Окраска кузовов и деталей электроподвижного состава

Назначение лакокрасочных покрытий. Лакокрасочные покрытия на э. п. с. применяют для защиты металлических деталей от коррозии, а деревянных от гниения. Наряду с этим применение лакокрасочных покрытий преследует и декоративные цели. Эти покрытия должны обладать определенными качествами, которые сохраняются в весьма разнообразных описанных выше условиях.

К лакокрасочным материалам относятся пигменты, связующие вещества и растворители, а также готовые масляные и эмалевые краски. Пигменты — это тонкоизмельченные цветные порошки, способные равномерно смешиваться с растворителями. Пигменты придают составу определенный цвет.

Связующие вещества служат для связывания частиц пигмента между собой и с окрашиваемой поверхностью. В качестве связующих веществ используют олифы и масляные лаки.

Растворители предназначены для разбавления лаков, тертых красок и грунтовок. Растворители должны испаряться из лакокрасочного слоя в процессе его высыхания, не вступать в химическое взаимодействие с лакокрасочными материалами или окрашиваемой поверхностью. В качестве растворителей применяют скипидар, уайт-спирит, сольвент-нафт и др.

Как правило, при окраске э. п. с. используют масляные и эмалевые краски фабричного приготовления. Качест во масляных красок оценивают по содержанию пигмента и олифы. Эмалевые краски приготавливают на специальных лаках. По виду связующего эти лаки делят на глифталевые, пентофталевые, перхлорвиниловые и др. По высыхании они образуют глянцевую поверхность, похожую на эмаль.

Подготовка поверхностей к окраске.

Непременным условием качественной окраски поверхности является строгое соблюдение технологии ПОДГОТОВКИ окрашиваемых поверхностей и самого процесса нанесения красителя.

Подготовленная для окраски металлическая поверхность кузова должна быть совершенно гладкой, ровной, без задиров и шероховатостей, ржавчины и жировых пятен, пыли и грязи. Обычно старую краску кузова удаляют механическим (скребками, стальными щетками или шарошками) или химическим способом. В последнем случае на поверхность наносят специальную смесь, которую затем смывают теплой водой. При удалении старой краски химическим способом маляры должны работать в защитных очках, респираторах, резиновых фартуках и рукавицах. Отходы старой краски при этом необходимо удалять из цеха до их высыхания.

Подготовленный таким образом кузов обмывают слабым раствором каустической соды и затем чистой водой. Высушенную поверхность грунтуют вручную или распылителями. Обычно применяют грунт заводского изготовления или приготавливают его из смеси сурика с натуральной олифой.

На высохший грунт наносят тонкий слой (до 0,5 мм) шпатлевки. Шпатлевку готовят из смеси молотого мела и олифы с небольшим количеством краски или используют стандартные фабричные мастики. Для получения ровной гладкой поверхности зашпатлеван-ные места обрабатывают пемзой или шлифовальной бумагой и при необходимости вторично шпатлюют, исправляют и вновь шлифуют. К окраске приступают после высыхания шпатлевки на всю глубину.

Технолога« окраски. Окраску кузова необходимо проводить с прочных и жестких подмостков либо с тележки с механическим подъемом площадок. Использование подмостков из досок, переброшенных на стремянки, недопустимо.

Ручная окраска кистями или валиками малопроизводительна и связана с большими потерями красителей. Более производителен способ окраски с использованием воздушных краскопультов.

Недостатком этого способа является значительное туманообразование из частиц краски,, ухудшающее условия труда маляров и вызывающее также непроизводительный расход красителей.

Применение безвоздушного распыления красителя установкой УРБХ сокращает туманообразование и в результате этого экономится краситель на 25—30% по сравнению с воздушным распылением. Кроме того, повышается качество покрытия.

Наиболее совершенным является способ окраски с распылением красителя в электростатическом поле, позволяющий сократить расход материалов вдвое по сравнению с ручным методом, улучшить санитарно-гигиенические условия труда рабочих и повысить качество окраски. Сущность этого способа состоит в том, что частицы красителя под действием электрического поля высокого напряжения (80—102 кВ), создаваемого между распыляющим устройством (отрицательный потенциал) и окрашиваемой поверхностью (положительный потенциал), движутся строго к окрашиваемой поверхности. Для окраски используют установки УЭРЦ, в которых краситель насосом подается на внутреннюю поверхность вращающегося распылителя (чаши). Под действием центробежной силы частицы красителя прижимаются к внутренней поверхности чаши и тонким слоем сползают к острым кромкам, срываясь с них мелкими капельками. Под действием сил электростатического поля частицы красителя устремляются к окрашиваемой поверхности.

Установка для окраски в электростатическом поле высокого напряжения состоит из высоковольтно-выпрямительного устройства, высоковольтного шинопровода, укрепленного на изоляторах, красконагнетательных баков, электрораспылителей и пульта управления.

В локомотивных депо применяют самоходные установки, позволяющие механизировать и автоматизировать процесс окраски кузовов. Такая установка перемещается вдоль вагона по специально проложенным рельсам. Приводом ее служит электродвигатель с редуктором и цепной передачей. На тележке установлен бачок с насосом для подачи красителя в электрораспылитель и высоковольтно-выпрямительное устройство с пультом управления. Подъем и спуск электрораспылителя осуществляются от электродвигателя через редуктор и цепную передачу.

Перед окраской окна вагона закрывают щитами. При окраске распылитель перемещается снизу вверх и обратно. Во время перемещения распылителя тележка не движется, однако, когда он достигает верхнего или нижнего положения, срабатывает конечный выключатель, выключается электродвигатель перемещения распылителя и включается электродвигатель перемещения тележки, который передвигает ее на 200 мм. После этого вновь включается электродвигатель перемещения распылителя, и цикл повторяется до тех пор, пока не будет окрашена вся боковая поверхность кузова.

Сушка после покраски является важной составной частью технологического процесса. Естественная сушка требует длительного времени и поэтому с целью сокращения простоя э. п. с. в ремонте практикуются различные способы искусственной сушки. В зависимости от способа передачи тепла слою красителя различают конвекционный, радиационный и индукционный способы сушки. Наибольшее распространение получил терморадиационный способ сушки.

Малярные работы должны проводиться в отдельном специально обо рудованном помещении (малярном стойле) при соблюдении необходимых противопожарных мер, а также требований охраны труда.

По окончании окраски боковых стен на кузов наносят отличительные знаки и надписи, предусмотренные Правилами технической эксплуатации: Государственный герб, знак МПС, инициалы дороги приписки, серию и номер, номер единой сетевой нумерации, а также паспортную табличку с указанием даты и места постройки и конструкционной скорости. Кроме того, должна быть нанесена маркировка о выполненном ремонте.

Крышу кузова окрашивают масляной краской светлых тонов, токоприемники — краской красного цвета, одновременно окрашивают остальное кры-шевое оборудование.

Внутри кузовов электровозов и вагонов электропоездов окрашивают стены и потолки, предварительно, очистив их от старой краски. При необходимости выполняют шпатлевку. Потолки окрашивают в светлые тона, панели — в более темные. Линкруст стен и линолеум промывают водой с мылом. Панели, стены и потолок тамбура шпатлюют и окрашивают. Стены и потолки высоковольтной камеры электровоза, коридоров, каркасы основания и кронштейны для установки оборудования в кузове очищают от старой краски и окрашивают.

В случае отсутствия или неясности предупредительных надписей их восстанавливают, используя для этой цели трафареты.

Малярные работы внутри кузова необходимо проводить при открытых дверях, окнах и людах и подаче очищенного приточного воздуха.

Для ускорения сушки окрашенных поверхностей внутри кузова используют установки, подающие вентилятором предварительно подогретый в калорифере воздух.

Раму электровоза или вагона, рамы тележек, рессорное люлечное и траверсное подвешивание, упругие площадки, ходовые части, рычажную передачу и тормозное оборудование, ящики подвагонного оборудования окраши вают черной масляной краской шп битумно-масляным лаком 177.

Текущий уход за лакокрасочными покрытиями. В процессе эксплуатации наружные окрашенные поверхности э. п. с. обтирают и обмывают. Эти операции отличаются высокой трудоемкостью при выполнении их вручную и поэтому должны быть механизированы, по возможности, в первую очередь. Наилучшие результаты дает применение обмывочно-продувочных стойл, в которых наряду с мойкой экипажной части и кузова осуществляются продувка и сушка тяговых двигателей, а также электрической, аппаратуры высоковольтных камер.

Оборудование стойла позволяет выполнять обдувку кузова и ходовых частей сжатым воздухом, обрызгивание специальной эмульсией боковых стен кузова и растирку ее щетками, предварительную обмывку ходовых частей горячей водой, продувку тяговых двигателей сжатым воздухом, обдувку электрической аппаратуры в кузове сжатым воздухом, мойку ходовых частей локомотива и боковых и торцовых стеи кузова, протирку окон. Портальные натирочная и моечная машины перемещаются по рельсам. В канавах размещаются передвижные тележки для обмывки ходовых частей.

Для очистки кузовов применяют водную эмульсию, состоящую из 1 — 1,5% кальцинированной соды или щавелевой кислоты и 1,0—0,5% хозяйственного мыла. Раствор тщательно перемешивают и наносят на кузов, а затем смывают горячей водой при температуре 80—90 °С под давлением 600—800 кПа. Перед натиркой кузова на него наносят специальную пасту КП производства Кусковского завода следующего состава, (в процентах): церезина —9, канифоли —3, скипидара —33, денатурата —5, веретенного масла —3 и дизельного топлива —47. Эта паста обладает токсичными свойствами, поэтому при ее применении должны соблюдаться меры предосторожности.

Применение подобных обмывочнообдувочных стойл требует весьма значительных капиталовложений, поэтому получили распространение моечные и натирочные машины для обработки э. п. с., размещаемые на открытых площадках.

Ремонт кузовов | Ремонт электропод-вижного состава | Комплексная механизация и автоматизация процессов ремонта

Добавить комментарий