На тепловозах разных серий установлены тяговые генераторы с различными характеристиками (табл. 9). Конструктивно основные элементы генераторов постоянного тока одинаковы, поэтому здесь подробно описан ремонт генератора ГП-311 (рис 24), установленного на тепловозах типа ТЭ10, а по другим генераторам приведены только отличительные особенности.
К основным частям генераторов постоянного тока относятся станина, полюсы, якорь с коллектором и узлом щеткодержателей, подшипниковые щиты, вентилятор. Станина генератора 18 с укрепленными на ней главными 19 и добавочными 20 полюсами с соединительными проводами 25 и 28 является магнитопроводом. В станину установлен подшипниковый щит 12, в который впрессована сменная ступица 10 Якорь 17 вращается в двурядном сферическом подшипнике 7. Между шинами уложены’ изоляционные прокладки 24.для предотвращения от перетирания изоляции при взаимном перемещении. Места эти утягивают лентой или шнуром
Для предотвращения вытекания смазки на валу 5 якоря с обеих сторон от подшипника установлены лабиринтные кольца 3, 6 и крышки 4, 8 соответственно с внутренней и наружной сторон Обе лабиринтные крышки прикреплены болтами 9 к сменной ступице 10 Смазка в подшипник поступает по трубке 11
К подшипниковому щиту прикреплена поворотная траверса 16 с зубчатым колесом 29 К траверсе 16 через изоляторы 15 прикреплены бракеты 14 со щеткодержателями 13 и щетками Якорь, приводимый во вращение от дизеля, соединен с коленчатым валом фланцем 22 при помощи муфты Конусной частью вал якоря соединен с распределительным редуктором. Лапами 23, приваренными к станине, генератор прикреплен к поддизельной раме.
Воздух на охлаждение генератора поступает сверху через патрубок 21 от специального вентилятора. Охлаждающий воздух внутри генератора через радиальные каналы сердечника якоря проходит между катушками полюсов, омывает петушки, коллекторную камеру и выбрасывается вниз через выходные окна в подшипниковом щите Коллекторная камера закрыта съемными крышками 1 Генератор подключают к электрической схеме теп-
Основные типы тяговых генераторов и тепловозы, на которых онн установлены |
||||||
Параметры |
МП Т-84/39 ТЭ1, ТЭ2, ТЭМ1 |
МПТ-99/47А ТЭЗ, ТЭ7 |
МПТ-120/49 типа ТЭ10 |
ҐП-300 ТЭМ2 |
ГП-311Б, ГП-311В типа ТЭ10 |
ГП-312 М62 |
Номинальная мощность, кВт………. |
700 |
1350 |
2000 |
780 |
2000 |
1270 |
Ток, А: |
||||||
длительный (при температуре 40°С)….. |
1000 |
2455 |
4260 |
1210 |
4320 |
2230 |
1800 |
4000 |
6600 |
1900 |
6600 |
3570 |
|
Напряжение, В: |
||||||
900 |
820 |
700 |
870 |
700 |
570 |
|
при длительном режиме……….. |
700 |
550 |
470 |
645 |
465 |
356 |
Частота вращения якоря, об/мин…….. |
740 |
850 |
850 |
750 |
850 |
750 |
Масса генератора, кг………….. |
4500 |
7460 |
9200 |
4800 |
9200 |
7400 |
Количество полюсов: |
||||||
8 |
8 |
10 |
8 |
10 |
10 |
|
8 |
8 |
10 |
8 |
10 |
10 |
|
Петлевая с уравнителями |
Лягушачья |
ПетлеЕ |
*ая с уравнит« |
;лями |
Петлевая |
|
Количество катушек: |
||||||
76 |
148 |
155 |
76 |
155 |
145 |
|
— |
148 |
155 |
— |
155 |
— |
Шаг по пазам: |
||||||
1—10 |
1—19 |
1—16 |
1—10 |
1—16 |
1—15 |
|
— |
1—20 |
1—17 |
— |
1—17 |
— |
|
Шаг по коллектору: |
||||||
1—2 |
1—3 |
1—3 |
1—2 |
1—3 |
20—22 |
|
— |
1—110 |
1—92 |
— |
1—92 |
— |
|
680 |
780 |
850 |
680 |
850 |
780 |
|
380 |
444 |
465 |
380 |
465 |
435 |
|
2Н3620 |
2Н3626К |
2Н3626К |
2Н3620 |
2Н3626К |
2Н3626К |
|
Количество: |
||||||
бракетов щеткодержателей………. |
8 |
8 |
10 |
8 |
10 |
10 |
щеткодержателей на бракет……… |
3 |
7 |
9 |
3 |
9 |
7 |
щеток в щеткодержателе………. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
48 |
112 |
180 |
48/24* |
180/90 |
140/70 |
|
9X32X60 |
12,5x32x65 |
12,5x32x65 |
2 (12.5Х Х32Х65) |
2 (12,5Х Х32Х.65) |
2 (25Х32Х Хб5) |
|
Нажатие на щетки, кгс…………. |
0,8—1,2 |
0,8—1,2 |
0,8—1,2 |
СМ 1—1 1 00 о" |
0,8—1,2 |
0,8-1,2 |
* Такой размер щеток применяют с 1976 г., а до этого их размер был 12,5X32 X65 мм, в связи с этим уменьшилось в 2 раза количество щеток на Ма11ПИр и м е ч а и и е. На всех указанных тяговых генераторах установлены щетки марки ЭГ-14.
ловоза при помощи выводов 2 и 27, обозначенных буквами П, ПП, ДП, ЯЯ, Н, НН, что соответствует обозначению на схеме. Выводные провода закрепляют клицей 26.
⇐Восстановление натяга эластомером | Ремонт электрооборудования тепловозов | Разборка генератора⇒