Основными узлами тягового электродвигателя (рис. 37) являются остов с катушками (магнитная система), якорь с узлом щеткодержателей, подшипниковые щиты. Остов 1 представляет собой восьмигранную отливку, с правой стороны которой (если смотреть со стороны коллектора) имеется прилив, образующий моторно-осевую горловину. В продольном направлении остов имеет две горловины: малую — со стороны коллектора диаметром 465 мм и большую — со стороны привода (шестерни) диаметром 550 мм. Со стороны коллектора остов имеет люки 50 для осмотра коллектора и прохода вентиляционного воздуха. На один из верхних люков при помощи хомута прикреплен брезентовый патрубок, соединяющий тяговый электродвигатель с каналами воздухопровода тепловоза. Со стороны привода (шестерни) остов имеет три отверстия для выхода вентиляционного воздуха. Закрыты эти отверстия сетками с козырьками 20, предохраняющими от попадания внутрь посторонних предметов. Внутри остова закреплены четыре главных 3 и четыре добавочных полюса 17. Каждый из полюсов прикреплен тремя болтами 2. В малую и большую горловины остова запрессованы подшипниковые щиты 8: передний со стороны коллектора и задний со стороны шестерни. В подшипниковых щитах (буртах, прилега-
Рис. 37, Тяговый электродвигатель ЭДТ-200, ЭД-107: а — продольный разрез, б — поперечный разрез ющих к остову) имеется по три отверстия, служащие для ввертывания в них отжимных болтов для выпрессовки.
Подшипниковый щит со стороны шестерни в верхней части имеет воздушный канал, соединяющий заднюю часть (лабиринт) подшипникового щита с атмосферой для выравнивания давления внутри остова с атмосферным. Если этот канал забьется грязью или крышка канала (внутренняя сторона) сильно помнется, то может произойти засасывание смазки внутрь остова. Происходит это потому, что открытые головки секции якоря образуют «веер», который при вращении действует, подобно вентилятору, создавая разряжение внутри остова. В подшипниковые щиты запрессованы роликовые подшипники 9 со стороны коллектора и 23 — со стороны привода. Подшипник со стороны коллектора имеет на внутреннем кольце с внутренней стороны бурт, а с наружной стороны — упорное кольцо и шайбу И. Этот подшипник радиально-упорный; он, кроме радиальных, воспринимает и осевые нагрузки. Закрыт этот подшипник крышкой 10.
Подшипник со стороны шестерни осевых нагрузок не воспринимает, а воспринимает только радиальные. Смазку в подшипник запрессовывают через трубки 7, закрываемые пробками. Для предотвращения вытекания смазки из подшипника с внутренней стороны имеются уплотнительные кольца и лабиринтные крышки 26 с обеих сторон. На электродвигателях ЭД-107А и ЭД-118А крышку прикрепляли к шунту болтами. На остальных электродвигателях она отлита вместе со щитом. Для предотвращения попадания осерненной смазки из редуктора с наружной стороны установлена лабиринтная крышка 22 и кольца 24.
Со стороны подвески к раме тепловоза у тягового электродвигателя имеются два опорных носика 27 (верхний и нижний), между которыми помещена пружинная траверса подвески. Несколько выше опорного носика на остове имеются два прилива с отверстиями (транспортные ушки 28). Приливы служат для предохранения от падения на путь при изломе носиков. С противоположной стороны (над моторно-осевой горловиной) имеется еще один такой прилив. Крюк подъемного крана при транд-портировке тягового электродвигателя зацепляют за отверстия этих приливов.
Моторно-осевая горловина имеет два прилива, к которым четырьмя болтами 39 с гайками 40 прикреплены шапки моторноосевых подшипников 33. Каждая шапка имеет масляную камеру, в нее через горловину 34 заливают смазку. Через трубки с крышкой 35 замеряют уровень смазки в шапке, а через пробку 37 спускают конденсат.
Подача смазки к оси осуществляется шерстяной подбивкой 38 с войлочной прокладкой у оси. Подбивка прижимается к оси при помощи польстера 36. Польстер электродвигателей ЭДТ-200Б, ЭД-107 представляет собой металлическую пластину, которая одним концом шарнирно закреплена в верхней части шапки, а другим (нижним) под действием пружины прижимает подбивку к шейке оси. Бронзовые вкладыши 5 моторноосевых подшипников образуют постель, в которой вращается ось колесной пары. Проушина 41 служит для крепления к остову кожуха шестерни.
Между обеими шапками (для защиты от попадания загрязнений) установлен кожух 4. На остове со стороны моторно-осевой горловины расположены две клицы 32, состоящие из двух половин, стянутых болтами. Клицы служат для крепления кабелей.
Главный полюс 3 состоит из сердечника, натушки 46 и уплотняющей пружинной рамки 47. Листы сердечника спрессованы и стянуты четырьмя трубчатыми заклепками 48, развальцованными с обеих сторон. В прямоугольное отверстие, проходящее в середине сердечника, запрессован сплошной стержень 49, в котором нарезаны три отверстия для крепления полюса к остову. На электродвигателях ЭД-118А полюсы выполнены в виде моноблоков — катушка в этой конструкции не может быть снята С полюса. В данной конструкции катушка изолирована, будучи посаженной на сердечник путем погружения в специальный компаунд «Монолит-2». Такие полюсы имеют высокие изоляционные свойства, не боятся увлажнения. Сердечник полюса по наружной поверхности имеет сферу радиусом, равным радиусу места посадки его на приливах остова. По внутренней поверхности он имеет радиус, близкий к радиусу якоря.
Сердечник добавочного полюса 43 представляет собой литую конструкцию прямоугольной формы с небольшими заплечиками, к которым электрозаклепками приклепан (а у электродвигателя ЭДТ-200Б приварен) латунный (диамагнитный) фланец 45 и на него опирается по всей поверхности катушка 44. Для уплотнения катушки на полюсе и смягчения ударов при движении под иее со стороны остова подложена стальная пружинная рамка 42, а под сердечник — латунная прокладка, обеспечивающая необходимый «воздушный зазор» между сердечником добавочного полюса и остовом.
Якорь 6 состоит из вала 25, задней нажимной шайбы 19, стальных листов 18, передней нажимной шайбы 16, обмотки якоря 21 и коллектора. Со стороны привода (шестерни) хвостовик вала имеет конус для посадки шестерни. Шайбы (задняя и передняя) напрессованы с натягом. На вал напрессован и коллектор, состоящий из набора медных и миканитовых пластин 13, зажатых между втулкой 15 и нажимным конусом 12 и стянутых болтами. Изолированы пластины от втулки и конуса ми-канитовой изоляцией (манжетами и цилиндром). Пластины в нижней части имеют форму «ласточкина хвоста», благодаря чему они удерживаются от выбрасывания под действием центробежных сил при вращении якоря. Над коллектором к остову приварены четыре кронштейна 14, к которым болтами 29 прикреплены щеткодержатели 30 с щетками 31.
⇐Общие сведения о тяговых электродвигателях и режимах их работы | Ремонт электрооборудования тепловозов | Очистка и предварительная проверка тягового электродвигателя⇒