На тепловозах с электрической передачей переменно-постоянного тока преобразование переменного тока тягового синхронного генератора в постоянный осуществляется с помощью выпрямительной установки (ВУ). В процессе эксплуатации могут возникнуть следующие неисправности ВУ: пробой диодов, сопровождающийся потерей ими полупроводящих свойств, обрыв внутренних цепей диодов, оплавления паяных соединений гибких выводов и их обрыв, разрушение стеклянных изоляторов диодов, подгары и оплавления резьбовых контактных соединений, повреждения изоляции токоведущих частей и конечных выключателей.
В одном плече ВУ типа УВКТ-5 имеется 10 параллельных цепи!, в каждой из которых установлено по два диода типа ВЛ-200 8-го класса Д1-Д20, соединенных Последовательно (рис. 37). Пробой одного диода обнаруживают при проверке ВУ в процессе выполнения текущего ремонта тепловоза. Если пробиты два диода, соединенных последовательно, то это определяют по срабатыванию защитного реле в момент включения возбуждения тягового синхронного генератора. Эксплуатация тепловоза с такой неисправностью запрещена.
Обрывы внутренних цепей диодов обнаруживают также при выполнении текущего ремонта с помощью специального прибора, а повреждение изоляции токоведущих частей — с помощью мегаомметра или по срабатыванию реле заземления. При неисправности конечных выключателей ВУ нарушается цепь питания контакторов системы возбуждения тягового синхронного генератора. Остальные неисправности обнаруживаются при внешнем осмотре ВУ.
При выполнении ТО-3, ТР-1 и ТР-2 ВУ с тепловоза не снимают. На ТО-3 с ВУ снимают двери и продувают ее сухим сжатым воздухом давлением 0,2-0,3 МПа. В доступных местах изолирующие детали и изоляторы диодов очищают волосяной щеткой и салфетками, увлажненными техническим спиртом, а зэтем сухими. Производят внешний осмотр ВУ и проверяют ее крепление к опоре. При осмотре диодов проверяют отсутствие подплавлений припоя у паяных соединений гибких выводов с корпусом диода, обрывов гибких выводов, повреждений изоляторов и следов перегрева на корпусах диодов и крепление наконечников силовых проводов. Диоды с любой из перечисленных неисправностей заменяют.
Рнс. 37. Схема выпрямительной установки УВКТ-5
Крепление наконечников силовых проводов должно быть прочным и не допускать перемещения проводов. Поврежденную изоляцию силовых проводов восстанавливают лентой из стеклоткани ЛСЭ 105II30 толщиной 0,17 мм или лакоткани ЛШМ-105 толщиной 0,15 мм, укладывая сверху 2-3 слоя прорезиненной изоляционной ленты 2ПОЛ-20.
Снимают крышки конечных выключателей и осматривают их контакты. Нажимая на толкатель рукой, проверяют исправность механизма выключателя. Налет копоти с контактов удаляют замшей, слегка смоченной техническим спиртом. При наличии подгаров контакты зачищают надфилем. При обнаружении неисправностей в приводном механизме выключателя его заменяют. Проверяют исправ ность перемычки между корпусом ВУ и корпусом тепловоза. Наконечники перемычки должны быть плотно закреплены, а сама перемычка не должна иметь оборванных жил.
Осматривают мотор-вентилятор и фланцевые соединения системы вентиляции ВУ. Поврежденные уплотнительные прокладки из губчатой резины заменяют, ослабшие болты затягивают. Порванные брезентовые рукава заменяют. С помощью прибора у диодов проверяют целостность внутренней цепи. Если при эксплуатации тепловоза было зафиксировано срабатывание защиты от внутренних коротких замыканий в ВУ, производят проверку диодов на пробой. При пробое диода происходит разрушение полупроводникового слоя кремниевой пластинки и диод теряет способность проводить ток только в одном направлении. Запрещается эксплуатировать ВУ, содержащую пробитые диоды или диоды с обрывом внутренней цепи. При общей проверке дизель-генератора у выходного отверстия блока БВК-1012 рукой выявляют наличие потока охлаждающего воздуха.
На ТР-1 выполняют все работы, производимые на ТО-3, и дополнительно испытывают все диоды на пробой с помощью прибора. Тщательно проверяют все контактные соединения. Ослабшие болты затягивают, убедившись предварительно в отсутствии копоти, подга-ров и оплавлений на соприкасающихся контактных поверхностях. При этих неисправностях контактное соединение разбирают и контактные поверхности зачищают. Болты и гайки со следами перегрева и подплавлений заменяют.
Измеряют сопротивление изоляции ВУ совместно с фазными обмотками тягового синхронного генератора мегаомметром на 1000 В. Для этого отключают разъединитель реле заземления и закорачивают перемычкой положительные и отрицательные шины ВУ. Сопротивление изоляции в холодном состоянии должно быть не менее 1 МОм.
На ТР-2 выполняют все работы в объеме ТР-1 и дополнительно измеряют обратный ток у всех диодов ВУ. Обратным называется ток, протекающий через диод при приложении к нему обратного напряжения (плюс к катоду, минус к аноду). Этот показатель служит критерием работоспособности диода. Если у исправного диода увеличивается обратный ток, то это служит признаком начинающегося разрушения полупроводникового слоя. Такой диод должен быть заменен, так как он в любой момент может выйти из строя. Измерение обратного тока производят, не отключая гибких выводов диодов от шин, с помощью прибора, используемого при проверке диодов на пробой и на отсутствие обрыва внутренней цепи.
Прибором типа А1509 измеряют тепловое сопротивление диодов. С помощью специального динамометрического ключа проверяют затяжку диодов. При установке диодов в охладители закручивающий момент должен быть 50 Н-м. При меньшем моменте ухудшается теплопередача от корпуса диода к охладителю, что может вызвать перегрев диода, при большем — можно повредить резьбу корпуса диода или охладителя.
В заключение измеряют сопротивление изоляции между охладителями и корпусом ВУ и между электрически не связанными токоведущими частями. Измерение выполняют мегаомметром на 2500 В, отключив ВУ от тягового синхронного генератора и закоротив перемычками диоды. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 МОм.
⇐Вспомогательные электрические машины | Ремонт электрооборудования тепловозов | Ремонт выпрямительной установки на ТР-3⇒