Ремонт металлических частей кузовов. Его выполняют после очистки кузова. Обнаруженные трещины засвер-ливают по концам, разделывают по всей длине и заваривают электродами Э42. Вентиляционные каналы кузова продувают сжатым воздухом. Особое внимание обращают на перекос кузова, который допускается не более 30 мм по всей его высоте. Проверяют исправность крыши, крепление и уплотнение люков, проходов труб и проводов.
Ослабшие крышевые мостки и поручни надежно закрепляют. Убеждаются в исправности упругих переходных площадок вагонов электропоездов, порванные места брезента или уплотнительной резины ремонтируют постановкой заплат или полос резины.
Противоразгрузочное устройство разбирают на позиции подъема кузова. Предварительно измеряют расстояние от рычага до рамы кузова, которое должно быть не менее 5 мм. После этого отворачивают гайку, выбивают валик и снимают ролик с рычага, отсоединяют вертикальный рычаг от штока воздушного цилиндра противоразгрузочного устройства и отсоединяют возвратную пружину рычага. Для демонтажа двуплечего рычага с рамы предварительно удаляют стопорную планку с валика. Детали противоразгрузочного устройства после обмывки в моечной машине осматривают и обмеряют. Ослабшие в посадке или имеющие выработку втулки и валики двуплечего рычага и ролика заменяют.
Тщательно проверяют состояние рычагов и их сварных швов. Рычаги и ролики с трещинами по целому месту заменяют. Дефектные части сварных швов вырубают и вновь заваривают. Изношенные поверхности проушин, вилки рычагов, а также торцы соеди-няющей их трубы и поверхности ролика при износе более 7 мм по диаметру разрешается восстанавливать вибро-дуговой наплавкой в среде углекислого газа и наплавкой электродом Э42А с последующей обработкой. Резьбу для крепления стопорной планки проверяют метчиком. Лопнувшую пружину заменяют.
Дверной механизм электропоезда демонтируют, детали его промывают в керосине и насухо протирают салфетками. Рельсы, подвески, сепараторы, рейки, кронштейны и створки дверей осматривают с целью выявления трещин, изгибов и износов. Трещины вырубают пневматическими зубилами до полного исчезновения и заваривают электродами Э42. Сварные швы зачищают пневматической машинкой с наждачным камнем заподлицо с основным металлом.
Проверяют износ желобов рельсов и реек. Если он превышает 0,8 мм, то изношенную поверхность желобов рельсов и реек зачищают до металлического блеска, наплавляют и обрабатывают на фрезерном станке. Болты, гайки и шпильки с сорванной резьбой и резиновые буфера, имеющие выработку и надрывы, заменяют новыми. Резиновые уплотнения створок дверей и резиновую окантовку стенок осматривают и при наличии порезов, вырывов, сквозных трещин заменяют. Разбитые стекла, ролики со сквозными трещинами также заменяют.
Дверной цилиндр разбирают, все детали, кроме резиновых манжет и уплотнений, промывают в керосине или мыльной эмульсии и насухо протирают салфетками. Рабочую поверхность цилиндра и шток осматривают, незначительные забоины и задиры зачищают наждачной бумагой. При наличии трещин, задиров и забоин на рабочей поверхности глубиной более 1,5 мм у цилиндра и более 0,5 мм у штока их заменяют. Нутромером проверяют внутренний диаметр цилиндра, а непроходным калибром — состояние резьбы цилиндра и штока. Поврежденную резьбу срезают, наплавляют, протачивают н. токарном станке и нарезают новую резьбу.
Дверной цилиндр после сборки испытывают, для чего его закрепляют на стенде или в тисках и вручную производят четыре-пять полных ходов поршня. Для проверки на воздухонепроницаемость цилиндр обмыливают и соединяют с магистралью сжатого воздуха давлением 6860 кПа. Цилиндр пригоден к эксплуатации, если мыльный пузырь продержится не менее 10 с.
После монтажа дверного механизма регулируют положение створок (путем постановки прокладок под скобы крепления дверных цилиндров), зазор между нижней кромкой двери и порогом (который должен быть в пределах 2—6 мм), а также ход створок. При закрытых дверях в разъеме створок не должно быть сквозного зазора.
Поврежденные детали опор кузова ремонтируют электросваркой с последующей механической обработкой или заменой деталей. Негодные болты и гайки, просевшие пружины и негодные резиновые амортизаторы заменяют, восстанавливают смазочные отверстия и заполняют масленки и масляные ванны, регулируют зазоры и предварительную затяжку пружин.
При заводском ремонте проверяют изгиб рам кузовов, натягивая вдоль обвязочного угольника струну. Если прогиб рамы превышает 13 мм, то обшивку отсоединяют от обвязочного угольника и правят раму с помощью стяжек и домкратов, предварительно подогрев элементы рамы газовыми горелками. Для вагонов электропоездов рамы правят при прогибе более 25 мм. Дефекты (изгибы, вмятины) обшивки выявляют прикладыванием к проверяемому месту метровой линейки.
При волнистости высотой более 3 мм на длине 1 м для электровозов и высотой 5 мм на длине 1 м для вагонов электропоездов листы правят наложением с внутренней стороны тонких сварных швов. Если таким способом лист выправить не удается, его вырезают и вваривают новый, предварительно подогнанный по контуру. Поврежденные стойки и дуги каркаса выправляют скобами и домкратами с предварительным подогревом поврежденных участков газовой горелкой.
Упругие площадки снимают и разбирают, при необходимости правят их рамы и заменяют изношенные фартуки. Шпинтоны, их направляющие кронштейны и листовые рессоры ремонтируют. Вентиляционные каналы очищают от грязи, продувают сжатым воздухом, протирают и прокрашивают.
После опускания кузова контролируют и регулируют прокладками зазор между вертикальным ограничителем и верхней плоскостью рамы тележки, который должен быть не менее 15 мм, а также зазор между вкладышем горизонтального ограничителя на кузове и накладкой на боковине рамы тележки, который не должен превышать 10 мм.
Ремонт частей кузовов из дерева и полимерных материалов. И з н о с ы и повреждения; условия, вызывающие их. Большое число деталей и частей кузова изготавливают из дерева, стекла и полимерных материалов. К ним относятся: элементы деревянного каркаса обрешетки кузова, половые доски и брусья под них, детали тепловой и звуковой изоляции из полистирольного пенопласта, фанерная обшивка стен и потолков, двери, оконные рамы, настил крыш, внутренняя обшивка и отделка из линолеума, линкруста, дерматина, бумажно-слоистого пластика, обшивка ящиков подвагонного оборудования электропоездов, внутреннее оборудование кабин машиниста и пассажирских помещений электропоездов — диваны, сиденья, полки, вешалки, шкафы, столы, подлокотники и др.
Поскольку условия работы э. п. с. весьма напряженные и характеризуются действием знакопеременных нагрузок, большим диапазоном температур, высоким уровнем влажности, интенсивной эксплуатацией, а для электропоездов еще и обслуживанием большого пассажиропотока, то деревянные и полимерные части кузовов подвергаются износу и повреждениям. Часть повреждений внутривагонного оборудования электропоездов связана с нарушением установленного порядка проезда неко торыми пассажирами. Помимо механического повреждения деревянных деталей и возникновения в них трещин, надломов, сколов и прогибов, они подвержены гниению. Фанерные листы также могут загнивать, коробиться и расслаиваться, линолеум на полах истирается, на линкрусте и павеноле, используемом для облицовки стен вагонов электропоездов, появляются волнистость, порезы, ослабевает крепление диванов и полок, появляются трещины в стеклах окон и дверей и т. д.
Ремонт деталей кузовов из дерева и полимерных материалов. При эксплуатации э. п. с. внутри кузова необходимо регулярно убирать мусор, удалять пыль, протирать стекла и плафоны. Полы, стены и диваны в кабинах машинистов, пассажирских салонах и тамбурах салонов электропоездов промывают горячим мыльным раствором, туалетные помещения и мусоросборники промывают и дезинфицируют.
При приемке и сдаче, техническом обслуживании и текущих ремонтах э. п. с. необходимо проверять состояние окон и дверей, их запоров, полов и крышек люков в них, внутреннего оборудования и устранять обнаруженные недостатки.
Для сохранения деревянного настила полов при местном износе линолеума поврежденные места вырезают и ставят встык заплаты на лаковой подмазке; края линолеума прошивают гвоздями.
Проверяют крепление диванов и полок, ослабшие закрепляют. Восстанавливают уплотнение окон и дверей, разбитые стекла заменяют, а дребезжащие укрепляют полосками резины. Обращают внимание на состояние кры-шевых мостиков и поручней, ослабшие надежно закрепляют. Убеждаются в исправности переходных площадок, порванные места брезента или уплотнительной резины ремонтируют постановкой заплат или полос резины.
При ТР-3 по необходимости ремонтируют внутреннюю обшивку стен и потолков, полов, двери, окна, диваны. Осматривают и исправляют сиденья, подлокотники, ящики, шкафы и другое оборудование кабин машиниста.
В пассажирских салонах очищают и покрывают лаком диваны и другие деревянные части. Ремонтируют обивку полумягких диванов. Для сохранения деревянного настила пола при износе линолеума более чем на 20% его заменяют. Поврежденный линкруст заменяют, стены и потолки кабин машинистов, пассажирских помещений и тамбуров вагонов электропоездов окрашивают. Ремонтируют ящики подвагонного оборудования, обшивка которых не должна иметь щелей.
⇐Ремонт автосцепного устройства | Ремонт электропод-вижного состава | Окраска кузовов и деталей электроподвижного состава⇒