В зависимости от скорости движения и расстояния пассажирские поезда делятся на скорые и пассажирские, дальнего следования, местного сообщения и пригородные.
Скорые поезда делают в пути следования меньше остановок, чем пассажирские, и продолжительность остановок невелика. При проезде в скорых поездах с пассажиров взыскивается доплата за скорость.
Пассажирские и скорые поезда делятся на поезда круглогодичного обращения и поезда, назначаемые только на летний период. Дальние поезда курсируют на расстояние свыше 700 км, местные — от 150 до 700 км, пригородные — до 200 км.
Принято различать следующие виды сообщений:
• прямое, когда пассажир следует по двум железным дорогам и более;
• местное, когда пассажир совершает поездку по одной железной дороге (редко двум);
• пригородное, при котором пассажир едет в пределах пригородных зон, но не далее 200 км;
• по дорогам России и стран ближнего зарубежья;
• международное, когда пассажир совершает поездку по железным дорогам двух и более государств дальнего зарубежья.
Кроме того, курсируют почтово-багажные поезда.
Назначать и отменять поезда дальнего, местного сообщения и почтово-багажные, следующие по двум и более дорогам, разрешается Департаменту пассажирских сообщений МПС России, а в пределах одной дороги — начальнику дороги. Для пассажирских поездов установлена следующая нумерация:
1 -100……..скорые пассажирские (круглогодичного обращения)
101 — 156…………………………………..скорые пассажирские (летние)
157-169………………………………………….скоростные пассажирские 170 — 300…………………………………..пассажирские круглогодичные 301 — 399…………………………………………………пассажирские летние 400 — 499……………………………пассажирские разового назначения 500 — 599………………………………………разового назначения летние 600-699…………………………………………………………………….местные 800 — 899………………………………………….туристско-экскурсионные 900 — 999………………………почтово-багажные, грузопассажирские 6000-6999………………………………………………………….пригородные
Пропускают поезда по линии и перегонам по старшинству.
К группе А (внеочередные) относятся поезда восстановительные, пожарные, снегоочистители, локомотивы без вагонов, автомотрисы, дрезины несъемного типа, назначаемые для восстановления нормального движения и для тушения пожаров.
Группа Б — это очередные графиковые поезда по старшинству: пассажирские скорые, пассажирские всех остальных наименований, почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские, ускоренные грузовые, грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные.
К группе В относятся поезда, назначаемые по особым требованиям, их очередность устанавливается при назначении.
Размещение в составе поезда пассажирских вагонов разного рода и типа в определенной последовательности называется композицией, или схемой формирования, состава. Общее количество вагонов в составе определяется массой поезда, длиной приемоотправочных путей, установленной скоростью движения и силой тяги локомотива. При подсчете массы пассажирских поездов учитывается тара вагонов, масса пассажиров, ручной клади и багажа.
Для цельнометаллических пассажирских вагонов, купированных и цекупированных, межобластного сообщения масса тары берется по трафарету, указанному на кузове вагона. Масса пассажиров и ручной клади принимается условно: купейных 4 т, плацкартных 6 т, бесплацкартных и межобластных по 8 т. Масса каждого багажного, почтового (с учетом багажа) вагона и вагона-ресторана принимается 65 т. Общая масса поезда в зависимости от рода вагонов в составе — 600… 1100 т.
При выборе схемы или назначения состава учитываются запросы пассажиров на приобретение билетов в вагонах тех или иных категорий (купейные, плацкартные, общие) и обращается внимание на создание удобств для пассажиров. В составе поезда выделяются вагоны, предназначенные для пассажиров с детьми, и вагоны повышенной комфортности.
С целью улучшения качества обслуживания пассажиров, обеспечения максимального удобства поездки на европейском уровне на сети железных дорог России созданы фирменные поезда. Требования к фирменным поездам изложены в ОСТ 32.24-93 «Требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах». Для фирменного поезда утверждаются название и эмблема (символика), которые указываются на наружной боковой стене каждого вагона, маршрутной доске, предметах внутреннего интерьера и посуде поезда. Все вагоны фирменного поезда должны быть новыми или после ремонта и быть в эксплуатации не более 12 лет после постройки. За поездом закрепляют вагон-ресторан с эмблемой фирмы (если он предусмотрен в схеме формирования). Внутри каждого вагона должны быть полные комплекты съемного инвентаря и имущество (одинаковое во всех вагонах), дорожки по коридору и коврики в купе, одеяла и постельное белье повышенного качества.
Форменная одежда проводников должна быть индивидуального пошива, обязательно наличие на костюме визитной карточки.
⇐Графики и расписания движения поездов | Проводник пассажирских вагонов | Московское, местное и поясное время⇒