Общие сведения о тяговых электродвигателях и режимах их работы

Тяговый электродвигатель преобразует электрическую энергию генератора в механическую для движения колесных пар локомотива. На тепловозах различных серий используют несколько типов тяговых электродвигателей; наиболее распространенными являются электродвигатели типов ЭДТ-200Б, ЭД-107А и ЭД-118А, элементы конструкции которых будут рассмотрены в данной главе.

Электродвигатели ЭД-107А, ЭД-118А и ЭДТ-200Б постоянного тока, последовательного возбуждения, защищенного исполнения с принудительной вентиляцией. Электродвигатель ЭДТ-200Б установлен на тепловозах ТЭЗ, ТЭ7, ТЭМ1. На тепловозах ТЭЗ и ТЭМ1 он работает с Передаточным отношением 4,41, а на тепловозе ТЭ7 — с передаточным отношением 2,54. За счет уменьшенного передаточного отношения увеличена максимальная скорость тепловоза ТЭ7 до 140 км/ч вместо 100 км/ч тепловоза ТЭЗ. В остальном режим работы тягового электродвигателя ЭДТ-200Б на тепловозах ТЭЗ и ТЭ7 (напряжение, частота вращения и расход охлаждающего воздуха) одинаковый.

На тепловозах ТЭМ1 электродвигатель ЭДТ-200Б работает при напряжении 125 В при расходе охлаждающего воздуха 45 м3/мин. Режим работы электродвигателя зависит в данном случае от схемы тепловоза. На тепловозах ТЭЗ и ТЭ7 тяговые электродвигатели соединены в три параллельные группы, по два в каждой группе. Напряжение, приходящееся на каждый электродвигатель, равно половине напряжения генератора (550:2 = =275 В), т. е. напряжению генератора, деленному на число последовательно соединенных электродвигателей. Ток каждого электродвигателя равен току генератора, деленному на число параллельных цепей, т. е. 2460:3=820 А. На тепловозах ТЭМ1 эти электродвигатели работают с менее мощным генератором и соединены они последовательно (при наибольшей силе тяги при трогании) с последующим переключением при разгоне в две параллельные группы.

Тяговый электродвигатель ЭДТ-200Б работает на тепловозах с различным ослаблением магнитного потока. Тепловозы ТЭЗ выпущены с ослаблением магнитного потока 1-й ступени 47% и 2-й — 25%, а на тепловозах ТЭМ1 — 35%.

При эксплуатации электродвигателя ЭД-107 выявилось большое количество случаев повреждений подшипников, образования трещин в валах, задних нажимных шайбах, пробоя изоляции якоря и т. д. В связи с этим он был снят с производства и вместо него с января 1971 г. стали выпускать электродвигатель ЭД-107А. У этого электродвигателя жесткость вала повышена за счет увеличения диаметра якоря (НО вместо 125 мм) и подшипника со стороны шестерни (150 вместо 140 мм). Увеличено количество болтов, крепящих подшипниковые щиты: со стороны шестерни их стало десять вместо шести и со стороны коллектора семь вместо четырех. Для повышения сопротивления изоляции применен провод с усиленной изоляцией; введена выстилка паза изоляционной пленкой с покрытием эмалью ЭП-91. Для улучшения коммутации применены щетки ЭГ-61.

У якорей электродвигателей ЭДТ-200, ЭД-107 и ЭД-107А наблюдалось распушение крайних листов сердечника, потеря монолитности крайнего пакета. В эксплуатации это вызывало их вибрацию, что в свою очередь приводило к повреждению изоляции катушек якорей на выходе нз паза с пробоем на корпус.

Электродвигатели ЭДТ-200Б и ЭД-107 при заводских ремонтах модернизируют: у якорей заменяют задние нажимные шайбы на усиленные, крайние листы пакета сваривают, пазы в сердечнике перед укладкой обмотки выстилают пленкостеклотканью; катушки делают из провода ПЭТВСД, пайку коллектора производят серебросодержащим припоем; пропитывают якорь в лаке ПЭ-933. У валов увеличены радиусы галтелей; введена упрочняющая накатка.

С 1973 г. вместо электродвигателя ЭД-107А выпускают электродвигатель ЭД-118А. Основные узлы его одинаковы с электродвигателем ЭД-107А. Режимы работы электродвигателей ЭД-107А, ЭД-118А нй различных тепловозах приведены в табл. 10.

Якоря и остовы электродвигателей ЭД-107А и ЭД-118А взаимозаменяемы. Якоря электродвигателей ЭД-107 невзаимозаменяемы с якорями электродвигателей ЭД-107 А и ЭД-118А. В острв электродвигателя ЭД-107 можно вставить якоря электродвигателя ЭД-107А или ЭД-118А при условии замены подшипниковых щитов.

Тяговые электродвигатели ЭД-107, ЭД-107А и ЭД-118А при постановке под тепловоз в принципе взаимозаменяемы, т. е. под одним тепловозом могут быть установлены любой из этих электродвигателей при условии обеспечения необходимого количества охлаждающего воздуха. Однако совместная их установка нежелательна, так как это внесет сложности при уходе в эксплуатации из-за разной конструкции моторно-осевых подшипников. Кроме того, электродвигатель ЭД-118А не требует осмотра

Параметры

ДК-304Б

Тяговые эл< ЭДТ-200Б

эктродвигатели

ЭД-118А,

ЭД-107А

ОД-107)

ЭД-108А

ОД-108)

Мощность, кВт…… 152

206

305

305

Напряжение, В:

длительного режима.. 235

275

463

475

максимальное….. 420

410

700

635

юк, А:

длительного режима.. 725

820

720

700

при максимальном нлцряжении…….. 400

Частота вращения якоря,

505

476

525

об/мин:

длительного режима.. 425

500

585

610

максимальная….. 2 200

Условное обозначение якор-

2 200

2 290

1 870

ных подшипников со стороны;

шестерни……. 32 424

32426

32330

32330

(32328)

(32328)

коллектора…… 62 417

62417

92 417

92417

(92 317)

(92 317)

Количество катушек, шт.. 50

50

54

54

Шаг по пазам……. 1-13

1-13

1-14

1-14

Шаг по коллектору…. 1-2

1-2

1-2

1-2

Класс нагревостойкости изо-

F

F

лядни………. В

В

В(ЭД-107)

В (ЭД-108)

Диаметр коллектора, мм.. 345

400

400

400

Марка щеток……. ЭГ-2А

ЭГ-2А

ЭГ-61

ЭГ-61

Нажатие на щетку, кгс.. 3,0—4,0

4,9—5,5

4,2—4,5

4,2—4,5

Размер щеток, мм….. 2 (12,5X

2 (12.5Х

2 (12,5Х

2 (12,5Х

Х40Х60)

Х50Х60)

Х40Х60)

X 40 X60)

Масса, кг……… 2 550

3 300

3 100

3 550

Примечания. I. Тяговые электродвигатели ДК-304Б, ЭДТ-200Б, ЭД-Ю7А и ЭД-И8А имеют опорно-осевое подвешивание, а тяговые электродвигатели ЭД-Ю8А—опорно-рамное.

2. Все указанные электродвигатели имеют по четыре щеткодержателя (по три щетки в каждом щеткодержателе) и по четыре главных и добавочных полюса.

коллектора при техническом обслуживании ТО-2, а для электродвигателя ЭД-107 обязателен осмотр на каждом ТО-2. Для охлаждения электродвигателя ЭД-107 напор воздуха в коллекторной камере должен быть не менее 150 мм вод. ст., а для электродвигателей ЭД-107А и ЭД-118А — не менее 160 мм вод. ст.

Электродвигатели ЭД-107 с одной стороны и ЭД-107А, ЭД-118А с другой имеют невзаимозаменяемые катушки добавочных полюсов. Иными словами, нельзя в остов электродвигателя ЭД-107 поставить катушку электродвигателя ЭД-107 А или

ЭД-118А. Если такую постановку допустить, то нарушится коммутация, расплавятся петушки коллектора и якорь выйдет из строя. Как исключение допускается заменять полностью все катушки, но в этом случае необходимо иметь в виду, что зазор между полюсом и якорем в электродвигателях ЭД-107А и ЭД-118А меньше, чем у электродвигателя ЭД-107. Если в остов электродвигателя ЭД-107 вставляют якорь электродвигателя ЭД-107А (со щитами), то должны быть использованы добавочные полюсы электродвигателя ЭД-107А. В крайнем случае могут быть использованы добавочные полюсы электродвигателя ЭД-107, но для этого сердечники полюсов должны быть по высоте уменьшены (простроганы на станке) под размер 137,5—0,1 мм (вместо 138,5-1 мм). Под эти полюсы необходимо подложить немагнитные прокладки толщиной 4 мм (две прокладки по 2 мм). Расстояние между добавочными полюсами должно быть 5111о’1 мм

Если в остов электродвигателя ЭД-107А вставляют якорь электродвигателя ЭД-107 (с его щитами), то должны быть использованы добавочные полюсы электродвигателя ЭД-107 с немагнитными прокладками, которые под ними были установлены в остове электродвигателя ЭД-107.

Если оставить добавочные полюсы электродвигателя ЭД-107А, то под ними следует сохранить по одной немагнитной прокладке толщиной 2 мм и установить по одной стальной прокладке толщиной 1 мм. При этом расстояние между добавочными полюсами должно быть 513+°>^ мм.

Сборка и установка генератора на тепловоз | Ремонт электрооборудования тепловозов | Основные элементы конструкции тяговых электродвигателей

Добавить комментарий