Для более полного использования мощности дизеля при изменении температуры обмоток генератора и мощности, потребляемой вспомогательными механизмами, в схеме предусмотрено дополнительное автоматическое регулирование мощности генератора (АРМ) при помощи тахогенератора 77 и регулировочной обмотки Р-РР на возбудителе В (см. рис. 87). Тахогенератор 77 и вспомогательный генератор ВГ включены встречно, поэтому ток в об-мотке Р-РР определяется разностью напряжения Т1 и ВГ.
Тахогенератор Т1 имеет независимое возбуждение, частота его вращения пропорциональна частоте вращения коленчатого вала дизеля. Поэтому при изменении частоты дизеля на 2-3% происходит пропорциональное снижение или повышение напряжения тахо-генератора, что приводит к изменению тока, проходящего через регулировочную обмотку возбудителя Р-РР в несколько раз. При этом в свою очередь изменяется магнитный поток возбуждения и напряжение возбудителя и тягового генератора. Работа АРМ происходит следующим образом. Тахогенератор Т1 вступает в работу только на 16-м положении контроллера. За счет составляющей тока возбуждения от тахогенератор а Т1 незначительно увеличивается нагрузка на дизель. При этом ввиду того что регулятор дизеля уже не может больше увеличить подачу топлива из-за ограничения продвижения реек топливных насосов упором, частота вращения дизеля несколько уменьшается. Уменьшение частоты в эксплуатационных режимах должно быть не более 30 об/мин. При холодных электрических машинах уменьшение частоты вращения может кратковременно достигать большего значения. При частичном снятии нагрузки с дизеля, т. е. отключении компрессора, вентилятора холодильника или повышении температуры обмоток генератора, частота Несколько увеличивается, при этом увеличивается напряжение тахогенератора, что приводит, как указывалось ранее, к повышению напряжения и мощности на выводах тягового генератора. Таким образом, дизель работает при полной мощности, причем освобождающаяся при отключении вспомогательных механизмов мощность передается тяговым электродвигателям.
В цепь регулировочной обмотки возбудителя введен селеновый выпрямитель ВС1, который пропускает ток только в одном направлении, предупреждая размагничивание (снижение магнитного потока) возбудителя при напряжении вспомогательного генератора выше напряжения тахогенератора. Для предохранения соленового выпрямителя ВС1 от пробоя при пониженном напря-жении тахогенератора последовательно с селеновым выпрямителем включен замыкающий контакт реле управления РУ1, который замыкается только на 16-м положении контроллера. При работе автоматического регулирования внешняя характеристика генератора искусственно снижается путем введения разомкнувшимися контактами реле управления РУ1 дополнительного сопротивления в цепь независимого (параллельного) возбуждения возбудителя.
Подъем характеристики до необходимого уровня достигается при увеличенном токе тахогенератора, что обеспечивает более устойчивую работу АРМ. Для возможности отключения АРМ при неисправности предусмотрен выключатель автоматического регулирования АВ.
При отключенном АРМ замыкающий контакт РУ1 между проводами 930, 931 шунтирует часть резистора в цепи независимой обмотки возбудителя.
В результате повышается внешняя характеристика тягового генератора.
Изменения в схеме при установке регулятора частоты вращения типа 10Д100. Частота вращения вала дизеля при регуляторе типа 1 ОД 100 задается с помощью электромагнитов MPI-МР4. Регулятор имеет 15 рабочих позиций (15 скоростных режимов), реализуемых комбинацией работы электромагнитов.
Последовательность включения электромагнитов MPI-МР4 отличается от включения вентилей ВТ1- ВТ4 регулятора частоты вращения дизеля 2Д100.
Для обеспечения возможности управления секциями тепловоза, дизели которых оборудованы регуляторами частоты вращения 2Д100 и 10Д100, с пудьта, имеющего 16-позиционный контроллер машиниста, в аппаратной камере необходимо установить реле РУ5, размыкающий контакт которого реверсирует включение и отключение электромагнита МР4.
Диаграмма включения электромагнитов и частота вращения вала дизеля на каждой позиции должны соответствовать таблице, а реле управления РУ5 подключено согласно схеме (см. рис. 88).
⇐Автоматическое управление возбуждением тяговых электродвигателей | Тепловоз ТЭ3 | Защитные устройства и противопожарная установка⇒