у всех подшипников, бывших в эксплуатации, проверяют равномерность хода и зазоры между деталями. Степень допустимого шума и неравномерность хода определяют сравнением с эталонным подшипником данного типа, отобранным по согласованию с приемщиком депо. Годным для повторного использования считают подшипники, имеющие ровный, без заедания ход и незначительный шум, а также установленные зазоры и размеры.
При сборке необходимо соблюдать следующие основные требования:
устанавливать натяг в соединениях строго в соответствии с чертежом. При этом, если вращается вал, то внутреннее кольцо подшипника должно иметь неподвижную посадку, а наружное кольцо в гнезде — подвижную (кроме случаев, оговоренных особо). Если вращается гнездо (корпус), то наружное кольцо подшипника должно иметь неподвижную посадку, а внутреннее кольцо- подвижную (кроме случаев, оговоренных особо);
не превышать допустимое значение овальности или биения шеек валов в местах монтажа внутренних колец подшипников качения для новых аналогичных деталей более чем на 0,02 мм, кроме случаев, оговоренных особо;
поворачивают на 45 или на 90° наружные кольца перед монтажом в корпус относительно положения, которое они занимали ранее, до разборки сборочной единицы, чтобы нагружение беговых дорожек наружных колец не приходилось каждый раз на одну и ту же зону;
выполняют монтаж подшипника на вал с предварительным нагревом р и<чс-ле до 60-100 °С подшипника или внутреннего кольца, с охлаждением вала или при помощи пресса. В этом случае применяют приспособления (оправки), обеспечивающие действие усилия запрессовки по оси кольца. Если подшипники монтируют одновременно на вал и в гнездо, оправка должна упираться одновременно в торцы обоих колец подшипников. Подшипники (или кольца) нагревают в масляной ванне, в электрических печах, индукционным способом. Время выдержки при температуре 60-100 °С выбирают в зависимости от размера подшипника. Запрещается нагревать подшипники (или кольца) открытым огнем, монтировать и демонтировать подшипник (кольцо) ударами, наносимыми непосредственно по подшипнику.
Подшипник после монтажа на вал должен упираться в его заплечик или деталь, указанную на чертеже сборочной единицы, при посадке в корпус — в бурт гнезда. В случае нагрева деталей индукционным нагревателем детали после запрессовки размагничивают. Качество сборки сборочной единицы с подшипниками качения контролируют по легкости вращения вала, наличию осевого разбега у вала с шарикоподшипником, радиального зазора между роликами и кольцами у роликовых подшипников. Эти величины должны быть в пределах установленных норм.
После сборки подшипников, работающих на пластичной (консистентной) смазке, их смазывают порядком, установленным Инструкцией по ремонту узлов с подшипниками качения. Разрешается щели между роликами и шариками заполнять смазкой до монтажа подшипника. Запрещается смешивать различные сорта смазок для смазки подшипников одной сборочной единицы.
Сборочная единица с цилиндрическими деталями, движущимися возвратно-поступательно (узлы типа: поршень-втулка,золотник-втулка, плунжер-гильза, игла-корпус распылителя и т. п.). Потерявшие работоспособность в результате износа детали и другие повреждения можно восстанавливать перекомплектовкой, путем хромирования или осталивания с соблюдением следующих требований:
незначительные дефекты (натиры, риски и т. п.) с отдельных участков трущихся поверхностей деталей удаляют слесарно-механической обработкой при помощи притиров, алмазных камней, паст, нанесенных на войлок, с последующей полировкой;
в случае замены одной из деталей новой или отремонтированной восстанавливают нормальную форму трущейся поверхности у незаменяемой детали слесарно-механической или станочной обработкой;
поверхности деталей с общей осью (когда охватывающая деталь имеет два и более отверстия с различными диаметрами, но с общей осью или когда две или более детали смонтированы на одном валике или оси) обрабатывают таким образом, чтобы несоосность трущихся деталей была минимальной;
детали прецизионных пар топливной аппаратуры после восстановления проходят стендовую обкатку в течение 1 ч в сборе с форсункой или топливным насосом;
зазоры между деталями у отремонтированных сборочных единиц должны быть, как у новых, все детали должны перемещаться и вращаться вокруг оси свободно, без заеданий.
⇐Типовые соединения | Тепловоз ТЭ3 | Зубчатые передачи, сальниковые уплотнения и резинометаллические детали⇒