Внутреннее оборудование любого пассажирского вагона подразделяется на несъемное и съемное и независимо от типа и планировки вагона предназначено для удобного размещения пассажиров и багажа в вагоне и создания необходимых условий для работы проводников.
К несъемному (постоянно находящемуся на вагоне) оборудованию относятся мебель, столики, газетные сетки, постоянные ступеньки на вторую полку, различные поручни и все остальные предметы, постоянно укрепленные на своем месте в вагоне. Съемное оборудование — это постельные принадлежности, плечики для одежды, коврики, пылесосы, ведра, веники, запасные части и другие предметы, которые переносятся проводником и могут быть заменены другими.
Все внутреннее оборудование всегда должно быть исправным, чистым и готовым к пользованию. Контроль за его целостью, исправностью и комплектностью возложен на проводника.
Для очистки диванов и полок от грязи, пыли, жировых пятен целесообразно применять горячую воду с применением моющих средств, мыльно-содового раствора, 3 %-ного раствора хлорамина или слабого (не более 3 %) раствора соляной кислоты и каустической соды. Как правило, на железной дороге пользуются растворами следующего состава: сода кальцинированная — 1 %, средство «Прогресс» — 2%, вода — 97 % или: сода кальцинированная — 2 %, мыло хозяйственное — 0,5 %, вода — 97,5 %.
Нельзя очищать обивку из искусственной кожи растворителем и растворами, содержащими бензин, ацетон, этилацетат и другие сильно пахнущие соединения, а также крепкими (свыше 3 %) растворами кислот и щелочей. Для сохранности диванов и полок нельзя загружать рундук вещами, выступающими за его верхнюю кромку, и углем, вставать на сиденья диванов и столики в пассажирских отделениях, класть на диваны и полки острые предметы и смазочные материалы.
Слоистый пластик стен, перегородок и мебели можно очищать слегка влажной тряпкой, смоченной в моющем растворе, с последующей промывкой теплой водой и обтиркой досуха. Растворами для очистки пластика могут быть теплая вода с мылом и 3 %-ным раствором кальцинированной соды или 2 %-ный раствор моющего порошка. Пятна краски с пластика удаляются растворителем (уайт-спиритом). Мебельные царапины или метки на лицевой поверхности пластика можно удалить с помощью полированного круга из мягкой ткани, сукна или фетра. Нельзя использовать для очистки пятен различные абразивные порошки, пасты и порошки для чистки ванн и посуды типа «Гигиена», «Чистоль», «Пе-моксоль».
Серьезного ухода требует пол вагона. Подметать его в рейсе необходимо не менее двух раз, но не реже одного раза в сутки, предварительно смочив водой. После рейса пол необходимо вымыть тряпкой или мягкой щеткой, смоченной в растворе теплой воды с мылом и 3 %-ным раствором кальцинированной соды или 2 %-ным раствором моющего порошка. Можно использовать средства «Прогресс» и «Азолет А» в количестве 100… 150 г на 10 л горячей воды. Применять щелочь и жесткие щетки, допускать скопление воды на полу нельзя.
Пол протирают материалом, хорошо впитывающим влагу. В случае проникновения воды во время мытья пола в подвагонный бельевой ящик ее необходимо слить на стоянке вагона, открыв пробку внизу ящика. При намерзании льда в зимнее время вследствие попадания воды в дренажные отверстия вагон нужно отцепить и поставить в закрытое помещение с температурой воздуха 15… 20 °С до растаивания льда и прекращения вытекания воды через эти отверстия в полу вагона. Проводник должен следить за состоянием линолеума.
Все пластмассовые детали нужно не реже одного раза в три дня протирать ветошью, смоченной в мыльной воде или в растворе специальных синтетических моющих средств, предназначенных только для протирки изделий из синтетических материалов. Обязательна последующая протирка сухой мягкой ветошью. Применение для протирки пластмассовых деталей растворителей недопустимо. Фаянсовые изделия рекомендуется промывать 1,5 %-ным раствором средства «Прогресс».
Хромированные детали и детали, покрытые молотковой эмалью, нужно не реже одного раза в сутки протирать сухой ветошью, а в конце каждого рейса промасленной тряпкой. Детали, за которые пассажиры часто берутся руками (дверные ручки, оконные замки и др.), нужно протирать до полного удаления смазочного материала. Применять можно только те масла, которые не содержат свободных кислот.
Лакированные и полированные детали вагонов не обмывают, за исключением отдельных загрязненных мест.
При мытье внутреннего оборудования необходимо следить за тем, чтобы жидкость не могла попасть внутрь пола.
⇐Автосцепное устройство и переходные площадки | Проводник пассажирских вагонов | Ходовые части⇒