1. Основные неисправности
Главный вал предназначен для передачи вращающего момента от двигателя на вторичный вал. Основными элементами главного вала унифицированной гидропередачи являются гидротрансформаторы первой и второй ступеней, гидромуфта, валы, шестерни и подшипники.
Опорожненные гидроаппараты при попадании в них масла в виде масло-воздушной эмульсии участвуют в передаче значительной доли энергии с низким коэффициентом полезного действия, что приводит к их нагреву до температуры 140° С и более.
Насосные колеса гидроаппаратов работают в условиях высоких динамических нагрузок в системе валопровода дизель — гидропередача. Турбинные колеса гидроаппаратов связаны с колесными парами тепловоза и работают также в условиях высоких динамических нагрузок, особенно в период боксования тепловоза.
Характерными неисправностями элементов главного вала унифицированной гидропередачи являются: трещины и износ посадочных поверхностей насосного вала, гнезд подшипников, стаканов и ступицы; трещины и отколы в корпусах гидроаппаратов, рабочих колесах и направляющих аппаратах; износ, трещины и выкрашивание зубьев шестерен; износ посадочных поверхностей шестерен, лабиринтных уплотнений и дефекты подшипников качения.
Как уже указывалось, главный вал унифицированной гидропередачи (рис. 55) полностью разбирают для осмотра, ремонта и замены деталей при среднем и капитальном ремонтах тепловозов.
При текущем ремонте (ТРЗ) тепловозов вскрывают торцовые крышки и производится визуальное освидетельствование состояния подшипников, сепараторов, гаек, упорных буртов крышек и других элементов подшипниковых узлов валов гидропередачи. Путем осевого и радиального перемещения валов определяют зазоры в подшипниках качения с помощью индикатора.
При обнаружении повреждений гидропередачу снимают с тепловоза для полной разборки и освидетельствования обнаруженных дефектных узлов с заменой шестерен, подшипников и других деталей.
Гидромеханическую передачу маневровых тепловозов при текущем ремонте ТРЗ снимают с тепловоза и разбирают для ревизии и ремонта.
Не допускаются к дальнейшей эксплуатации подшипники, имеющие следующие неисправности:
1) сколы металла, трещины на кольцах, шариках или роликах;
2) цвет побежалости и следы заклинивания на шариках или роликах и дорожках качения, появляющиеся вследствие перегрева подшипника;
3) ползуны и продольные задиры на поверхности роликов;
4) выкрашивание и шелушение металла, раковины, большое количество черных точек на дорожках качения колец, шариках или роликах;
5) коррозия на рабочих поверхностях деталей подшипников с проникновением в глубь металла;
6) сплошной след ожога электротоком поверхностей качения колец и роликов;
7) рифленость на дорожках качения;
8) выработка дорожки качения наружного или внутреннего кольца;
9) обрыв, срез и ослабление заклепок сепаратора;
10) надломы, трещины и выработка гнезд сепаратора до выпадания роликов;
Рис. 55. Главный вал унифицированной гидропередачи:
1 — крышка; 2, 30 — регулировочные прокладки; 3, 31 — стаканы подшипников;
4, 19, 32, 33 — роликоподшипники; 5, 11, 29 — шестерни; в — корпус гидромуфты; 7 — насосное колесо гидромуфты; 8 — клапан гидромуфты; 9— турбинное колесо гидромуфты; 10 — вал насосных колес; 12, 26 — насосные колеса гидротрансформаторов; 13, 28 — крышки гидротрансформаторов; 14, 27 — турбинные валы; 15, 25 — турбинные колеса гидротрансформаторов; 16, 35 — уплотнения; 17, 23 — торы; 18, 22 — направляющие аппараты; 20, 21— корпуса гидротрансформаторов; 24 — шариковый воздушный клапан; 34 — шарикоподшипник 11) глубокие выбоины и риски на поверхности качения колеи и шариках или роликах;
12) износ рабочих поверхностей стальных штампованных радиальных однорядных сепараторов шарикоподшипников, приводящий к оседанию его на борт внутреннего кольца. При этом для подшипников с диаметром отверстия до 30 мм зазор, измеренный щупом, между сепаратором и бортом внутреннего кольца должен быть не менее 0,2 мм, а для подшипников с диаметром отверстия более 30 мм —¦ не менее 0,3 мм.
Допускаются к дальнейшей эксплуатации подшипники, имеющие следующие дефекты:
1) задиры на торцах, блестящие круговые полосы, рябины на поверхностях качения роликов;
2) матовая поверхность дорожек качения колец и шариков или роликов вследствие нормального износа.
⇐Ремонт корпусов гидропередач | Ремонт гидравлических передач тепловозов | Дефектоскопия и сортировка деталей⇒