Для предотвращения случаев проезда путевых запрещающих сигналов на тепловозе ТЭЗ применена автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия с автостопом1.
Сигналы путевых светофоров передаются на движущийся тепловоз и повторяются установленным в кабине машиниста локомотивным светофором2. Комплект аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации содержит приемные катушки, усилитель с дешифратором, локомотивный светофор, электропневматический клапан, рукоятку бдительности.
1 На первых выпусках тепловозов ТЭЗ поименялся точечный автостоп системы Тан-цюры
2 Исключение составляет красный огонь светофора, которому на локомотивном светофоре соответствует желтый с красным. Красный огонь на локомотивном светофоре появляется при проезде закрытого (красного) путевого светофора.
Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия применяется на участках железных дорог, оборудованных автоблокировкой. Связь между путевыми и локомотивными устройствами осуществляется непрерывно (отсюда название «локомотивная сигнализация непрерывного действия») с использованием рельсового пути, по которому движется тепловоз. Путевыми устройствами вырабатывается и непрерывно посылается в рельсы навстречу движущемуся локомотиву электрический ток, создающий вокруг рельса переменное магнитное поле. В установленных на локомотиве приемных катушках, находящихся в этом магнитном поле (катушки подвешены над рельсами), наводится электродвижущая сила.
Для того чтобы при помощи одной электрической рельсовой цепи можно было передать различные показатели путевых светофоров, используется так называемый кодовый способ передачи. Коды локомотивной сигнализации представляют собой периодически повторяющиеся комбинации импульсов переменного тока. Поэтому ток, посылаемый путевыми устройствами в рельсы, называется, кодированным.
Электродвижущая сила, наводимая в приемных катушках, недостаточна для непосредственного воздействия на локомотивные устройства, поэтому оиа предварительно усиливается усилителем. Усиленные сигналы, соответствующие посылаемому в рельсы кодированному току, поступают затем в дешифратор, который, преобразуя их, управляет огнями локомотивного светофора и электропиевматическим клапаном автостопа Примененная на тепловозе ТЭЗ схема дешифратора позволяет осуществить контроль скорости локомотива при приближении к запрещающим сигналам путевых светофоров. Так, например, если тепловоз движется навстречу красному огию светофора, то периодически через каждые 15 с электропневматическим клапаном подается звуковой сигнал. При этом скорость движения тепловоза ие должна превышать 26 км/ч. Если машинист потеряет бдительность (не нажмет своевременно на рукоятку бдительности) либо превысит разрешенную скорость движения (20 км/ч), то автостоп сработает и тепловоз остановится.
Тепловозная радиостанция. Для оперативной связи локомотивной бригады с дежурным по станции, диспетчером или локомотивными бригадами других локомотивов на тепловозе ТЭЗ установлена радиостанция типа ЖР-3, работающая на жесткофиксированиых радиоволнах с частотой 2856 кГц. В условиях железнодорожного узла радиостанция обеспечивает двустороннюю радиосвязь с однотипной стационарной радиостанцией на расстоянии 9- 10 км. Если в качестве антенны стационарной радиостанции используется «пучок проводов» телеграфной связи, то при наличии специального устройства радиостанция позволяет осуществлять двустороннюю связь на расстоянии 200-250 км.
Комплект аппаратуры локомотивной радиостанции содержит приемопередатчик, пульт управления и динамический громкоговоритель Пульт управления радиостанции выполнен в виде настенного телефонного аппарата. На нем разме-щены выключатель радиостанции, кнопка для вызова абонентов и шумозащищенная микротелефонная трубка с таигентой (рычагом) для переключения приема-передачи.
Радиолынция рассчитана на громкоговорящий прием. Для работы радиостанции используется Г-образная антенна, выполненная на изоляторах. Управление радиостанцией не-сложно. Включение ее производится тумблером, установленным на пульте управления. Для вызова абонента (диспетчера, дежурного по станции и др.) достаточно нажать одну из вызывных кнопок на пульте.
Переключение с приема на передачу осуществляется тангеитой. Абонента вызывают звуковым сигналом.
⇐Тележка | Тепловоз ТЭ3 | Подготовка к пуску дизеля⇒