Все аппараты и машины электрически между собой соединены проводами. В зависимости от напряжения и величины тока, протекающего по ним, провода подбирают по типу изоляции и по сечению токопроводящей жилы. Количество проводов, идущих на одну секцию тепловоза, достигает 5—6 км.
Характерными повреждениями проводов являются: нарушения контакта в разъемных соединениях (в местах крепления к аппаратам, машинам, клеммным наборам), нарушение пайки в наконечниках, обрыв жил у наконечников, механические повреждения изоляции, разъедание изоляции топливом и смазкой.
При ремонте тепловоза осматривают клеммные панели в аппаратной камере, на пульте управления, присоединение проводов к аппаратам, машинам. Гайки, крепящие наконечники проводов, проверяют торцовым ключом, ослабшие подтягивают. Крепежные детали по конструкции и количеству должны строго соответствовать установленным заводом-изготовителем.
Осматривают состояние проводов и их изоляцию в местах выхода из труб, клеммных (сборных) коробок, у клиц, в местах близкого прохождения к металлйческим конструкциям. Провода не должны касаться металлических предметов. В местах выхода из труб и коробок, как правило, заводы устанавливают’ резиновые (или из другого изоляционного материала) втулки (трубки). Если почему-либо их не оказалось или они сдвинулись в процессе работы, необходимо устранить это нарушение. Изоляционную втулку, смещенную со своего места, устанавливают и закрепляют так, чтобы провод был защищен от касания металлических предметов. Если такой втулки не оказалось, следует разрезать кусок резиновой трубки и уложить на кабель, углубив в металлическую коробку или другую деталь и закрепить шнуром. Если не представляется возможным вставить трубку, то используют электрокартон, которым обертывает провод и сдвигают на 30—50 мм его в трубу (или другую деталь), а сверху накладывают, промазывая изоляционным лаком, стеклоткань и на нее накладывают электрокартон, затягивая шнур с захватом части трубы (50—60 мм) и части выступающего из трубы электрокартона. Такое закрепление позволяет обеспечить неподвижность электрокартона на выходе из трубы.
Тщательно осматривают провода в местах их возможного перемещения. Кабели, расположенные рядом, при перемещении друг относительно друга могут перетирать изоляцию, что может привести к короткому замыканию. В таких местах провода «прибанда-жируют» друг к другу, чтобы создать их взаимную неподвижность.
Проверяют состояние штепсельных разъемов, сборных коробок. Разъемы и коробки вскрывают, осматривают, очищают. При оплавленных контактах, обугленных изоляционных колодках, повреждении резьбы на накидных гайках или корпусах и нарушении герметичности разъемы ремонтируют или заменяют.
МеЖтепловозные соединения с тепловозов снимают и проверяют на специальном стенде. Кабельные наконечники, имеющие трещины и подгары, заменяют, а деформированные выправляют. При необходимости наконечники облуживают. Если провода в месте присоединения к наконечнику имеют более 10% оборванных жил, провод обрезают и наконечник перепаивают. Соединять провода можно только на клеммных панелях, сборных коробках. Неисправный провод заменяют полностью до ближайшего клеммного соединения. Не допускается наращивать провода скруткой, производить от них отпайку, присоединять их к клеммам без наконечников.
Резиновая изоляция проводов считается годной, если не возникнет в ней трещин при изгибе на 180°. При замене проводов, перепайке наконечников обращают внимание на зачистку жил, подготовку наконечников. После пайки и необходимой правки наконечника место соединения провода к наконечнику изолируют изоляционной лентой, где предусмотрено чертежом. Местные повреждения изоляции проводов (от перетирания) восстанавливают наложением двух-трех слоев изоляционной ленты с промазкой из изоляционным лаком.
⇐Общие сведения об электрических схемах тепловозов | Ремонт электрооборудования тепловозов | Порядок отыскания повреждений в электрических цепях⇒