В основу организации производственных участков цехов, производящих ремонт тепловозных гидропередач, как и других цехов локомотиворемонтных предприятий, следует принимать их специализацию по технологическому или предметному направлению.
Технологическое направление предполагает специализацию участков по стадиям процесса, или по однородным работам. При этой специализации участки, выполняя однородные по своему характеру работы, не выдают завершенной продукции в виде готовых узлов или агрегатов. В этом случае усложняется оперативное планирование производства, «о обеспечивается лучшее использование оборудования.
Предметное направление более прогрессивное и выражается в специализации участков по определенным узлам изделия. На каждом таком участке выполняется весь комплекс работ, необходимый для полного ремонта, сборки и испытания соответствующего узла и выдачи его в окончательно готовом виде.
Предметная специализация участков, обеспечивая комплектность и завершенность продукции, повышает ответственность руководителей за ее своевременную выдачу и качество и облегчает оперативное планирование производства. Однако необходимость наличия на предметном участке полного комплекта оборудования для выполнения всего комплекса разнообразных работ независимо от недостаточной загрузки отдельных его типов понижает коэффициент использования оборудования.
Технологическое направление специализации производственных участков свойственно в большей мере единичному и мелкосерийному производству, а предметное — крупносерийному и массовому.
В цехах локомотиворемонтного производства с учетом его специфики обычно существуют параллельно как технологические, так и предметные участки с преобладанием тех или других в зависимости от масштабов производства и уровня его специализации.
Примерная структура цеха ремонта гидропередач средней мощности представлена на рис. 23.
Согласно схеме цех имеет следующие производственные участки.
А. С технологической специализацией 1. Разборочный, выполняющий общую разборку гидропередачи, а также мойку ее составных частей и узлов.
2. Сварочный, выполняющий сварочные и наплавочные работы для всех участков цеха.
3. Механический, на котором сосредоточено основное станочное оборудование цеха для обработки всех ремонтируемых и восстанавливаемых деталей гидропередачи.
4. Сборочный, выполняющий общую сборку гидропередачи.
5. Испытательная станция, производящая испытания гидропередачи в сборе, а также ее отдельных узлов: реверса, осевых редукторов и т. д.
Б. С предметной специализацией 1. Корпусной участок, выполняющий работы по ремонту корпусов и верхней крышки гидропередачи.
2. Участок главных валов, производящий разборку гидравлической части передачи, освидетельствование и ремонт всех ее деталей и сборку гидротрансформаторов на главном валу.
3. Участок передаточных валов, выполняющий работы по разборке, освидетельствованию, ремонту и узловой сборке входного, вторичного, реверсивного и раздаточного валов.
4. Участок масляных насосов и автоматики, на котором выполняется весь комплекс работ по разборке, ремонту и сборке масляных насосов, золотниковой коробки, вентилей, клапанов и т. д.
5. Редукторный, выполняющий разборку, освидетельствование, ремонт и сборку осевых редукторов.
Во главе перечисленных производственных участков находятся в зависимости от объема выполняемых работ мастера или бригадиры. Под руководством одного мастера должно находиться не менее 25 рабочих. Исключение допускается для участков, выполняющих особо сложные и точные работы.
При значительном объеме работ на производственном участке создается несколько специализированных рабочих бригад.
В случае одновременного ремонта на предприятии тепловозов с гидравлической и
Рис. 23. Организационная структура цеха гидропередач электрической передачей в цехе гидропередач целесообразно сосредоточить также и ремонт всех гидравлических и механических редукторов и гидронасосов, устанавливаемых на тепловозах с электрической передачей.
Объем производства цеха гидропередач и его каждого производственного участка измеряется трудоемкостью программы в человекочасах где <7 — нормативная трудоемкость ремонта единицы продукции, чел-ч;
Р — программа выпуска данного вида продукции, единиц В год;
ап — коэффициент переработки действующих норм времени в цехе или на участке.
Примерная трудоемкость ремонта гидропередачи УГП750-1200 и ее отдельных узлов в объеме заводского ремонта следующая.
Трудоемкость ремонта гидропередачи УГП 750-1200 в объеме заводского ремонта, чел-ч
Общая разборка гидропередачи……….. 60,0
Вал отбора мощности…………… 17,9
» вторичный…………….. 16,0
Главный вал с гидротрансформатором…….. 61,5
Вал приводной……. 8,8
» реверса……………… 13,0
» раздаточный…………… 14,0
Корпуса гидропередачи………….. 12,4
Золотниковые коробки………….. 13,5
Сервоцилиндры…… 14,8
Тахогенератор с приводом………… 7,5
Фиксаторы…….. 3,5
Насос системы смазки…………. 3,8
Откачивающий насос……….. 3,7
Питательный насос….. 11,0
Приводы насосов….. 4,5
Масляная система, клапаны и фильтры……. 8,8
Привод реверса и режимов……….. 7,6
Общая сборка гидропередачи……….. 86,0
Обкатка гидропередачи………… 11,0
Ревизия гидропередачи после обкатки…….. 12,5
Сварочные работы……………. 15,7
Станочные работы….. 36,6
Прочие и неучтенные работы………… 17.9
Итого……….. 462,0
Потребность в станочном оборудовании определяют по формуле
где @ст — загрузка станочного оборудования, станко-ч;
Доб —• годовой фонд времени оборудования, ч;
Г]0б — коэффициент загрузки оборудования, принимаемый 0,85.
В состав станочного оборудования входят горизонтально-расточные, фрезерные, токарные, шлифовальные и сверлильные станки.
Нестандартное технологическое оборудование подбирается на каждый производственный участок по соображениям комплектности.
В приложении 2 приведен примерный перечень основного оборудования цеха гидропередач.
Для обеспечения подъемно-транспортных операций цех должен располагать мостовыми кранами грузоподъемностью 10 т, монорельсами с тельферами грузоподъемностью до 0,5 т для обслуживания прямоточных линий и консольно-поворотными кранами для обслуживания отдельных рабочих мест.
Необходимое число производственных рабочих цеха рассчитывается по объему производства
где ф0 — трудоемкость программы цеха, чел-ч; Др — годовой фонд времени одного рабочего.
Рис. 24. Общий вид цеха ремонта гидропередач
Вспомогательные рабочие составляют 15—18% производственных рабочих, а административно-технический персонал—7—8% общего числа рабочих.
Планировку цеха и производственных участков необходимо производить, руководствуясь следующими положениями:
1) производственные участки в цехе, оборудование и рабочие места на участках необходимо расставлять последовательно ходу технологического процесса, не допуская встречных и возвратных движений изделий;
2) размеры транспортных поездов, проходов и разрывы между рабочими местами и оборудованием должны соответствовать нормам охраны труда;
3) участки со специфическими условиями производства, такие, как разборочный участок или испытательная станция, следует полностью или частично изолировать от других участков цеха.
На рис. 24 представлен общий вид цеха ремонта гидропередач.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕХНОЛОГИИ РЕМОНТА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ
⇐Основы поточной организации производства | Ремонт гидравлических передач тепловозов | Износ и освидетельствование деталей⇒